В Метрической книге Спасо-Парголовского храма имеются две записи:

1) 6 июля родилась, а 10 июля 1869 г. крестили младенца Веру.

Родители: служащий Гвардейской Артеллерийской бригады поручик Сергей Николаевич Домочадский и законная жена его Мария Григорьевна.

Восприемники: Конной артиллерии отставной штабс-капитан Николай Алексеевич Домочадский заочно, сын подполковника Михаил Александрович Врубель и жена Генерал-адьютанта Емилия Даниловна Краббе.

2) 4 августа умер, а 6 августа 1869 г. состоялось отпевание 10-летнего Александра Врубеля, сына состоящего в Военно-Юридической Академии подполковника Александра Михайловича Врубеля.

Совершал таинства крещения и отпевания протоиерей Матвей Муретов с дьячком Алексей Богословским, пономарь Евграф Соколов.

ЦГИА, Ф.19, Оп.124, Д.319


М.А. Врубель за работой. Фото 1898 года

Михаил Александрович Врубель - русский художник-символист. Родился 5 (18) марта 1856 года в городе Омске, где в штабе Сибирского пехотного корпуса проходил службу его отец, Александр Михайлович Врубель. Дворянский род Врубелей имел польские корни и фамилия, как считают, произошла от польского слова- Wro'bel, т. е. воробей. Прадед художника, Антон Александрович Врубель был судьей в родном Белостоке. Его сын - Михаил Антонович (1799-1859) избрал карьеру профессионального военного, дослужился до генеральского чина, последние 10 лет своей жизни был наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Был дважды женат, от двух браков имел 7 детей. В то время Астраханским губернатором был известный прежде мореплаватель и картограф адмирал Г. Г. Басаргин. На его дочери Анне женился второй сын Михаила Врубеля-старшего Александр, к тому времени окончившийся Кадетский корпус, проходивший службу в Тенгинском пехотном полку (в котором за полтора десятилетия до того служил Лермонтов), участвовал в Кавказской кампании и Крымской войне, затем после тяжелого ранения определенный к штабной работе. В 1855 году у супругов рождается дочь Анна (1855-1928), которая не выйдет замуж и впоследствии много послужит своему брату во время его тяжелой и продолжительной болезни. Менее чем через год, 5 (18) марта 1856 года в семье рождается второй ребенок, будущий знаменитый художник. Удивительно, что в этом году была впервые опубликована в Карлсруэ запрещенная российской цензурой поэма Лермонтова "Демон", с которой так тесно переплетенной оказалась впоследствии творческая и духовная судьба самого Врубеля. Затем в семье родилось еще двое детей, сын и дочь, практически погодки, не дожившие до отроческого возраста. Частые переезды и ежегодные роды подорвали силы матери Врубеля, не отличавшейся от природы крепким здоровьем, и в 1859 году она скончалась от чахотки в возрасте всего 23 лет. Михаил был в детстве хилым ребенком, только в три года научился ходить. В 1863 году отец женился во второй раз на петербурженке Елизавете Вессель. Первые четыре года брака своих детей у супругов не было, поэтому все заботы мачехи, оказавшейся очень добрым человеком, были обращены на сирот. Она сумела, в частности так организовать режим и питание Михаила, что он в непродолжительный срок превратился в физически крепкого мальчугана. Очень рано научился читать, рано проявились и художественные способности.

Для их развития приглашался учитель рисования из Саратовской гимназии (в Саратове в середине 60-х годов служил отец Врубеля). Развитием музыкальных способностей мальчика занималась сестра мачехи пианистка Александра Христиановна, одна из первых выпускниц Петербургской консерватории. В 1866 году отец Врубеля поступает в Военно-юридическую академию, и семья переезжает в Петербург, где Михаил становится учащимся 5-й городской гимназии, в которой преподает брат мачехи, Николай Христианович Вессель, педагог-новатор. Через три года отца, по окончании академии, назначают на должность гарнизонного судьи в Одессу, и Михаил поступает в известную Ришельевскую гимназию. В гимназии Врубель учился легко, показывал особые успехи в изучении языков, с интересом изучал историю, философию и музыку. Хотя художественные способности его и были очевидны, в нем видели в будущем скорее разносторонне эрудированного дилетанта, чем одержимого художника. Поэтому по окончании гимназии он поступает, следуя семейной традиции, на юридический факультет Петербургского Университета под крыло своего приемного дяди Н. Х. Весселя. Последний, быв человеком очень широких и либеральных взглядов, имел пристрастие к богемному образу жизни, насколько это было возможно для учителя государственной гимназии, и приобщил к нему своего воспитанника. Но богемный образ жизни, конечно, не мог способствовать успешной учебе, к которой у Врубеля не было интереса, и кроме того, требовал немалых расходов. Для их покрытия Врубель стал работать репетитором и гувернером в состоятельных домах. С одним из своих воспитанников он совершает первую в своей жизни заграничную поездку. Особенно счастливыми были годы, проведенные в семье сахарозаводчиков Папмелей, где его, бывшего репетитором собственного сокурсника, приняли почти как собственного сына. Именно Папмели внушили ему мысль о его художественном призвании и необходимости серьезно учиться живописи. В результате Врубель, несмотря на все свои способности, так и не сумел толком окончить Университет, и проучившись на год больше положенного срока, был выпущен со званием "действительного студента". Зато он, обладавший очень общительным характером, сумел сблизиться со многими представителями петербургских художественных кругов, и поступил на вечерние курсы при Петербургской Академии художеств. В 1880 году он становится уже полноценным студентом Академии, где занимается в классе замечательного рисовальщика и педагога проф. П. П. Чистякова, воспитавшего целую плеяду знаменитых русских художников. Акварелью он занимается в классе самого И. Е. Репина. Чистяков сразу увидел во Врубеле выдающийся талант, почти уже готового мастера, и поэтому, когда молодому, энергичному киевскому искусствоведу и археологу А. В. Прахову, задумавшему возродить киевскую старину, потребовался художник, который мог бы свободно работать в разных художественных стилях, Чистяков без колебаний рекомендовал Врубеля, несмотря на то, что он всего год проучился в Академии. Итак, в 1884 году Врубель переезжает в Киев, где он должен будет принять участие в реставрации и поновлении древнего, 12 века храма Кирилловского монастыря, под руководством опытного художника и иконописца Николая Мурашко.


