Виктория Сенчугова

Не печальтесь, не грустите:
Время счастья вновь придет;
Подождите, потерпите, -
Есть награда тем, кто ждет!
/Прот. Николай Гурьянов/

В конце мая прихожане Спасо-Парголовского храма под духовным руководством протоиерея Сергия Зорина совершили паломническую поездку к святыням Гдова и Талабских островов.

Прекрасным солнечным утром мы отправились в дальнее путешествие. Яркое солнышко, свежая весенняя листва, распускающиеся цветы – дорога до Гдова пролетела незаметно. Мы даже успели посетить чудесный храм великомученицы Екатерины в Кингисеппе, построенный по указу Екатерины II.

Первое место, которое мы посетили – бывший Озерский Покровский монастырь, место подвигов преподобного Иллариона Гдовского, ученика преп. Ефросина Псковского. Пустынник, питаясь травами и кореньями, очищал ум духовным созерцанием и пребывал в непрестанной молитве. Он нес подвиг столпничества – молился в дупле сосны. До сих пор это дерево сохраняется.

Место и сейчас труднодоступное, по залитому светом сосновому лесу мы подошли к речной переправе, где нас уже встречал отец Евгений с матушкой Ольгой, трудами которых восстановлен Покровский храм. Храм стоит на реке Желче, на полуострове, окруженном лесами и болотами. Под звон колоколов мы переправились на полуостров на маленьком пароме, рассчитанном на 8-10 человек.



Отец Евгений и наш батюшка Сергий более 25 лет знают друг друга, они служили в Софийском храме г. Пушкина, и вот, наконец, они смогли встретиться, поговорить и совместно помолиться.

Отец Евгений рассказал нам о суровой истории монастыря, об упразднении монастыря при императрице Екатерине II и о восстановлении Покровского храма в XIX века после дивных явлений, свидетелями которых были местные жители.



В 1916 года здесь на праздник прп. Илариона служил епископ Гдовский Вениамин (Казанский), с 1917 года — митрополит Петроградский и Гдовский, ныне причисленный к лику святых в чине священномученика. Помимо желания помолиться у мощей прп. Илариона, владыку связывало с этим удаленным уголком Петроградской епархии то, что с 1913 года до лета 1917 года в Покровской Озерской церкви служил его младший брат — священник Григорий Казанский.

Разрушенный в годы Советской власти храм стал восстанавливаться в 1993 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия и по молитвам старца протоиерея Николая Гурьянова. Отец Николай благословил отца Евгения служить в этом храме, когда он был тяжело болен, сказав, поселишься здесь – проживешь еще 50 лет. В храме все требовало ремонта, кроме пола, который чудесным образом сохранился. В куполе была сквозная дыра, так как сруб, из которого был сделан купол, частично сгнил. В западной части храма кирпичный свод дал трещину по центру. В боковых приделах крыши провалились, а полы полностью сгнили. Супруга разделяла с отцом Евгением всю тяжесть нелегкого труда по возрождению храма и написала книгу «Тихая радость» об истории восстановленной ими церкви Покрова Божией Матери. Храм восстановили к 2009 году, причем окончательный монтаж иконостаса был сделан 24 августа 2009 года в день памяти старца прот. Николая.

Отец Евгений и отец Сергий отслужили молебен с акафистом преп. Иллариону, мы приложились к гробнице преп. Иллариона и пошли к месту, где стояла хижина преподобного и сохранилась 850-летняя сосна, в дупле которой преподобный молился. Дендрологи определили, что дереву было 250 лет, когда было выдолблено дупло и дерево прекратило свой рост.



Отец Евгений рассказал, как чудесным образом восстанавливалась часовня, когда денег на ее строительство не было вообще. Было только большое желание ее построить и благословение о. Николая. Когда о. Евгений начал строительство, то просто руководствовался словами старца: «А вы начните, и все будет, только стройте каменную часовню». Мы помолились в часовне, внутри которой сейчас находится ствол сосны.

5 часов пролетели незаметно и вот мы прощаемся с гостеприимными хозяевами и идем на обед в деревню. Уха из свежих лещей на костре, копченые лещи, чай из самовара – после нескольких часов на свежем воздухе все с аппетитом приступили к еде.

Далее наш путь лежал в Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином (Елеазаром), Псковским чудотворцем.

Именно сюда, в пустынный, среди глухих лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности от Византии к России была принесена Цареградская икона Божией Матери – дар Константинопольского Патриарха Геннадия II. Здесь спустя столетие старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: «Два Рима в ересях падоша, третий Рим стоит – Москва, а четвертому не быти».

Монастырь изначально отмечен особенными чертами – высоким аскетизмом монашеской жизни и миссионерской направленностью. Преподобный Евфросин (Елеазар) желал уединения в пустынном месте, но к нему стеклась братия, которая просила его основать монастырь. Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из его обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Иларион Гдовский, Онуфрий Мальский и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий, тоже прославленный в лике святых. В этом монастыре в начале 20 века подвизался преп. Гавриил (Зырянов), духовник преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Вечером мы подъехали к Спасо-Елеазаровской обители и успели на всенощное бдение в соборе Трех Святителей, где помолились у Цареградской иконы Божией Матери и древней иконы Спаса Елеазаровского. Эта удивительная икона Спаса Вседержителя, написанная в середине XIV века – один из древнейших памятников псковской иконописи. Она была обретена в 1352 году, а после закрытия монастыря, построенного на месте чудесного явления этой иконы, святыню перенесли в Елеазарово. Чудотворная икона Всемилостивого Спаса много раз спасала псковичей от мора, массовых пожаров, разбойничьих отрядов.

