8 мая 2021 года, в Светлую субботу, последний праздничный день Светлой седмицы или Пасхальной недели, настоятель Спасо-Парголовского храма протоиерей Роман Ковальский возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе, ключарем которого он является.









В Спасо-Парголовском храме клирики отслужили две Божественные литургии, за которыми многие прихожане причастились Святых Христовых Таин. После поздней Литургии был совершен Крестный ход вокруг храма с чтением Евангелия, пасхальными песнопениями и окроплением святой водой.









А затем состоялось раздробление и раздача Артоса. При целовании креста каждый прихожанин получил святой Артос.

Слово «артос» в переводе с греческого означает «квасной хлеб». Это общий всем членам Церкви освященный хлеб или, иначе, просфора всецелая. Освящение артоса совершается в Пасхальную ночь на литургии, после заамвонной молитвы. При этом артос полагают на специальном столике, установленном на солее против Царских врат. После каждения вокруг стола священник читает особую молитву и трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

В течение всей Светлой седмицы артос – символ Воскресшего Христа – пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря. Его ежедневно выносят на пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу в конце литургии священник произносит особую молитву, при ее чтении артос раздробляется и после пасхальных торжеств раздаётся верующим.

Употребление артоса восходит к самому началу христианства. В сороковой день после Своего Воскресения Господь Иисус Христос вознесся на небо, но ученики и последователи никогда не забывали о Нем. Они всегда находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, припоминали каждое Его слово, каждое действие и каждый шаг. Собравшись для общей молитвы, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. И всегда первое место за столом оставлялось для невидимо присутствующего Господа, и на это место полагался хлеб. В подражание апостолам первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб – как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими – как духовное средство для врачевания болезней и немощей. Обычно он раздробляется на более мелкие части и употребляется в особых случаях, натощак со святой водой, со словами: «Христос Воскресе!». Верующие хранят святыню в течение всего года, от Пасхи к Пасхе.