В православном киноклубе «Остров» Спасо-Парголовского храма состоялся просмотр фильма «Гамлет». Режиссёр: Григорий Козинцев, СССР, 1964г.
Вот уже более 400 лет трагедия Шекспира «Гамлет» будоражит умы и волнует сердца думающих людей. Она оказывается актуальной для любого времени и исторических контекстов. Пьеса апофатична (таинственна) и именно поэтому заставляет любого читающего человека размышлять над её смыслами.
О чём же эта пьеса и как трактует её режиссёр Григорий Козинцев?
Экранизация начинается и заканчивается кадрами моря и звучанием колокола, которые призваны настроить зрителя, пришедшего из суеты мира на созерцание и углублённое размышление. И символы вечности могут помочь ему в этом…
Море возникнет в кадре ещё не один раз, требуя концентрации внимания зрителя на определённые смыслы текста и образов. Так, оно является фоном известного монолога Гамлета «Быть или не быть», являющимся смысловой доминантой пьесы и фильма.
Главный герой задаёт себе вопрос онтологического характера: что есть такое – «быть» для человека? И не может найти ответа. В последних строках монолога он просит молитв у святой девы: «…Офелия! О радость! Помяни мои грехи в своих молитвах…». Только Бог может помочь найти ответ на вопрос о смысле бытия человека! Ещё раз море появляется в кадре, когда Офелия отвечает на вопрос своей смертью.
Как же красива её смерть! Камера скользит по стене её комнаты с фресками Царства Небесного. Затем показывает тело Офелии в прозрачной живой, текущей, омывающей её тело, воде; и взмывает ввысь птицей над морем. Так режиссёр изображает святость… Причём он показывает её так, что разглядеть её могут те, которые захотят её видеть…
И именно она - святость, является ответом режиссёра на вопрос о смысле бытия человека!
Есть и «мирской» ответ на вопрос Гамлета, на который он сам отвечает своей жизнью и своей смертью. Попытки Гамлета решить вопрос земными способами и его пониманием справедливости приводят к многочисленным человеческим жертвам. Он сам умирает как герой с воинскими почестями, но ответил ли он на свой вопрос – решать зрителю…
P.S. Не знаю, может быть Шекспир не имел ввиду всего того, что написано выше, но отечественный режиссёр Григорий Козинцев увидел это так… Уже 400 лет продолжаются споры...!
Полезного всем просмотра!