Приход Спасо-Парголовского храма встретил великий двунадесятый праздник - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Праздничное богослужение возглавил настоятель храма, протоиерей Роман Ковальский.
Множество прихожан собралось в этот день в храме, чтобы прославить Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...
Священное Писание практически не дает сведений о жизни Богородицы после крестных страданий Христа и об ее Успении. Из новозаветных книг известно лишь, что Христос, находясь на кресте, завещает ей в сыновья своего ученика Иоанна Богослова, и с этого момента апостол берет Ее себе на попечение. Из книги «Деяний» известно, что Богородица была с учениками Христа в день Пятидесятницы, когда на них сошел Святой Дух. Обстоятельства же Ее дальнейшей жизни и Успения изложены подробно в предании — житиях, творениях Святых Отцов и богослужебных текстах.
После Пятидесятницы Богородица побывала на Кипре и Афоне. Последние годы Ее жизни прошли в Иерусалиме, где Она проводила дни в молитвах, часто поднимаясь на Елеонскую гору, откуда вознесся Христос. Она всегда и во всем «сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, — пишет со ссылкой на древние предания историк XIV века Никифор Каллист. — Нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением». «Она Сама желала скорее отойти от тела и войти к Богу», — добавляет Димитрий Ростовский.
В один из дней во время молитвы на Елеонской горе Ей явился архангел Гавриил. Когда-то он сообщил Ей о скором зачатии Христа и теперь принес новую весть: «Радуйся. Ибо через три дня отойдешь к своему Сыну и Богу нашему». В залог он вручил Ей пальмовую ветвь.
Придя домой, Богородица сообщила о явлении архангела и скорых событиях апостолу Иоанну. Тот передал весть Иакову, одному из семидесяти учеников Христа, которого называли «брат Господень» (богослов IV–V веков Епифаний Кипрский утверждает, что Иаков был сыном Иосифа, рожденным до брака с Девой Марией, и приходился сводным братом Христу). Иаков разнес весть среди христиан Иерусалима. К дому Богородицы потекли толпы людей для прощания.
Пальмовую ветвь, что дал ей архангел Гавриил, Дева Мария заповедала нести перед своим гробом. Затем распорядилась зажечь в своей горнице как можно больше светильников и наполнить ее благоуханием. Ее последним желанием было собрать вокруг себя всех ближайших учеников-апостолов, к тому времени разошедшихся по миру. В этот момент случилось чудо: на небе сделался шум, будто от грома, сгустились облака, и на этих облаках ангелы перенесли апостолов в Иерусалим, к дому Девы Марии.
В третьем часу дня в горницу сошел свет, от которого померкли светильники, а все собравшиеся пришли в ужас. Это, как поясняет Димитрий Ростовский, «Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери». Приподнявшись с ложа, Богородица поклонилась ему, сказав: «Готово мое сердце, Боже!» После этого, сообщает Димитрий Ростовский, Бог взял душу ее — без боли, сделав так, что она «словно уснула сладким сном». Так совершилось Успение.
По преданию, апостолы, пройдя шествием по Иерусалиму, похоронили ее в пещере в Гефсимании (сад, где молился Христос перед арестом), завалив вход в нее камнем. Три дня вокруг пещеры продолжалось непрерывное ангельское пение. Автор жития говорит: только один из учеников Христа не мог присутствовать при ее Успении — то был апостол Фома. Придя в Иерусалим по истечении третьего дня, он попросил учеников отодвинуть камень, дабы иметь возможность тоже попрощаться с Богородицей. Камень отвалили, но внутри уже не нашли ее тела, только погребальные пелены, лежавшие в пустом гробе. Так апостолы узнали о ее вознесении. Вечером же, добавляет житие, когда ученики все вместе вкушали пищу, Богородица явилась в облаке света и произнесла: «Радуйтесь! Ибо я с вами во все дни».
Праздником Успения завершается двухнедельный строгий пост.
В Православной церкви Успение — последний великий двунадесятый праздник в церковном году. Новый календарный круг начнется 14 сентября.