Сергей Погребицкий
Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит - «страдание» (по церковно-славянски - «страсть»).
Некоторое напоминание из православных источников: пассия, это самая поздняя по времени возникновения православная служба - была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой). Чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а так же иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам.
Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей -22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна.
В центре храма большое Распятие. Прихожане с благоговейным трепетом приклоняются перед Распятием.
Начинается служба. Открываются Царские врата и настоятель храма, отец Роман выносит из алтаря Святое Евангелие. И вот оно уже на аналое перед Крестом. Начинается чтение акафиста "Честному и животворящему Кресту Господню" и Евангельского повествования о Страстях Христовых.
Сегодня как-то иначе, по особому, я услышал пение нашего хора. Пение клира и чтение акафиста пробуждало мысли о покаянии. Вновь и вновь появлялось чувства сопереживания о страданиях Иисуса Христа. А на фоне проповеди, с поучением об Искуплении, отца Сергия Зорина, чувство собственной греховности, еще более усилилось.
Служба продолжается, прихожане вновь коленопреклоненно припадают перед Распятием и подходят на помазание к батюшке. У всех на лицах сосредоточенность, каждый думает о своем.
Какие-то моменты остались в "фотоистории-фотолетописи" храма, но основное конечно у каждого в душе.