6 сентября 2024 года протоиерей Роман Ковальский, ключарь Исаакиевского собора, настоятель Спасо-Парголовского храма и храма Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших, принял участие в открытии выставки «Реквием по храму», приуроченной к 130-летию закладки и 100-летию утраты храма святого Александра Невского в Варшаве.

Перед открытием выставки, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, протоиерей Роман Ковальский совершил молебен святому благоверному великому князю Александру Невскому. За молебном молился епископ Кронштадтский Вениамин.

Директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров отметил, что было очень трудно собирать эту небольшую выставку, потому что все сохранившиеся фрагменты храма хранятся в основном в Барановичах (Беларусь) и немного в Польше.

Секретарь Пинского епархиального управления протоиерей Константин Балакай передал приветствие епископа Пинского и Лунинецкого Георгия.

"Господь всякую печаль перелагает на радость. И горе об утрате святыни в Варшаве Господь восполнил тем, что в Барановичах был заложен храм Покрова Божией Матери и появилась радость преемства в том, что нашему храму довелось хранить остаток того величия, который был создан в Варшаве", - отметил хранитель реликвий, клирик Свято-Покровского храма в Барановичах протодиакон Андрей Горбунов.

Юрий Мудров вручил клирикам Белорусской Православной Церкви памятные медали, отчеканенные на Санкт-Петербургском монетном дворе.

Государственный музей «Исаакиевский собор» представляет первый выставочный проект, призванный воздать должное выдающемуся утраченному шедевру русского зодчества конца XIX — начала XX века. Среди экспонатов выставки необходимо отметить прибывшие из Омска эскизы двух ангелов, созданные В. М. Васнецовым для собора святого Александра Невского.

Особый интерес представляют проекты храма, выполненные Л. Н. Бенуа, а также принадлежавшие ему записная книжка и альбом с подборкой газетных статей. Большой раздел экспозиции посвящен творчеству В. В. Беляева, художника-монументалиста, имя которого сейчас известно практически только специалистам. Будут представлены его многочисленные эскизы, а также дневник росписи малых алтарей. Посетители смогут увидеть уникальную серию фотографий из собрания В. А. Фролова, сделанную в день освящения собора 20 мая 1912 года. Подлинной жемчужиной экспозиции можно назвать уцелевшие фрагменты мозаик Варшавского собора, хранящиеся ныне в соборе Покрова Пресвятой Богородицы в городе Барановичи (Беларусь).

Большая часть экспонатов впервые представлена широкой публике.

Инициатором строительства храма святого Александра Невского выступил варшавский генерал-губернатор, герой русско-турецкой войны 1877–1878 годов И. В. Гурко. Его предложение о возведении в столице Привислинского края величественного собора — «алтаря православия на западном рубеже обширной Российской Державы», не только «вмещавшего бы в себе многочисленное собрание молящихся, но и свидетельствовавшего своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей церкви в русском государстве», поддержал император Александр III. Для храма выбрали самый центр Варшавы — Сакскую (Саксонскую) площадь. При соборе была спроектирована отдельно стоящая звонница высотой более 70 метров, ей предстояло стать самым высоким зданием города, его архитектурной доминантой.

Автором проекта, выполненного в духе Владимиро-Суздальских церквей XII века, стал Л. Н. Бенуа. Иконографическую программу составил крупнейший специалист в области церковной археологии и истории христианского искусства Н. В. Покровский. Среди художников, которые расписывали собор, были В. М. Васнецов, Н. П. Харламов, В. В. Беляев, Н. А. Кошелев, Н. А. Бруни. Мозаики по эскизам выдающихся мастеров были выполнены в частной мастерской В. А. Фролова.

Храм с богатым внешним и внутренним убранством, стоимость возведения которого превысила три миллиона рублей, строили на средства казны и народные пожертвования. Одним из крупнейших жертвователей стал Иоанн Кронштадтский. Торжественное освящение состоялось 20 мая 1912 года, но спустя всего три года, в июле 1915-го, священнослужители были вынуждены оставить собор в связи с тем, что в ходе Первой мировой войны территория Царства Польского оказалась под немецкой оккупацией.

После провозглашения Польшей независимости был поднят вопрос об уничтожении в центре столицы католической страны православного храма, напоминающего о временах российского господства. В течение нескольких лет, с 1924 по 1926 год, собор варварски уничтожали тысячами взрывов.

Выставку можно посетить в часы работы музея с 6 сентября по 27 октября. Набережная канала Грибоедова, д. 2А.