Встреча с известным православным проповедником и писателем протоиереем Артемием Владимировым прошла 28 февраля в воскресной школе Спасо-Парголовского храма. Среди присутствовавших были учителя, родители, священнослужители, представители молодого поколения. Темой встречи стали вопросы воспитания детей в современных условиях.
Открывая ее, помощник настоятеля по образованию и катехизации протоиерей Александр Зелененко отметил, что тематические беседы с отцом Артемием всегда долгожданны и уже стали доброй традицией: в первый раз священнослужитель посетил воскресную школу в 1997 году.
В ходе выступления отец Артемий остановился на вопросах кризиса подросткового возраста и общения с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, подчеркнув, что важно учитывать и аспекты здоровья ребенка, а также влияние информационного пространства, в котором он находится.
"Мы видим, что любое живое существо обретает силу в возрастании, формировании, только находясь в среде, – подчеркнул лектор. – Как защититься от настигающего детей информационного потока? Это действительно проблема. Потому возникает естественное желание создать на уроке определенную среду, атмосферу, войдя в которую, детская душа, хотя бы на малое время, получала бы от нас то, что мы называем сверхзадачей образовательного дела. В чем эта задача? Ну, конечно, в том, чтобы сокрытая в душе искра Божия, энергия Святого Духа, взращенная в Таинстве Крещения и наложившаяся на детскую неискушенность во зле, детскую невинность, чистоту, детскую остроту восприятия всего, что происходит внутри нее и во вне, пришла в движение. Под лежачий камень, как говорится, вода не течет. Если в человеке нет положительной динамики движения к хорошим знаниям, движения к любви, добру, если нет вектора, направленного на раскрытие его личностных качеств, он обречен на поражение".
Рассуждая дальше на тему взаимоотношений педагогов и воспитанников, отец Артемий отметил важность такого взаимодействия участников образовательного процесса, которое бы задавало вектор на гармоничное развитие: духовное, душевное и телесное. "Душа – это наш двигатель. Таков наш дух, вложенный в нас Создателем. Если мы не проложим этому духу русло, если мы сами, воспитующие и обучающие, по этому руслу не будем двигаться, произойдет та беда, которая часто происходит. Дети, не получая воодушевляющего для них примера, прежде всего, в лице родителей, старших, педагогов (за исключением, которое подтверждает правило, а исключение это – непосредственное влияние Божественной благодати на каждого из созданий Божиих), как-то замыкаются в самих себе. Страсти, подпитываясь темным дезинформационным потоком и всем тем, что возбуждает, увлекает, развлекает, входят в такой штопор, что перед нами уже не педагогическая проблема, а психологическая. И, конечно, если говорить о программе "минимум", мы, и родители и педагоги, должны быть едины в том, чтобы, по крайней мере, не дать ребенку заразиться разрушительными инстинктами, иногда действующими вопреки возрастной психологии".
Отец Артемий рассказал также о важности "слова" в воспитании детей. По мнению священника, словом можно обогреть, словом можно вытянуть детей из виртуального мира. Педагоги должны уметь быть рассказчиками, владеть интонациями живой устной речи.
Священник сказал и о том, что педагог не имеет внутреннего права на плохое настроение, он призван быть "ангелом света и любви". И только в том случае, если ты готов следовать этому правилу, ты можешь выбирать эту профессию.
Отец Артемий отметил, что большого интереса заслуживают педагогические мысли современного греческого наставника благочестия преподобного старца Порфирия Кавсокаливита, который говорит о том, что родители с детьми находятся в теснейшем соприкосновении, и когда дети перестают нас слышать, отторгают нас, напрасны наши усилия вступать с ними во взаимодействие. Согласно мнению старца Порфирия, плачущая, скорбящая мать в такой ситуации должна рассказывать Богу все то, чем наполнено ее сердце, беспокоющееся за ребенка. Она должна с верой обращаться ко Христу Спасителю, как к Воспитателю, Учителю, и тогда Бог будет говорить с ее детьми.
В ходе встречи священник приводил интересные примеры из пастырской практики, вовлекал слушателей в диалоговое общение, раздавал сладости и открытки с поучениями, читал свои стихи, сопровождал общение остроумными шутками и добрыми словами, что создавало теплую, радостную атмосферу.
Благодарим отца Артемия за эту удивительную беседу и ждем новых встреч!