По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма протоиерея Романа Ковальского историческое общество храма занимается исследованием архивных документов. На нашем сайте в рубрике "Страницы истории" мы рассказываем о людях, приходивших в Спасо-Парголовский храм в дореволюционное время.

29 августа 1897 г. в Спасо-Парголовском храме было совершено таинство крещения, коллежский регистратор Николай Никитич Елизаров с женой Пелагеей Онисимовной крестили младенца Сергия.

Совершал таинство крещения священник Василий Юноковский с диаконом Михаилом Беляевым и псаломщиком Николаем Флоровским.

Восприемниками были Гдовский II гильдии купец Николай Иванович Новиков, Санкт-Петербургская купеческая дочь Лидия Ивановна Новикова и мануфактур-советник Николай Николаевич Брусницын, о нем мы и расскажем.

Источник: ЦГИА Ф. 19 О.127 Д.647 С. 427 об.- 428.

Николай Николаевич Брусницын


Портрет кисти В.А. Афанасьева (1910-е гг.)

Русский предприниматель, финансист и благотворитель, владелец кожевенного завода, купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, действительный статский советник, мануфактур-советник, гласный Городской думы Санкт-Петербурга с 1881 года.

Николай Николаевич Брусницын родился в 1839 году в Санкт-Петербурге. Один из трёх сыновей Николая Мокеевича Брусницына (1815-1879), который переехал Петербург в 1844 году из города Корчева Тверской губернии, приобрел дом на Васильевском острове, где с XVIII века находились кожевенные производства. В семье Брусницыных было восемь детей - трое сыновей и пять дочерей. После смерти отца, сыновья Николая Мокеевича вместе продолжали семейное дело.

Николай Мокеевич приобрел одну из кожевенных мастерских в Чекушах и открыл небольшое производство (10 человек). Скромная мастерская по дублению кожи вскоре превратилась в крупнейший в столице завод по выделке кож с 600 рабочими.

Датой основания кожевенного завода Брусницыных считается 1847 год: именно в этом году на двух обширных участках с обеих сторон Кожевенной линии, принадлежавших Н. М. Брусницыну, была основана фабрика. Вскоре был построен главный производственный корпус (Кожевенная линия, 28-30) по проекту А. С. Андреева (1852), расширенный впоследствии Е. Е. Аникиным (1863) и затем В. И. Тимофеевым (1892). Здание является образцом «кирпичного стиля» в промышленной архитектуре Петербурга.

Фабрика Брусницыных была крупнейшим из кожевенных производств Петербурга царской эпохи и одним из самых передовых в Европе предприятий по производству кожи. В 1874 году было создано Товарищество «Н. М. Брусницын с сыновьями». После смерти отца старший сын, Николай Николаевич унаследовал предприятие, годовая выработка которого превышала 1 600 000 рублей, и стал его директором-распорядителем. Троим братьям принадлежал контрольный пакет паёв товарищества.

В 1882-1885 годах недалеко от предприятия были построены общежития для рабочих на 450 человек. При общежитиях действовала вечерняя школа для рабочих, был устроен лазарет. Предприятие было оснащено по последнему слову техники. Один из братьев, Александр, регулярно ездил за рубеж, закупал современное иностранное оборудование, внедрял современные технологии. В Петербурге у Брусницыных было несколько магазинов, где продавались сумочки, ремни, сандалии и высококачественные мелкие изделия из кожи.

После революции завод продолжал работать, его название многократно менялось. Предприятие существует и сейчас как ОАО «Кожевенный завод им. А. Радищева».

Николай Николаевич Брусницын также занимал пост вице-председателя совета Русского для внешней торговли банка и был членом правления компании Владимирского кожевенного завода.

Вел активную общественную работу:

почётный член и член совета Общества пособия пострадавшим от пожарного бедствия в Санкт-Петербурге;
почётный член совета Коммерческого училища;
почётный член 5-го, 9-го и 12-го городских попечительств о бедных;
казначей Гаванского бесплатного родильного приюта;
член Комитета для оказания помощи вдовам и сиротам пострадавших на войне (с 1904 года);
председатель Санкт-Петербургской городской исполнительной комиссии по благотворительности (с 1908 года);
член комитета Попечительства о народной трезвости (вместе с братом Александром);
член совета Больницы Святой Марии Магдалины;
член Всероссийского союза учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению.

Николай Николаевич всегда старался помогать тем, кто в нужде. Давал деньги приютам, богадельням, жертвовал храмам для раздачи нищим. Пожертвовал значительные средства на устройство больницы для хронически больных детей «Обществу попечения о бедных и больных детях», на содержание Евгениевского приюта для арестантских детей-девочек, являлся попечителем 6-го городского сиротского дома.

