13 июля (30 июня ст.ст.) 2022 г. исполняется 150 лет со дня венчания Николая Андреевича Римского-Корсакова с супругой Надеждой Николаевной Пургольд.

Запись о венчании сохранилась в метрической книге Спасо-Парголовского храма: Прикомандированный к Канцелярии Морского Министерства Лейтенант Николай Андреевич Римский-Корсаков и дочь умершего Действительного Статского Советника Николая Федоровича Пургольд девица Надежда Николаевна, венчаются первым браком.

Совершил таинство венчания Священник Александр Налимов с Диаконом Иоанном Афанасьевым и Дьячком Алексеем Богословским.

Поручители по жениху: Генерал-лейтенант Илья Семенович Бижеич и Коллежский Ассесор Модест Петрович Мусоргский. По невесте: Тайный Советник Владимир Федорович Пургольд и Коллежский Советник Семен Дмитриевич Ахшарумов.

Источник: ЦГИА, Ф. 19 Оп.124 Д.336, стр.333 об.,334


Фото: Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербург

Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта (ст.ст.) 1844 года в семье, принадлежащей старинному дворянскому роду. Род Корсаковых в России прослеживается с конца XIV века, когда в 1391 году братья Венцеслав и Милослав Корсаки, выходцы из Чехии, переселившиеся в Литву вместе со своим отцом Жигмунтом, прибыли в Москву в составе посольства, сопровождавшего великую княжну Софью, дочь великого князя Литовского Витовта, нареченную невесту великого князя Московского Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского. Впоследствии братья перешли на русскую службу и остались в Москве. От Венцеслава пошел род Корсаковых, а от Милослава — род Милославских, к которому принадлежала первая жена царя Алексея Михайловича.

В 1677 году трое наиболее знатных представителя рода Корсаковых обратились с челобитной к царю Федору Алексеевичу, в которой содержалась просьба добавить к фамилии Корсаков приставку Римский, чтобы отделить потомков Венцеслава от других Корсаковых, потомков позднейших выходцев из Литвы и Польши. К ним присоединились ещё 15 представителей рода, которые могли доказать свое происхождение от Венцеслава. С 15 мая 1677 года, им, согласно Царскому указу, дозволялось именоваться Римскими-Корсаковыми, поскольку их предок происходил из пределов Римских (Чехия входила тогда в состав Священной Римской империи.) Идейным вдохновителем этого был в молодости стольник царя Алексея Михайловича, потом благочинный Соловецкого монастыря, а затем митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий Корсаков (1639 — 1701). Он составил полумифическую Генеалогию рода Корсаковых-Римских от Адама до 1671 года, которая была проложена к челобитной, в которой были прослежены все предки Корсаковых, включая известных нам из Писания Сифа, Ноя, Иафета, Нимврода, также и такие кажущиеся нам мифическими персонажи, как Сатурн, Юпитер и Геркулес. От сына Геркулеса Корса Игнатий ведет род Корсаковых, а от его потомка Палемиуса или Палемона, бежавшего из Рима в Литву от гонений своего родственника Юлия Цезаря, ведет род Римских-Корсаковых.

В числе 18 представителей рода, получивших право называться Римскими-Корсаковыми, был предок композитора — Яков Никитич Римский-Корсаков, впоследствии комендант Копорья и петербургский вице-губернатор. Его сын Воин Яковлевич (1702 -1771) был послан Петром за границу учиться морскому делу, впоследствии стал вице-адмиралом Российского флота и первым моряком в роде Римских-Корсаковых, давшим Родине немало талантливых морских офицеров. Его сын Петр Воинович был Тихвинской уездным, а затем Новгородском губернским предводителем дворянства. От дочери священника он имел 6 внебрачных сыновей, которым Высочайшим Указом по ходатайству Аракчеева были дарованы все права законнорожденных детей. Среди них был и отец композитора Андрей Петрович (1778 (по другим данным1784) — 1862), проходивший гражданскую службу в Тихвине и Новгороде и дослужившегося до должности Новгородского вице-губернатора, а с началом Польского восстания 1831 года назначенного Волынским губернатором. Не согласный, как человек либеральных взглядов, доброго сердца и глубокой веры, с жесткой политикой Царского Правительства в отношении поляков, в 1835 году он подал в отставку и поселился в отеческом доме в Тихвине, где в то время проживали и его братья Петр и Павел. Здесь и родился будущий композитор, второй сын Андрея Петровича и Софьи Васильевны Римских-Корсаковых.


