В канун Недели 23-й по Пятидесятнице, 27 ноября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Исаакиевском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители.









Пел хор собора под руководством Льва Дунаева.

Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.

"Поздравляю вас с днем памяти святых Гурия, Авива и Самона, а также преподобного Паисия Величковского, - сказал владыка в проповеди. - Каждый раз в воскресный вечер на утрене мы читаем Евангелие, в котором рассказывается о победе Христа над смертью Его Воскресением. Сегодня мы слышали, как Господь велел ученикам идти в Галилею, где Он будет с ними видеться. Всего осталось одиннадцать учеников, которых Христос послал в мир проповедовать Свое учение, рассказывать о Нем воскресшем, учить, крестить, убеждать людей исполнять все, что Он повелел. Этой небольшой группе людей Господь поручил идти уже на их Голгофу. Он прошел Свою Голгофу и воскрес. Все, кто видели Его воскресшим, пошли на свою Голгофу, ученики пострадали и были замучены. Только апостол Иоанн Богослов умер своей смертью, но тоже пострадал не меньше остальных. Таким путем в первый век проповедовалось Слово Божие. Во второй и третий века тоже были мучения. Сегодня мы вспоминаем мучеников Гурия, Самона и Авиву, они пострадали в начале IV века при императоре Диоклетиане. Двое из этих праведников были мирянами, а Авив - диаконом. Он пострадал при императоре Лицинии в 322-м году. Уже был издан указ о веротерпимости, тем не менее язычники жестоко преследовали христиан, не давали им проповедовать учение Христово. Эти мученики прославили Господа терпением, мужеством, им предлагали вероотступничество, чтобы сохранить жизнь, но они не отреклись от Христа. Лучше принять смерть с Ним, чем жить без Него потом. Они до конца прошли свой путь и взошли на свою Голгофу".

"Преподобный Паисий подвизался уже в XVIII веке, - продолжил архипастырь. - В то время в Российской империи был закат монастырей, они разрушались, нельзя было набрать молодых послушников, в основном туда ссылали священников-вдовцов и калек-воинов, которые тогда служили по 25 лет. Такая братия тогда была - не совсем правильное монашество, но жизнь теплилась в монастырях. Однако были люди, которые не удовлетворялись таким положением, в том числе преподобный Паисий, уроженец Полтавы. Нигде не найдя монастыря, он пошел на Афон, где тоже обители были в запустении, находились под турецким игом. Святой основал там Ильинский скит, пожил некоторое время, перенял опыт подвижников. Потом поехал в Молдавию и основал там самый большой в то время в православном мире монастырь - Нямецкий. При его жизни там было до десяти тысяч насельников. Они переводили книги Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Василия Великого и других святых отцов на славянский язык. Старец Паисий вводил в монастырях строгие уставы, умные молитвы, послушание, трудолюбие, рукоделие, постоянные исповеди. Его обитель стала рассадником всех монастырей в нашей Церкви. В XIX веке старчество стало быстро завоевывать особое положение, им прославились Оптина и Глинская пустыни. Паисий возродил подлинно духовную монашескую жизнь, сосредоточенную на внутреннем мире, а не исполнении внешних обязанностей".

"Мы, хотя и живем в мире, тоже должны смотреть за своим сердцем - что в нем происходит. Сейчас мы идем к Рождеству Христову. Волхвы принесут золото, ладан и смирну, а что мы принесем Богу? Чем будем заниматься сорок дней? Надо подготовить сердце. Господу нужно наше чистое сердце. Если мы очищаем душу, наполняем ее милосердием, любовью, состраданием, прощением друг друга, сердце смягчается, будет лучше и получит радость. Ангелы возвестят радость всему миру - Господь по Своей любви приходит с неба в грешный мир. Те, у кого чистое сердце, откроют его навстречу Богу и получат неизреченную радость Его Рождества. Особенно ее почувствуют дети и те, кто постился достойно. Даже на лице можно увидеть эту радость, ее невозможно скрыть в сердце. Всегда видно, как человек живет - если радуется, то правильно подвизается, а если грустит, на душе тревожно - не так живет. Грехи всегда мешают нам. Наша задача - от них избавиться. В течение поста не раз исповедоваться, побороться со страстями. Нужно пост провести трезвенно, подсушить страсти, чтобы они примолкли. Тогда и пища у нас будет в радость при разговлении. Нам все будет приносить радость. Потому что сердце будет чистым, и всех людей мы будем видеть чистыми. Пока мы грязные, всех видим грязными, а только себя - чистыми. Это неправильно. Нужно посмотреть в первую очередь на себя - кто мы такие? От того, как мы живем, многое зависит. Что мы можем дать людям? Если они от нас набираются грехов, то мы служим соблазном. Если мы хотим, чтоб люди от нас чего-то доброго набирались, то должны вести добрую жизнь, чтобы людям хотелось с нами общаться, жить рядом. Тогда Господь будет с нами и даст нам благодать. Желаю вам этим постом получить благодать Божию и подойти к празднику Рождества Христова с Божией помощью, встретить его, прославить, поклониться Богомладенцу Христу и потихоньку идти по жизни, зная, что нас ждет. За каждый день благодарить Бога и как можно больше вносить в мир добра, помогать людям. Тогда наша жизнь будет в радости", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона "Введение во храм Пресвятой Богородицы".

Юрий Мудров преподнес правящему архиерею икону Спасителя и отметил, что часть храма внутри освобождена от реставрационных лесов, большой участок восстановлен. Вскоре свое место займет Корсунская икона Божией Матери.

Ключарю была вручена памятная медаль в честь 200-летия начала строительства Исаакиевского собора.

Верующим были розданы иконки святого Александра Невского.



Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.

Источник: Сайт СПб Митрополии
Фото: Андрей Петров, Ольга Антипова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]