В праздник Входа Господня в Иерусалим, 25 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители.
За богослужением дети читали часы, апостольское праздничное зачало, пели хор собора под руководством Льва Дунаева и детский хор митрополии под управлением Валентины Королевой.
Среди молящихся были председатель Заксобрания Вячеслав Макаров, заместитель полпреда президента РФ в СЗФО Вадим Потомский, депутат Госдумы Михаил Романов, директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.
"Мы сегодня представляем собой Иерусалим, особенно те, кто причастился, потому что Господь вошел не только в этот город, но и в наши сердца, души Своими Телом и Кровью, - сказал владыка в проповеди. - Вход Господень в Иерусалим - это праздник победы Христа над смертью. Он за неделю до Пасхи уже входит как победитель смерти. Мы держим сейчас в руках пальмовые ветви как знамя победы. Пусть эти ветви хранятся у нас дома в знак того, что Он победил смерть. Мы являемся наследниками этой великой победы. Но как гражданские праздники Победы проходят со слезами на глазах, так и этот вызывает слезы, потому что Спаситель идет сегодня на крестный путь, и люди ветвями, вайями и одеждами устилают Ему путь на Голгофу, на крестные страдания".
"Христос идет на вольные страдания, чтобы спасти нас от греха и вечной смерти, - продолжил архипастырь. - Все думали, что Он воцарится как земной правитель, но Спаситель не стал этого делать, хотя все иудеи ждали царя-освободителя, им надоело римское иго, они хотели быть политически свободными. А Христос не стал этого делать. Он освободил всех людей от главного порабощения - грехом и смертью. Господь не стал воцаряться и отверг идею, которую предлагал Ему народ. Начальники, книжники и первосвященники были против этой идеи, не хотели видеть Христа царем. Пилат, наоборот, написал на кресте, что Иисус - царь иудейский. Господь это не отверг, действительно, Он - Царь, только не земной, а Небесный".
"Господь показал, что никакая власть, никакие деньги, ничто не может заполнить пустоту души, только истинный Бог. И если мы будем причащаться, у нас в сердце будет Господь, мы почувствуем полноту и смысл жизни. Всех, кто сегодня причастился, поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн, и дай Бог, чтобы вера, которая сегодня зарождается в детях, определяла их поступки и поведение. Если вера не определяет, то либо ее нет, либо она слаба. Надо укреплять веру в детях. Мы рады их сегодня видеть здесь! Пригласили только тысячу детей, а обычно по традиции на этом празднике их бывает десять тысяч. Но пока действуют ограничительные меры. Благодарим родителей и детей за участие в празднике. Благодарим наши хоры за прекрасное исполнение песнопений, за то, что настроили нас на Страстную седмицу, которую мы должны пройти с Господом, взяв крест свой и следуя за Ним, терпеливо перенося скорби на нашем пути. Если будем с Господом, то станем самыми сильными в мире. Мы должны это знать и не бояться ничего, потому что Господь с нами. А если Он с нами, то никто не посмеет даже руку на нас поднять. Желаю вам помощи Божией в дальнейших трудах и заботах о спасении! С праздником!" - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона великомученика Пантелеимона.
Ключарь подарил правящему архиерею старинный образ Спасителя. Юрий Мудров преподнес картину в стиле импрессионизма.
Вход Господень в Иерусалим - двунадесятый праздник, установленный в воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим на осленке. Это событие описано во всех четырех Евангелиях. В странах Востока въезд в город на осле символизировал желание мира в отличие от появления на коне, означавшем желание войны. Традиционно в этот день совершается освящение ваий - пальмовых ветвей - в память о том, что ими устилали дорогу Иисусу жители Иерусалима. В России их заменяют вербы, которые первыми распускаются весной.
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.