В Великую субботу, 19 апреля 2025 года протоиерей Роман Ковальский, ключарь Исаакиевского собора, настоятель Спасо-Парголовского храма и храма всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших возглавил​ Божественную литургию в​ Спасо-Парголовском храме.


В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника в рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня — Святой Пасхи: «Во гробе плотски (телесно), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняяй), Неописанный».

Была совершена Божественная Литургия святого Василия Великого, соединенная с вечерней.

На вечерне после стихир на «Господи, воззвах» и догматика 1-го гласа был совершен малый вход с Евангелием. После пения «Свете тихий» перед Плащаницей чтецы поочередно прочитали 15 паремий, в которых заключаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Христа, о наступлении благодатного Царства Господа и о славе Новозаветной Церкви.

По прочтении шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море при открытых царских вратах была пропета песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Хор многократно повторял припев: «Славно бо прославися», чтец повторял по стихам всю эту песнь.

По прочтении последней паремии — о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада, — была пропета песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки», чтец прочитал стихи этой песни. При этом открылись Царские врата.

Вместо Трисвятого была пропета крещальная песнь «Елицы во Христа крестистеся» — в воспоминание древнего обычая крестить в Субботу перед Пасхой оглашенных.

После паремий и прокимна перед Плащаницей был прочитан Апостол.

Чтением Апостола как бы окончился погребальный день субботний — начинает уже светать денница воскресения. Вместо «Аллилуиа» были пропеты стихи 81 псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». При многократном пении этого припева черные одежды священнослужителей и облачения Престола, жертвенника и храма были переменены на белые, что символизирует небесный свет и славу Воскресшего Господа и напоминает о светлых Ангелах, возвестивших женам-мироносицам о Воскресении Христовом.

Прочитанное Евангелие (Мф. 28: 1-20) возвестило о Воскресении Господа Иисуса Христа.

Вместо Херувимской песни была пропета благоговейная песнь «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Как задостойник пропет ирмос 9-й песни канона «Не рыдай Мене, Мати».

Многие верующие собрались в этот день в храме на общую молитву и причастились Святых Христовых Таин.



После заамвонной молитвы Литургии Великой Субботы настоятель благословил пять хлебов и вино (без елея и пшеницы), в память о том, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня воскресения.

Прот. Роман Ковальский обратился к верующим с проповедью.​

Весь день священники освящали куличи, яйца и другие пасхальные угощения.






Фото: Иван Горовенко, Ольга Швецова