В УКЦ "Родник" состоялась встреча родителей
с психологом Ниной Михайловной Ивановой.
Тема беседы "Свобода или родительская опека".
Предлагаем вашему вниманию основные тезисы беседы.
Жизнь в семье, в которой мы родились и выросли – это очень сильное эмоциональное переживание, определяющее всю нашу дальнейшую жизнь.
Семья может быть как ресурсом для ребёнка, так и травматичной ситуацией. Детям необходимо, чтобы родители показывали их желанность, замечательность, их ценность, тогда у них будет сформировано самопринятие.
В том случае, если собственная идентичность матери недостаточна, она становится зависимой от любви своего ребёнка. Какими мы видим себя, других и весь мир – всё это определяется установками нашей родной семьи.
Пока человек не научится быть независимым взрослым в своей семье, почти наверняка не сможет быть им и с кем-либо ещё, с кем находится в близких отношениях.
Каждому родителю непременно приходилось сталкиваться с вопросом: «Позволительно ли применять наказание или вообще ограничивать свободу ребенка? И если да, то в какой степени?»
Современные книги по воспитанию пестрят на сей счёт самыми разными рассуждениями. Одни авторы полагают, что родительская строгость, особенно в наше время, - единственный способ уберечь детей от дурного влияния. Другие им возражают: принуждение и наказание отталкивает детей от родителей, заставляет жить в страхе и лицемерии. И в принципе, в этой полемике каждый по-своему прав, отчего обсуждение темы совершенно запутывается.
Очевидно лишь то, что ребенка не следует чересчур ограничивать. Взрослея, он должен знакомиться с жизнью, учиться самостоятельности, для чего нельзя обойтись без свободы. Очевидно также и то, что детство и отрочество ребенка не может пройти без запретов.
Откуда же дети узнают, что можно не слушаться взрослых? Сигнал уклоняться от дисциплины подаем детям мы сами, взрослые. Если же дисциплинарные правила по какой-то причине рождают протест у детей, то причина этому наша собственная беспорядочность и неорганизованность. Не нарочитая строгость и настойчивость взрослого, а твердые правила в нем самом лучше всего удерживают воспитанников от непослушания. Чтобы дисциплина служила во благо, (а в важном значении распорядка дня и правил не приходиться сомневаться), чтобы она не подавляла, но создавала лучшие условия взросления, она добровольно должна приниматься душой ребенка, стать для него естественным правилом жизни.
Когда мы применяем дисциплинарные меры, важно четко понимать какие задачи мы при этом ставим. Поискать обоснований: почему так часто нашим детям хочется не того, чего хочется нам.
Внешние правила совсем не отменяют внутренней свободы. Известно, что даже при самых стесненных обстоятельствах – в рабстве, в концлагере – многие по-прежнему сохраняли внутреннюю свободу, отстаивая свои убеждения, не теряя присутствия духа и даже, по возможности, поддерживали тех, кто был рядом. Свобода неотъемлемо присуща любой человеческой личности. Задача родителей не в том, чтобы стреножить юную душу, добиваясь от нее пассивного подчинения. Запретом и наказанием можно остановить, но нельзя сделать лучше. Задача родителей дать воспитательный ориентир, идеал, к которому он собственным чувством и волей захочет стремиться.
Стать свободным – это не значит делать то, что захочется. Свобода – это всегда ответственный выбор самой личности.
А что с пеленок слышат и видят дети в современных семья? Мать спорит с отцом, мнение бабушек и дедушек в расчет не берется. Ругают учителей, врачей, полицию, думу, президента. Для многих людей главным авторитетом являются они сами. Ребенок заражается духом анархии.
Следует внимательно следить за собой, особенно в мелочах (тон, словечки, повадки).
Для нормального психического развития ребенку важно верить, что мир хороший и добрый. Добрых людей в мире больше, а родители и власти на стороне добра.
Каждому родителю понятна идея телесного развития, здоровья, умственного развития, этического, творческого и духовного. Самое простое – рост телесный. Обеспечим их питанием, теплом, чистотой и дети будут расти как на дрожжах. Труднее с умственным развитием. Его можно оценить по оценкам в дневниках. Контролируя выполнение домашних заданий, посещение дополнительных курсов и репетиторов, всегда можно подтянуть отстающее чадо до общего уровня. С развитием творческих способностей труднее. Ребёнок может первые классы сидеть за фортепиано, а в старших слушать «тяжелый рок».
Труднее всего поставить ребенка на ноги в нравственном и духовном смыслах. Однако именно совесть, жизненные ценности полнее всего определяют свободу человека. Ведь можно растратить весь ум на разгадывание кроссвордов и игры с компьютером. Можно мускулы и быстроту реакции применить для разборок и вымогательств. Можно, став знаменитым художником, скатиться на дно бутылки. Можно скопить целое состояние и при этом терзаться никчемностью жизни. Можно приобрести весь мир, а душе своей повредить. Воспитать совесть в ребенке – задача из задач. Никакой репетитор не подтянет отзывчивость, нет тренажеров на честность.