Андрей Петрович Римский-Корсаков
и Софья Васильевна Римская-Корсакова.
Фото с сайта Дома-музея Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине

Мать композитора Софья Васильевна Васильева (1802 -1890) была внебрачной дочерью богатого Орловского помещика Василия Яковлевича Скарятина и его крепостной. Рождение Николая было поистине даром Божиим, поскольку он родился спустя 22 года после своего старшего брата Воина, и других детей у супругов не было. До 12 лет Николай или как его называли в семье Ника жил в отеческом доме и получал обычное для дворянских детей того времени домашнее образование. Способности он имел великолепные. «Читать я выучился не учившись, — писал он впоследствии в «Летописи моей музыкальной жизни», — память у меня была превосходная, я с первого раза запоминал целые страницы из читаемого мне матерью наизусть, слово в слово, также и арифметику стал понимать очень быстро». Столь же ярко проявлялись и его музыкальные способности, что неудивительно, поскольку и его отец, и его братья и мать отличались незаурядной музыкальностью. «Еще не было мне двух лет, — пишет он, как я хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать, затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Вскоре я научился очень верно напевать все, что играл отец и часто певал вместе с ним, затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией, а узнав названия нот, мог из другой комнаты отличить и верно назвать любой из тонов фортепиано». В шесть лет Ника научился бегло играть на фортепиано, а уже в 11 лет он написал свои первые произведения — дуэт для голосов с аккомпанементом фортепиано на слова из детской книжки и даже целую увертюру. Однако в детстве музыка не увлекала его. «Музыку я не особенно любил, или хотя и любил, — пишет он в Летописи, — но она почти никогда не оказывала на меня сильного впечатления, или по крайней слабейшее в сравнении с любимыми книгами. Но ради игры, ради обезъянничанья, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

«Своей склонностью к композиции он немало досаждал своим первым учительницам музыки, почти всегда что-то изменяя в заданной ему пьесе. Но истинной любовью в эти годы было море. Он полюбил море, как он сам признался, не видя его — ведь моряком, и прекрасным моряком был его старший брат Воин, бывший для Ники большим авторитетом. Он мог по многу часов каждый день расспрашивать брата о море и кораблях с их оснасткой, запомнил наизусть все названия корабельных снастей, и в письмах, направляемых брату, он задавал бесчисленные вопросы о море и мореходстве, так что брат назвал его «вопросительный знак».

Итак, его призвание казалось всем очевидным — моряк и только моряк. Поэтому в 12 лет, когда срок домашнего образования закончился, решено было везти его в Петербург и готовить к поступлению в Морской кадетский корпус, тем более, что начальником корпуса был его родной дядя Николай Петрович Римский-Корсаков, известный и успешный к тому времени российский мореплаватель. Однако с поступлением в корпус детские грезы о романтике моря стали довольно быстро рассеиваться под влиянием грубых нравов, царивших в то время в корпусе, где процветала то, что называется дедовщина, когда старшие кадеты и особенно кадеты-второгодники часто жестоко помыкали младшими, в ходу была нецензурная брань, зуботычиные и телесные наказания. Хотя Ника был усердным кадетом и взысканиям начальства практически не подвергался, а в отношениях с товарищами сумел поставить себя так, что пользовался почти всеобщим уважением, атмосфера корпуса была ему чужда.

В этих условиях отдушиной для него стала музыка. Тем более, что учеба в корпусе позволяла посещать спектакли Мариинского и Михайловского театров и филармонический концерты. Впервые он познакомился с большой музыкой ̶ ведь в Тихвине он был знаком лишь с фортепианными пьесами, народными песнями и церковной музыкой, оказавшими, впрочем, огромное влияние на его последующее творчество. Но в Петербурге он впервые услышал оперы Глинки, ставшие его любовью и творческим ориентиром на всю последующую жизнь. Особенно он полюбил Руслана, которого в то время многие не понимали, считали затянутым и неинтересным.

Знакомство с музыкальной жизнью Петербурга стало порождать стремление посвятить себя музыке. В 1858 году Николай стал брать уроки у молодого (только на 8 лет старше его самого), но уже известного пианиста и педагога Федора Канилле (1836-1900). Канилле впервые познакомил его с выдающимися произведениями западных композиторов — Бетховена, Россини и Мейербера. За два неполных года обучения у Канилле Римский-Корсаков сделал большие успехи. Ими были проработаны важнейшие произведения западноевропейской и русской музыки, усовершенствована фортепианная техника Римского-Корсакова, он создал под руководством Канале ряд небольших сочинений. Канилле был в восторге от способностей своего ученика, или скорее друга, и считал, что ученик достиг своего учителя, и он дать ему более ничего не может. Поэтому в 1861 году, когда обучение в Морском корпусе близилось к завершению, он привел его в кружок молодых талантливых композиторов, созданный Милием Балакиревым.