После революции Спасо-Елиазаровский монастырь собора был разрушен и начал восстанавливаться в 90-е годы. Владыка Евсевий благословил возглавить восстановление Елеазаровского монастыря матушку Елизавету (Беляеву), воспитанницу старцев Троице-Сергиевой лавры и последних стариц дореволюционной Дивеевской обители. Благословение владыки подтвердил старец Николай (Гурьянов), ему было открыто, что она сможет возродить Спасо-Елеазаровский монастырь. Он до самой своей кончины помогал сначала послушнице, затем монахине, а потом и игуменье Елизавете молитвой и утешением. И свершилось чудо. Монастырь был восстановлен. Профессиональные строители, увидев в каком состоянии находились монастырские руины, утверждали, что обитель можно восстановить лет за 20 – 30 при бесперебойном и достаточном финансировании. Матушка Елизавета управилась за 7 лет. Но титанический труд, бессонные ночи, постоянные разъезды и невероятное нервное напряжение подорвали ее здоровье и 4 июня 2010 года в возрасте 54 лет игуменья Елизавета отошла ко Господу. Вечная память!

Сейчас, даже трудно представить, что монастырь был разрушен – перед нашими глазами гармоничный белоснежный архитектурный ансамбль, ухоженная территория с живописным прудом и цветущими тюльпанами, сиренью, в воздухе разлиты мир и тишина.

Располагаемся на ночлег в прекрасной монастырской гостинице. Отец Сергий исповедал паломников. Желающие еще успели потрудиться на чистке монастырской морковки, сходить к святому источнику и окунуться в его прохладные воды. Рано утром едем на пристань. Садимся на 3 катера и по узким протокам реки через густые заросли камыша и тростника выезжаем на просторы озера и плывем к Талабским островам.



Мы высаживаемся на острове Залит и идем на могилу старца протоиерея Николая (Гурьянова). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР». Он знал волю Божие о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению. Главное было то, что он всех утешал. Как сам он говорил, когда выходил из своего домика: «Надо вас утешить. Чем вас утешить?» Помазывал паломников святым маслицем и утешение входило в душу. Как свидетельствовал один паломник: «Всегда после встречи со старцем Николаем мысли и чувства упорядочивались, печали растворялись, становилась понятной и ясной цель жизни на ближайшее время».

Мы идем к домику отца Николая. Маленькие кухонька и келия, все очень просто и скромно, на стенах множество икон, на столиках мощи святых, книги. Мы прикладываемся к мощам и иконам, епитрахили, шапочке, подряснику отца Николая.







Отец Сергий отслужил панихиду на могиле старца, помазал елеем от лампады.

Мы пошли на литургию в храм Николая Чудотворца, где служил отец Николай. Чудесный радостный храм, где служба совершается при свечах без электрического освещения. Возвышенная умиротворенная литургия.







После службы игумен Паисий поздравил отца Сергия с днем рождения, пожелал духовных и телесных сил для дальнейшего служения и пригласил нас на трапезу.

Переезжаем на соседний остров – Верхний, где учеником преп. Ефросина – преп. Дорофеем (в схиме Досифей) был основан мужской Петропавловский монастырь.



Первыми насельниками монастыря стали бывшие разбойники и каторжники, скрывавшиеся на этом острове. Настоятель храма иерей Сергий (Демидов) рассказал нам о древней истории монастыря, о его восстановлении по благословению Владыки Евсевия и отца Николая.

Мы крутым каменным ступеням с зажженными свечами спускаемся в нижний пещерный храм преп. Досифея XV века, молимся, поем тропари и как будто переносимся в те далекие времена, когда христиане собирались в катакомбах. Отец Сергий рассказывает, что предположительно здесь находятся мощи основателя монастыря.









С нашим гидом Ириной идем по острову, он достаточно пустынный, если до революции на Талабских островах жило около 4000 человек, то сейчас на Верхнем острове постоянно проживает 17 человек, хотя, по словам отца Сергия, еще десять лет назад здесь жило около 80 человек. Остров утопает в зарослях сирени, густой аромат буквально разливается в воздухе.

Идем на место бывшего скита монахов, который находится в лесу неподалёку. Солнечная песчаная горка с деревянным крестом и цветущими елями. Тишина, только легкий шум волн озера. Чуть дальше – горка Досифея, где стояла келья преподобного, он любил здесь в одиночестве молиться. Мы ложимся на теплую мягкую землю горки, смотрим в прозрачное голубое небо и молимся.

Гид Ирина ведет нас в реликтовую еловую рощу смотреть серых цапель. Громадные птицы мягко кружатся над верхушками высоченных елей, опускаются в свои гнезда.

Нам уже надо собираться в обратный путь. Быстро идем по залитому солнцем острову, садимся на кораблики и отчаливаем. Катера буквально летят по поверхности воды и вот мы уже на причале.

Последняя фотография на память на фоне Троицкого собора Пскова, прощальный ужин и мы уезжаем в Петербург.

Жалко покидать гостеприимную Псковскую землю, но мы надеемся еще сюда вернуться. Мы не только поклонились святыням, мы увидели современных подвижников – отца Евгения, игумена Паисия, отца Сергия, которые поднимали из разрухи храмы, восстанавливали утраченные святыни и сейчас принимают и духовно окормляют паломников, которые приезжают сюда со всей России.

Все святые в земле Псковской просиявшие, молите Бога о нас!

Фото: Сергей Погребицкий