В 1895 году, по случаю 50-летия завода, братья Брусницыны начали строительство богадельни на Косой линии - Дома призрения для малолетних детей-сирот и назвали её в память о своих родителях, Николае и Елене.

«Николай Николаевич Брусницын сидел в своём рабочем кабинете и, надев очки, внимательно вглядывался в развёрнутый перед ним на столе рулон бумаги. Это был архитектурный проект нового здания, которое Николай Николаевич задумал вскорости построить. План купцу нравился. «Не ошибся я с архитектором! Настоящий мастер!» — одобрительно проговорил Брусницын. И оказался прав: Павел Сюзор, которому купец доверил проектировать свою новую постройку, через несколько лет возведёт одну из архитектурных жемчужин Петербурга — знаменитый Дом компании Зингер на Невском проспекте. Однако его нынешняя работа была ничуть не менее важной. Известный столичный архитектор спроектировал для купца Брусницына Дом призрения!»

Н. Н. Брусницын стал председателем Благотворительного комитета Дома призрения.


Главный вход Дома призрения Брусницыных. 2013 г.

Заведение включало приют на 180 сирот с начальной школой, богадельню для престарелых рабочих на 120 человек и больницу. На третьем этаже главного здания располагалась домовая церковь. Семья Брусницыных пожертвовала на учреждение 1,5 млн рублей. В 1895-1898 годах, под руководством архитектора П. Ю. Сюзора был возведён комплекс построек Дома призрения.

Освящение прошло 28 декабря 1897 года, на освящении Дома присутствовал, благословивший это доброе начинание Брусницына, святой праведный Иоанн Кронштадтский, будущий новомученик епископ Ямбургский Вениамин (Казанский), а также присутствовал принц А. П. Ольденбургский.

Более ста пожилых людей и около двухсот сирот в возрасте от двух до двенадцати лет постоянно проживали в устроенном Николаем Брусницыным благотворительном учреждении. Старики и дети были полностью обеспечены всем необходимым; в Доме призрения работала школа и учебные мастерские. Богослужения его обитатели посещали в своей домовой церкви во имя святого Николая Чудотворца.

При открытии Дома священником был назначен о. Валериан Федотович Боротинский, которого перед революцией сменил прот. Илья Иоаннович Зотиков, остававшийся до августа 1919 на этом месте. 10 августа 1918 был создан приход, в совет которого вошли Георгий Николаевич Брусницын с женой.


Интерьер Никольской церкви
при Доме призрения Брусницыных

Резной дубовый иконостас изготовила мастерская А. И. Циммермана. В 1921 году этот иконостас был перенесён в Казанскую церковь в Вырице. Основные иконы были утрачены во время Великой Отечественной войны. В Казанской церкви сохранились всего пять произведений:
-тондо «Святая Троица» в иконостасе;
-иконы святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Благословение детей» написанные проф. Н.А.Кошелевым;
-мозаичная икона святителя Николая, выполненная по эскизу Кошелева известным мозаистом - профессором Академии художеств М. И. Зощенко (1857–1908), отцом известного писателя.


Икона "Всех скорбящих Радость"
Проф. Н.А. Кошелев, 1897-1898 гг.


Икона «Благословение детей». Проф. Н.А. Кошелев, 1897-1898 гг.

Церковь закрыта 28 сентября 1922 г.

Через некоторое время рядом с Домом призрения Николай Николаевич построил трёхэтажную больницу для всех малоимущих жителей Петербурга, во флигеле которой располагались квартиры для врачей, а перед входом была выстроена небольшая часовня.

В 1913-1914 годах в саду была выстроена ещё одна часовня - с семейным склепом Брусницыных. В день Ангела и кончины родителей благодетелей в храме служилась заупокойная обедня.

Практически сразу после открытия Брусницыны передали Дом призрения городу. За это они получили благодарность от императора Николая II, а в Городской думе была открыта мемориальная доска в честь братьев Брусницыных. В настоящее время в этом здании на Косой линии 15а размещается Государственная морская академия им. адмирала С. О. Макарова.

Николай Николаевич Брусницын умер 23 октября 1918 года, в Петрограде.
Похоронен 28 октября 1918 года на Волковском кладбище.

Источники:
https://ru.wikipedia.org/
https://radiovera.ru/nikolay-brusnitsyin.html
https://www.citywalls.ru/house12384.html?s=ah9ate6f04evfsehv2l1gjo7o5
https://kazan-hram.ru

Материал для сайта подготовила Светлана Суровнева