Надгробный плач. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве.
Акварель. 1887 г. (КМРИ)

Для написания иконостаса Кирилловской церкви совершил путешествие в Венецию (1884-1885) на средства, предоставленные заказчиками. Не имевший ранее опыта работы в монументальном жанре, Врубель за год создал для Кирилловской церкви композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов» на хорах (образцом послужила миниатюра из Евангелия Гелатского монастыря) и «Оплакивание» в нише притвора, а также изображения прор. Моисея и «Ангелов с лабарумами» (3 ангела над телом Христа), иконостас (образы Христа, Богоматери с младенцем, святителей Кирилла и Афанасия Александрийских). Врубель дописал, имитируя мозаику, одного из ангелов в куполе Софийского собора, исполнил орнаменты на столпах Владимирского собора, отличающиеся свободой художественной фантазии. Эскизы Врубеля для Владимирского собора (вариации сюжетов «Надгробный плач» и «Воскресение») не были воплощены.

С точки зрения сюжетного репертуара Врубель работал как иллюстратор произведений разных стран и эпох, в т. ч. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, У. Шекспира, Э. Ростана, И. В. Гёте, А. Франса, русского былинного эпоса и древней мифологии, что было свойственно мастерам эклектизма в ХIХ в. Искусство Врубель определял как высокую степень искусности, мастерства в любом виде творчества. Именно таким образом к идее артистического универсализма приближалась деятельность художественного кружка, группировавшегося вокруг промышленника и мецената С. И. Мамонтова, с которым был связан и Врубель. Фантазии Врубеля на сказочно-былинные темы воплотили эстетическую программу кружка (картина-панно «Богатырь» (1899; ГРМ), декорации и костюмы для спектаклей «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», майоликовые скульптуры «Волхова», «Мизгирь», «Купава», эскизы декоративных блюд, камина с майоликовым панно на сюжет былины о Микуле Селяниновиче, росписи балалаек и др.).

В 90-х гг. Врубель работал над оформлением (панно, скульптура, витраж) ряда московских особняков в стиле модерн (особняк З. Г. Морозовой на ул. Спиридоновке, флигель усадьбы Мамонтова на ул. Садовой-Спасской). После инцидента на Всероссийской Нижегородской выставке (1896), когда панно, созданные Врубелем для художественного павильона («Микула Селянинович», «Принцесса Греза»), были забракованы комиссией Академии художеств, он стал известен как русский декадент.


Ангел с кадилом и со свечой. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве.
Акварель. 1887 г. (КМРИ)


«Голова Иоанна Предтечи». Акварель. 1905 г. (ГРМ)

Предназначение художника Врубель видел в том, чтобы душу человека «будить от мелочей будничного величавыми образами». Проблема творчества у Врубеля неотвратимо поворачивается в плоскость этической и даже религиозной антиномии: смирение либо гордыня. В этом противопоставлении он избрал середину («ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет»), отразившуюся в картине «Демон сидящий» (1890; ГТГ). Позднее художник деформировал «прекрасно-величавого» Демона, изобразив хрупкое, изломанное, бледное существо в закатных лучах («Демон поверженный», 1902; ГТГ), т. о. создав в форме монументального гротеска символический портрет декадента конца XIX в., неврастеника с претенциозным комплексом сверхчеловека, наказанного за свою гордыню. Этот образ оказывается близок к существовавшему вне определенной сюжетной программы персонажу в эскизах Врубеля для киевского Владимирского собора («Ангел с кадилом и свечой», 1887; КМРИ) - бездеятельному, пребывающему в самоуглубленном одиночестве. Изображением «Демона поверженного» Врубель завершил сквозной сюжет «демонического цикла» в своем творчестве, воплотив позицию гуманной иронии относительно всяких «демонических» претензий «иллюзионировать душу величавыми образами».

В связи с болезнью с 1902 г. и до конца жизни Врубель находился в психиатрических лечебницах; в периоды ремиссии (1904-1905) создал ряд картин и рисунков с натуры (портреты, пейзажи, натюрморты). В 1905-1906 гг. Врубель сделал акварельные эскизы «Голова Иоанна Предтечи» (ГРМ), «Иоанн Креститель» (ГТГ) и последнее произведение - «Видение прор. Иезекииля» (ГРМ), где явлен совокупный образ творчества Врубеля и обозначена экспрессионистическая стилистика, позднее проявившаяся в русской живописи, например, у П. Н. Филонова.

Использованные источники:
1.Врубель Михаил Александрович/https:www Wikipedia. org. Wiki
2.Врубель Михаил Александрович. Биография /https:www.culture.ru
3.Врубель Михаил Александрович/https://www.pravenc.ru/text/155454.html

Подготовили статью:
Артемий Гилянов, Светлана Суровнева