В школе Спасо-Парголовского храма состоялась встреча родителей с психологом.
На встречу собрались родители воспитанников разных возрастов УКЦ «Родник». Психолог Нина Михайловна Иванова провела беседу на тему «Подросток. Трудности взросления.».
Благодарим Нину Михайловну за интересную и полезную встречу!
Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы беседы.
Подросток. Трудности взросления.
Еще недавно он был милым послушным ребенком. И вдруг, смотрит сверху вниз, разговаривает тоном умственного превосходства. Отчаянный рывок жизни. Вряд ли найдется в жизни человекатакой же сложный этап развития, как подростковый. И сегодня остаётся актуальнымсказанное еще в 1920 году психологом Эдуардом Шпрангером: «Ни в каком возрасте человек не нуждается так в понимании, как в годы отрочества и юности».
За этот короткий период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и сдругими, через внешние срывы и восхождения он может приобрести чувство личности. Переход от детства к взрослости не может быть безболезненным и абсолютно незаметным. Он имеет примечательные черты, их следует понимать. Задача старших регулировать взросление, научая подростка преодолевать трудности.
Можно говорить о 4-х аспектах подросткового кризиса:
1. Биологический
2. Психологический
3. Социальный
4. Духовный
Попробуем рассмотреть каждый аспект.
Биологический аспект.
В этот период происходит резкий скачок физического развития (увеличение массы тела, увеличение объема грудной клетки, развитие мускулатуры), наступает половое созревание. Происходит гормональная перестройка организма — и отсюда тревога, раздражительность, агрессивность, перепады настроения. Повышенная возбудимость (процессы возбуждения преобладают над процессами торможения). Мозг подростка достигает размеров взрослого человека. Начинается изучение сложных предметов: алгебры, геометрии, физики, химии.
Кости растут быстрее, чем сосуды. Сосуды как бы вытягиваются. Поэтому, могут быть проблемы с давлением, сердечные подростковые боли. Для развития и нормального функционирования костей необходимо поступление минеральных солей, а также раздражение нервных окончаний, расположенных в области суставов. Это раздражение происходит лишь при достаточной двигательной активности. Вот почему подростки так шумны и порывисты.
Переживания подростка могут быть связаны с тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть сниженная самооценка.
Психологический аспект.
Это период становления эмоциональной и личностной сфер, включая становление самосознания (ответственность за себя, свое мировоззрениеи за способы самостоятельно отстаивать свои убеждения), самоуважения. Принятие своего пола, своей индивидуальности. Подросток мучительно ищет ответ на вопрос: «Кто я? Какой я в сравнении с другими людьми? Что я хочу? На что я способен?»
Ему бывает нелегко удерживать субъективное ощущение своего «Я» или чувства идентичности. Идет постоянный и напряженный диалог между «я»-реальным и «я»-идеальным. Пространство вокруг подростка поляризуется: или все или ничего.
Подростки относятся с повышенной чувствительностью к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений. При этом внешне они выглядят самоуверенными, безапелляционны в своих суждениях. Сентиментальность уживается с черствостью, а болезненная застенчивость с развязностью, показной независимостью. Борьба с авторитетами, общепринятыми нормами и правилами, обожанием случайных кумиров.
Мир подростка насыщен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни. Они пытаются соединить несоединимое. Создать модель идеального общества, семьи, примирить непримиримое, ищут идеальную гармонию.
Снижается интерес к учебе, но не к получению знаний. Интерес к приобретению знаний высок, но не в традиционной форме.
Интерес к мыслям и чувствам других людей, к тому, что они сами думают о себе. Подростки учатся рассуждать и делать выводы, на основе которых потом появляются первые понятия о взрослой жизни.
Интересна собственная серьезная деятельность, за которую можно нести ответственность.
Подростки много спорят. Они заговорят учителя до смерти: сначала забросают вопросами, потом начнут спорить. Этим они учится отстаивать свою точку зрения.
Подростки склонны переоценивать свои возможности.
Социальный аспект
Появляется чувство взрослости. Ему хочется освободиться от опеки и контроля, приобрести взрослые права. Однако им трудно представить какая разница между их мироощущением и взрослой реальной жизнью.
В подростковом возрасте большая часть подростков ощущает настоятельную потребность в доверительном общении со взрослыми. Для них главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое. Отрочество – это период, когда подросток начинает по-новому оценивать и свои отношения с семьей.
Стремление обрести себя как личность, порождает потребность в отчуждении от тех, кто из года в год оказывал на него влияние, в первую очередь это родители. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее осваивать свои права. Они болезненно реагируют на реальные ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Подросток хочет быть взрослым, но не всегда и не во всем может им быть. Ему необходимы: постоянная помощь, поддержка, советы, дружеское руководство со стороны родителей. В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения.
Недостаток внимания, заботы и руководства взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним. Подросток в подобных ситуациях, обычно, начинает жить своей тайной жизнью. Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишённым возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. Очень часто именно из-за разлада со взрослыми, подросток утрачивает доверие к старшим, их взглядам, словам и поступкам.
Отстаивают свою автономию, и появляется страх самораскрытия.
Многим подросткам приходится так яростно воевать за право думать самостоятельно, что за этой войной не остаётся времени думать. Уже лысея, взрослые всё ещё отстаивают себя, забыв про содержание. А другие никогда никому не говорят, о чём думают на самом деле. Даже себе. Только псориаз, головные боли и злоупотребление алкоголем выдают задавленную в детстве потребность формулировать собственные мысли.