Почему же миру так трудно решить вопрос о принуждении и свободе? Неясно само назначение дисциплины.
На современный либеральный взгляд она половинчата и противоречива. Считается, что пресекать зло следует только в самых неудобных и крайних его проявлениях. Дать возможность для развития, но так, чтобы это не обременяло излишней заботой, не заставляло чересчур много отдавать детям от своей жизни. Современные авторы отмечают только тягу к самостоятельности и независимым решениям.
Все современные авторы старательно затушевывают, обходят стороной противоположное желание детей: быть рядом с родителями, под их заботой и руководством.
Все, в сущности, просто: когда взрослые чересчур много говорят о свободе детей, нужно понимать, что здесь папы и мамы, учителя и наставники ищут для себя очередных поблажек и выгод. Чтобы как-то оправдать свое безразличие к детям. Дети очень долго тянутся к взрослым, им нравится делать общие с ними дела, подражать в поведении старшим. Но современные папы и мамы отстраняют их от себя, тем самым как бы говоря: «Нет уж ты лучше будь равноправным, иначе ты мне никакой жизни не дашь». Можно с уверенностью сказать: если дети приобрели самостоятельность и вкус к ней до срока, они попросту устали ждать, окончательно разуверились получить когда-либо внимание. Если нет общей жизни с детьми, нет настроения ими всерьез заниматься, нет по-настоящему близких отношений с детьми, то и в детях она не воспитывается. Каждый существует сам по себе. Не остается иных ценностей и смыслов, кроме индивидуальных, эгоистических, и дети рано, с самых пеленок, усваивают обособленность и своеволие. Они, по существу, привыкли обходиться без любви, и сами не знают, что такое любовь.
Чтобы сегодня «быть как все», никакого воспитания вовсе не требуется. Эгоизм воспитывается сам по себе, а эгоистическая позиция понимается под «умением жить».
Можно вместо либеральной позиции встать на авторитарную. Взрослые, живя собственной жизнью, отдельной от жизни детей, знакомят последних с правилами и нормами, которые нельзя нарушать, а затем время от времени контролируют их поведение. Если запрет нарушен, то применяется наказание, имеющее целью вернуть ребенка в русло, предписанного ему порядка. Когда же ребенок упорствует, наказание повторяется, пока не подавится его своеволие. При такой системе слова и облик наставника всегда должны быть суровыми, даже угрожающими и он обязан избегать какой-либо близости с подопечным. Родительская воля тоже не вполне совершенна. Правовые запреты и репрессии ограничивают только внешнюю свободу, тогда как внутренне ребенок может совсем не раскаиваться. Постоянный «дисциплинарный пресс» деформируют личность и не дают ей возможности правильно и естественно развиваться.
Результатом репрессивного воспитания будет:
1. убежденный революционер
2. молодой ленивец
Либеральный и авторитарный типы воспитания сходятся между собой: они оберегают «право» взрослого на существование, свободное от ребенка.
Каковы же основные причины непослушания детей?
Это случается, когда родители слишком часто дают указания и предупреждения. Либо они очень длинны для восприятия. В обоих случаях происходит подрыв доверия к слову родителя.
Когда родители слишком снисходительны к нарушениям. У плохого поступка плохие последствия, у хорошего хорошие. Вместо того, чтобы ругать за испачканные джинсы, лучше ребёнку дать мыло, тазик или тряпку, если что-то пролил. Даже если сделает плохо, потом вместе исправите. Только тогда возникает чувство сопричастности происходящему с ним. Подключая детей к делам, мы учим их нести ответственность за свои поступки. И это с раннего детства. Нельзя воспитать ответственность, не давая человеку шанса ответить за свои поступки.
Иногда мы просим часто и непонятно. Эффективно давать четкие и конкретные инструкции, включающие не больше двух дел. С детьми следует говорить доброжелательным тоном и не проявлять негативных эмоций.
Половое просвещение у нас в стране находится на уровне социальной диверсии.
Энергия пола должна направляться на становление личности, выработку социальной значимости: у мальчиков - карьера и мужественность; у девочек – женственность и материнство.
Четыре урока подросткового возраста
1. Жизнь любого человека частично зависит от авторитетов, которые он не выбирал
2. Поведение человека частично регулируется правилами, которые он не устанавливал
3. Всегда найдутся люди, перед которыми придется держать ответ, и эти люди могут быть не симпатичны подростку
4. После ошибок, проступка всегда наступают социальные последствия, которые могут показаться несправедливыми
Ребенку нужны не запреты, но помощь в том, чтобы правильно прийти к самостоятельности и ответственности. Воспитать – это означает верно построить свои отношения с ребенком. Дети настроены «на волну» взрослых. Они жаждут приобщиться ко всему, чему мы отдаем свою душу. Если в семейном быту и в школе течение жизни по-настоящему упорядочено, размерено и деловито, то это организует и исправляет наших детей, даже сильно запущенных.