В этот кружок в то время входили Мусоргский, Кюи, а также покинувшие его позже Гуссаковский и Ладыженский. Это была группа энтузиастов, горевшая идеей создания, укорененной в национальных традициях русской музыки. Впоследствии с легкой руки постоянно поддерживающего их начинания, по сути дела наставника кружка критика В.В. Стасова, назвавшего в рецензии на один из концертов группы ее «Могучей кучкой», это слегка ироническое наименование закрепилось за балакиревским кружком. Ни один из его членов не имел специального музыкального образования, и в сущности не стремились его иметь, поскольку полученное домашнее музыкальное образование и большой природный талант позволял им успешно справляться со всеми практическими трудностями музыкального сочинения и исполнения.

Балакирев был своего рода харизматической личностью, имел сильное слово и способность учить тому, чему сам немного учился. На Римского-Корсакова он с первой встречи произвел неизгладимое впечатление, и он понял, что это тот человек, который сможет сделать его настоящим музыкантом.


«Могучая кучка». Балакиревский кружок.
Худ. А. В. Михайлов. 1950 год.
Фото из сети Интернет

Система, по которой Балакирев готовил своих учеников к творческой деятельности заключалась в том, что он сразу давал крупную, ответственную тему для сочинения, а дальше под его руководством, в совместном критическом обсуждении всех написанных фрагментов и сопоставлении их с параллелями, находимыми в сочинениях крупнейших композиторов преодолевались возникающие в процессе сочинения сложности. Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев предложил дело для русской музыки того времени невиданное — создание четырех частной классической симфонии.

Начало работы над симфонией совпало с последними месяцами учебы в Морском корпусе. Римский-Корсаков к тому времени полностью потерял интерес к мореплаванию, и был готов к тому, чтобы отказаться от получения офицерского чина. Но учился он превосходно, корпус окончил в 1862 году с отличием, а его старший брат Воин, ставший к тому времени начальником корпуса, да и мать, переселившаяся по смерти отца к Воину, считали музыку лишь невинным увлечением и настаивали на том, чтобы он не отказывался от морской карьеры. Но для получения офицерского чина необходимо было участие в длительном, как правило, кругосветном плавании. Поэтому в конце 1862 года Николай отправился в такое путешествие на клипере (паруснике с паровым двигателем) «Алмаз».

Клипер находился в составе эскадры под командованием С.С. Лесовского. Вскоре после отплытия началось очередное польское восстание, и эскадра вернулась в Балтику. После его подавления эскадра спешно, с соблюдением максимальной секретности отплыла к берегам Северной Америки и внезапное появление ее в Нью-Йорке и Вашингтоне имело существенное значение для перелома в происходившей в то время в США гражданской войны и во многом предотвратило готовившуюся тогда англо-французскую интервенцию на стороне южан. После продолжительных стоянок в США, сопровождавшихся самым теплым приемом, эскадра отправилась к берегам Бразилии, и, обогнув Мыс Горн, направилась в Тихий океан. Римский-Корсаков к тому времени уже окончательно потерял интерес к морской карьере. В одном из писем к матери он писал: «Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалование и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю, — решительно нет! Нравственная польза от музыки несомненна. Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня, думаю, вышло бы много».


На клипере "Алмаз".
Николай Римский-Корсаков во втором ряду справа.
Фото из сети Интернет

Тем не менее кругосветное путешествие на клипере имело колоссальное значение для формирования Римского-Корсакова как художника и человека. Жестокие сцены наказания провинившихся матросов, свидетелем которых он был, навсегда сделали его противником всякого насилия. В то же время грандиозные морские пейзажи, роскошь тропической природы оказывали на него потрясающее воздействие, отразились в его симфоническом творчестве и запомнились навсегда. Целые страницы в суховатой «Летописи моей музыкальной жизни», которую он писал спустя 30 лет после плавания, заполнены яркими, художественными описаниями картин океана и экзотической природы. Многочисленные обязанности, которые приходилось исполнять гардемарину, оставляло немного времени для сочинения. Однако именно в плавании он написал самую удачную, самую русскую вторую часть своей симфонии, написанную на тему народной песни о татарском полоне.