Ищите в своем подростке прекрасного взрослого и начинайте с ним общаться, как будто взрослый уже появился.
Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками, с теми, кто имеет такой же жизненный опыт. Дружба – значимая ценность подросткового периода. Через дружбу усваиваются черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого. Дружба позволяет познать себя и другого. Высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, жадность. Если подросток подвёл, предал, бросил, он может быть избит, его могут оставить в одиночестве.
У подростков остро выступает взаимодействие «мы» и «я». «Мы» – это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора, это способность обрести радость в конкретной общности. «Я» – это способность к обособлению от других, это умение остаться наедине с собой, это способность обрести радость от пребывания с самим собой. Подросток стремится познать и пережить обе стороны и обрести себя между ними.
Огромное влияние на формирование ценностей подростка оказывает интернет, СМИ, реклама.
Появляется интерес к противоположному полу. Единственная возможность конструктивного влияния на подростка — выстраивание с ним доверительных, минимально партнерских отношений.
По опросам социологов каждый десятый ребёнок, переживая подростковый период, задумывается о самоубийстве. Ну, а от каждого пятого можно услышать такие слова: «Так все плохо и безнадёжно, что хочется плакать». Чувства одиночества и отчаяния – страшны. Прыщи, бесконечные мучения с сальными прядями (избыточные выделения сальных и потовых желёз) не делают это время лучше.
Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусном авторитетом в детском коллективе.
Девочки и мальчики, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей.
Подростковый возраст — это период потери детского образа жизни приобретение новой социальной позиции.
Духовный аспект.
Труднее всего поставить ребенка на ноги в нравственном и духовном смыслах. Однако, именно совесть и вера определяют лицо человека. Можно растратить весь свой ум на разгадывание кроссвордов и компьютерные игры, мускулы и быстроту реакции спортсмена применить для разборок и вымогательств. Можно, став знаменитым художником, скатиться на дно бутылки. Можно, скопив целое состояние, терзаться бессмысленностью жизни. Все это относится к внутренней невидимой жизни души и меньше всего поддается контролю. В этом деле взрослому можно соучаствовать, но его нельзя предрешить. Речь идет о наиболее благоприятных условиях.
Очень многое, если не все, зависит от того, сумеют ли сами родители по-настоящему раскрыть свою веру.
«Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренне жизнью» (Александр Ельчанинов).
Все наши трудности воспитания детей в вере объясняются только одним: слабостью нашей веры, скудостью «тока благодати в душе» (свт. Григорий Нисский)
Таким образом, в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции:
1. к независимости – дайте мне все взрослые права и позвольте жить своим умом;
2. к зависимости от взрослых – взрослые обязанности мне пока что не к чему, я не в состоянии их исполнять, и вообще я рассчитываю на то, что вы не позволите мне совершать никаких ошибок, вся ответственность за мое поведение лежит на вас.
Необходимо отметить некоторые особенности подростков: возраст 11-13 лет — прибегают к копированию своих воспитателей и относиться к ним так они до сих пор относились к ним. Могут кричать, манипулировать, обманывать. Что вкладывали, то получите в ответ.
В 13-16 лет начинают судить взрослых, считать, что взрослые ничего не понимают в жизни.
Начинается процесс самовоспитания, и взрослые помогают тому, чтобы в психике ребенка доминировали социально приемлемые цели, а выбираемые средства не приходили в противоречие с его природными особенностями.
Хочется коснуться вопроса полового воспитания подростков. В интернете, в фильмах в СМИ этот вопрос освещается на уровне социальной диверсии. Энергия пола должна направляться на становление личности, выработку социальной значимости:
• Мальчики — карьера и мужественность
• Девочки — женственность и материнство
Молодое поколение XXI века — это поколение, которое формируют цифровые технологии. Поколение выросло в новом цифровом обществе и это влечёт изменение способа мышления людей. Молодое поколение способно одновременно решать несколько задач, «перелетая с одного сайта на другой». Но большинство подростков не способны выполнять линейные задания, к примеру, сосредоточенно читать и писать, поскольку внимание рассеивается. Молодое поколение не умеет самостоятельно решать поставленные задачи, а ищет готовые ответы в Интернете. Подростки не способны к длительной усидчивой работе, импульсивны, непоследовательны, бывают крайне эмоциональны. Имеют низкий уровень стрессоустойчивости.
Как же правильно вести себя с подростком? Постарайтесь построить доверительные отношения. Старайтесь акцентировать внимание на положительных качествах подростка. Оценивайте конкретный поступок подростка, а не его личность. Поощряйте участие подростка в интересных и конструктивных делах и начинаниях. Помогите почувствовать свою значимость и ответственность.
Не забывайте про правила дома, которые все соблюдают все домочадцы и подросток тоже. Не стоит недооценивать личный пример родителя.
В результате проживания подросткового периода подросток должен вынести четыре урока:
1. Жизнь любого человека частично зависит от авторитетов, которые он не выбирал.
2. Поведение человека частично регулируется правилами, которые он не устанавливал.
3. Всегда найдутся люди, перед которыми придется держать ответ — эти люди могут быть не симпатичны подростку.
4. После ошибок, проступка всегда наступают социальные последствия, которые могут показаться несправедливыми.