В Неделю 4-ю Великого поста, 26 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Исаакиевском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь протоиерей Роман Ковальский с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Пел хор собора под управлением Льва Дунаева.
Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.
При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.
По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Луки о Страстях Христовых.
При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.
"Мы совершили сегодня третью пассию, прочитали акафист Божественным Страстям Христовым и отрывок из Евангелия от Луки о последнем дне земной жизни Спасителя, - сказал владыка в проповеди. — Я бы отметил два важных момента в этом отрывке. Господь был осужден Пилатом на крестную смерть, взял Крест и пошел по узким улицам Иерусалима. Все, кто знал Его, были от Него далеко. Иисус смотрел вокруг - и не видел ни одного сочувствующего: все осуждали, плевались, ругались. И вдруг Он заметил в толпе, что какие-то женщины плачут. И сказал сочувствующим: "Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (Лк. 23:28). Мы приходим в храм, подходим к распятию и, конечно, понимаем, что Христос уже воскрес, Он на Небе. Но Господь и нам говорит с Креста, точно так же призывает сегодняшних верующих не столько сострадать Ему, сколько перед Крестом посмотреть на себя. Он напоминает, что именно наши грехи подняли Его на Крест. Так зачем же мы каждый день добавляем новые грехи? "Хоть сейчас прекратите грешить! — говорит нам Христос. — Вы же видите, что такое грех и что он сделал со Мной, Сыном Божиим". Он обращается к нам, чтобы мы перестали грешить. Станем каяться, исправляться. Господь обращается не только к иерусалимским женщинам, но и к нам, чтобы мы вспомнили свою прошлую беспутную жизнь, исправились. И о детях наших поплакать тоже пришло время. В мире происходит множество страшных событий, что нас ждет, мы не знаем, жизнь коротка и все время сокращается. Нужно не только перестать грешить, но и каждый день совершать добрые поступки".
"Второе, на что хотелось бы обратить внимание, - откуда взялась вера у второго разбойника, - продолжил архипастырь. - Первый разбойник находился под влиянием толпы и хулил Христа. Почему же второй вдруг одумался? А он услышал слова, сказанные Христом со Креста: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34). Он молился за Своих распинателей! Никогда такого на свете еще не было, чтобы тот, кого судили, сажали в тюрьму, мучили, казнили, молился за тех, кто делал все это, просил Бога не вменять им в вину их грех. Разбойник услышал это, и неведомый свет блеснул в его душе. Он понял, что между ними висит не простой человек, а Сын Божий. Разбойник прозрел за минуту, а люди толпой три года за Христом ходили, видели чудеса, которые Он совершал, и не поверили, что Он — Сын Божий! И разбойник стал говорить другому разбойнику, который хулил Иисуса: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал" (Лк. 23:40-41). Разбойник увидел в Иисусе Бога и сказал: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк. 23:42). Христос отвечает: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43). То есть Господь спас его в одну секунду".
"Но разбойник остается еще висеть, не умирает, испытывает муки. Многие говорят: "Мы уверовали, ходим в церковь, живем добродетельно — почему же болеем, страдаем?" Но мы пока не в Царствии Небесном, каждый день грешим помыслами, словами и делами, осуждаем, а не любим друг друга. Если грешим, то и страдаем постоянно, таков закон духовной жизни. Разбойник, даже будучи спасенным, еще мучился и страдал. Мы на свои страдания должны смотреть через страсти Христовы и страдать рядом с Ним. У всех в Царствие Небесное один путь — через Голгофу. У каждого своя голгофа, все должны на нее взойти. Когда Бог нас поведет, надо идти, вокруг да около не ходить, так не спасемся. Надо брать свой крест и идти за Христом, тогда войдем в Царствие Божие. Поздравляю вас с началом пятой седмицы Великого поста, желаю помощи Божией в постных подвигах, покаянных молитв, благотворных духовных состояний, чтобы вместить благодать. Господь дает нам благодать, если мы очищаем сердце", — завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Собору были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.
Юрию Мудрову подарена Владимирская икона Божией Матери. Ответным подарком стала икона Спаса Вседержителя.
Были награждены сотрудники Музея Академии художеств: директор Алексей Мудров - медалью апостола Петра, научные сотрудники Вероника Богдан и Дарья Пиратинская — митрополичьими грамотами.
Пассия (от латинского — "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.