УКЦ «Родник» завершил первую четверть 2020/2021 учебного года!

Молитвами настоятеля Спасо-Парголовского храма и директора ЦПВШ протоиерея Романа Ковальского, наших Законоучителей и всего коллектива она прошла плодотворно и по милости Божией в режиме традиционного очного обучения.

Поздравляем всех участников учебного процесса с успешным ее окончанием и приглашаем на культурную прогулку.

Сегодня мы посетим сразу же две выставки: «Лица» и «Музей Лета».

Первая выставка располагается в библиотеке Льва Толстого на 6-ой Линии Васильевского острова, вторая же традиционно проходит в стенах нашей школы. Первую посетили учителя в последнюю неделю четверти, вторая была организована для детей и прошла в первую неделю сентября.

23 октября малая учительская группа отправилась на персональную выставку к нашей бывшей коллеге, учителю ИЗО, а на самом-то деле настоящему художнику.

Мы заходим в зал, где развёрнута экспозиция, и останавливаемся в изумлении, сосредоточенно читаем аннотацию на стенде, оглядываемся. Всюду лица, лица и десятки глаз.

Они — удивительные, да и работы, выполненные в различной технике, передают всевозможные состояния души человека: восторг, раздумье, радость, ожидание, озарение, доброту, растерянность...









Целая гамма чувств, палитра ощущений, букет эмоций. Однако эти состояния совсем не давят, а наоборот, приносят приятное ощущение, будто ты среди давних знакомцев. Да, так и есть! Т.Г. Дуванова устремляется к одной из картин, Е.К. Баркова — к другой. Все находит здесь «свою бабушку», все смеются, все забывают про усталость.

Но вот, наконец, появляется и сама хозяйка выставки, художник Н.О. Ухналева.

Наталья Олеговна любезно соглашается ответить на несколько наших вопросов. Чего-чего, а вопросов у учителей всегда предостаточно.

А ещё Наталья Олеговна — сегодняшний гид по выставке «Лица».

—Хотите узнать, что бывает, когда рассыпается коробка спичек или зубочисток? —вопрошает она.

— С досадой посмотрит на это хозяйка, детишки бросятся подбирать и вновь укладывать в коробок незадачливых путешественников,— думаем мы.

— Что бывает, когда вдруг увидишь интересную картинку в учительском календаре, созданную из обычных спичек? — задаёт риторический вопрос Н.О. Ухналева.

— Взрослый вспомнит детство и спичечные домики, солдат- срочник — своего командира, школьник— урок технологии, — продолжаем мы внутренний диалог с нашим гидом.

— Что бывает, когда после этих секундных вспышек- озарений придёшь домой и наткнёшься на огромный запас зубочисток? — приближается к раскрытию тайны возникновения своей выставки Н.О. Ухналева.— Положишь на столе синий лист простой бумаги, просто бросишь на него пригоршню абсолютно простых щепочек-зубочисток, затем просто сделаешь два шага назад, просто приглядишься... Эврика!»

Вот оно начало долгого и увлекательного процесса создания выставки «Лица».





Мы идем от картины к картине, узнаём секреты технологического процесса, подходим к экспонату, который дался сложнее всех.

Интересно... Мы вслушиваемся в малознакомые термины и понимаем, что если ты хоть год поработал учителем в «Роднике», то к тебе обязательно заглянет вдохновение и закружит—захватит тот самый творческий процесс, муки которого так знакомы каждому деятелю культуры.

А наш экскурсовод тем временем повествует: «Только художник увидит в россыпи щепочек художественную возможность. Лица, множество лиц. Это толпа или национальная галерея?»

Мы погружаемся в эти характеры, иногда напоминающие искаженные эмоциями головы-маски Мессер Шмидта в Венском Бельведере, на время отступаем от первого яркого впечатления креативности этих изображений. Но вскоре оно возвращается: да, все “нарисовано” простыми деревянными щепочками и как “нарисовано”!





Наш гид тем временем продолжает: «Это рукодельная техника контрэстампа, если вдуматься сродни ксилографии, а в особенности линогравюре, любящей длинные колючие штрихи. Да и родство с гравюрой тоже очевидно. В гравюре художник мыслит изображением не в тоновых градациях, а в россыпи линий и штрихов, так и в контрэстампе у художника есть только один модуль мышления — тонкая деревянная палочка. Нет предварительного рисунка. Все выложено из щепочек прямо на основе. Это образ художественного мышления А.П. Остоумовой-Лебедевой, которая могла резать доски прямо на натуре».



Но вот все экспонаты рассмотрены, на все вопросы получены ответы. Мы ловим себя на мысли, что за порогом библиотеки Л.Н. Толстого наш глаз ещё долго будет останавливаться на лицах современников, будет искать сходство с прототипами выставки.

«Мы так рады встрече, мы так рады, что вырвались из плена тетрадок, оценок, журналов и побывали на этой уникальной выставке. Спасибо за креативные впечатления, которые мы уносим отсюда»,— благодарит Н.О. Ухналеву Т.Г. Дуванова, завуч «Родника».

Экскурсанты обмениваются впечатлениями: «Все же не толпа прошла перед нами — лица прошли».

Прошли, но не исчезли, как не исчезла лёгкая улыбка на лицах наших учителей по окончании выставки.

На каникулах не только у учеников, но и у учителей появляется больше свободного времени, а значит, есть возможность вспомнить приятные мгновения. Например, выставку «Музей лета».

Пусть же эти воспоминания действительно согреют нас.















Школьную выставку ежегодно создают учащиеся УКЦ «Родник», они же сами и рассказывают гостям об интересных эпизодах своих летних каникул, демонстрируют экспонаты, виртуозно владея учительской указкой. Следует отметить, что наш «Музей лета» стал уже традиционным.

Его открытие предваряет классный час «Давай поговорим о лете, которое согреет нас». Здесь каждый имеет возможность поделиться с одноклассниками летними впечатлениями и интересными открытиями, продемонстрировать свои находки, поупражняться вести диалог с аудиторией. На классном часе выбираются экскурсоводы, оформляется классная во всех смыслах слова экспозиция, разрабатывается и отрабатывается сама экскурсия. Экспозиция оформляется в каждом кабинете и принимает посетителей в течение недели. На одной из перемен в класс организованно приходит группа экскурсантов, а заранее подготовленные классными руководителями гиды проводят мини-экскурсию. План-маршрут составляется и продумывается заранее, чтобы каждый класс имел возможность побывать в гостях у всех по очереди. В этом году ученикам 5 класса вместе с С.В. Горленковой выпала честь пригласить весь «Родник» на открытие проекта «Музей лета».

Экспозиция приятно порадовала всех богатыми дарами, интересным выступлением ребят, подарила эстетическое удовольствие, настроила на творческий лад. Предлагаем небольшой видеорепортаж с выставки.

«Родник» ушёл на каникулы. Он несомненно наберется сил и новых впечатлений и с радостью поделится с Вами.

Инна Мартиросова
Видео: Л.С. Левитина