В мае 1865 года клипер «Алмаз» вернулся в Петербург, и Римский-Корсаков был определен на береговую службу, оставлявшую значительное свободное время для занятий музыкой. Это дало ему возможность менее чем за полгода завершить симфонию, которая была с успехом исполнена под управлением Балакирева 19 декабря 1865 года. Симфония стала вторым произведением этого жанра в России (первым была исполненная двумя годами раньше симфония Антона Рубинштейна), однако первой симфонией классического типа с выраженным русским колоритом. П. И. Чайковский, сам работавший в это время над своей первой симфонией, так откликнулся на премьеру симфонии Римского-Корсакова: «В Адажио и скерцо сказался сильный талант. В особенности Адажио, построенное на народной песне про татарский полон, оригинальностью ритма, прелестью инструментовки, новизны форм и более всего свежестью чисто русских поворотов гармонии изумили всех и сразу явили в Римском-Корсакове замечательный симфонический талант». («Современная летопись» за 1866 год).

Народные мотивы и национальный колорит ярко проявились в написанных Римским-Корсаковым произведениях в следующем году — «Увертюре на три русские темы» и «Фантазии на сербские темы». В середине 1860-х годов Римского-Корсакова захватила идея программного симфонизма, нашедшего свое наиболее яркое выражение в творчестве Г. Берлиоза и Ф. Листа. Для лучшего понимания музыки составлялась литературная ее программа, в которой пересказывалась история, ставшая поводом для написания музыки и описывалось, как ее различные повороты претворяются в музыкальные образы. Именно в этом стиле написаны многие из последующих симфонических произведений Римского-Корсакова. Первым сочинением в таком стиле стала написанная в 1867 году симфоническая картина «Садко», воспроизводящая музыкальными средствами содержание былины о путешествии Садко к морскому царю. Впоследствии она стала вступлением к одноимённой опере, в которой ее темы становятся лейтмотивами многих номеров оперы. Несомненно, в этой музыке отразились еще свежие впечатления кругосветного морского путешествия. При работе над картиной Римский-Корсаков изобрел особый музыкальный прием, основанный на чередовании высоких и низких звуков, вошедший в историю музыки как гамма Римского-Корсакова, использованная им впоследствии в ряде других произведений для характеристики фантастического мира, а также нашедшего свое выражение в музыке ряда композиторов 20 века.

В эти же годы возникает другая тема в творчестве Римского-Корсакова, которая будет сопровождать всю его последующую творческую жизнь, — тема Востока. В 1867-1868 году Римский-Корсаков пишет свою вторую симфонию, (впоследствии после некоторой переработки наименованной симфонической сюитой), программой которой послужила одноимённая сказка талантливого востоковеда и писателя Осипа Сенковского, приобретшего всероссийскую популярность под псевдонимом барон Брамбеус.

В эти же годы получила начало другая важнейшая сторона в творчестве Римского-Корсакова — помощь другим композиторам, прежде всего своим товарищам по «Могучей кучке», которые не были профессиональными композиторами, и музыкой могли заниматься только в немногие часы досуга. Во время кругосветного путешествия в составе «кучкистов» появился новый член — профессор химии Медико-хирургической академии и активный общественный деятель А. П. Бородин, который будет постоянно нуждаться в такой помощи. Но первой работой такого рода стала в 1868 году помощь Цезарю Кюи (профессору фортификации и музыкальному критику) в завершении его оперы «Вильям Ратклиф». По завещанию скончавшегося в 1869 году Даргомыжского Римский-Корсаков дописывает и оркеструет его последнюю оперу «Каменный гость». Параллельно он начинает работу над первой своей оперой – «Псковитянкой», на сюжет драмы Л.А. Мея, популярного в то время поэта и автора пьес на квазиисторические сюжеты. На тексты Мея были написаны впоследствии оперы «Вера Шелога», «Царская невеста», «Сервилия» и ряд романсов.

В процессе работы над «Псковитянкой» состоялось самое важное знакомство в жизни Римского-Корсакова — на вечере у Даргомыжского он познакомился со своей будущей супругой талантливой пианисткой Надеждой Пургольд, дружившей с членами «Могучей кучки» и блиставшей своим искусством на музыкальных вечерах. Пургольд, обладавшая блестящим музыкальным слухом и памятью и способная записать самую сложную композицию прямо со слуха, оказала неоценимую помощь Римскому-Корсакову в этой новой для него работе. Увертюру к Псковитянке он целиком приписывал Надежде.


Николай Андреевич Римский-Корсаков
и Надежда Николаевна Римская-Корсакова.
Фото из сети Интернет

Осенью 1871 года, во время чтения любимой ими обоими повести Гоголя «Майская ночь», на сюжет которой будет написана вторая опера Римского-Корсакова, посвященная им своей супруге, Николай сделал предложение Надежде, которое было принято. Ровно 150 лет назад, З0 июня (ст.ст.) 1872 года состоялась их бракосочетание «в церкви, как пишет Римский-Корсаков в своей Летописи, Шуваловского парка». Брак оказался на редкость гармоничным ̶ жена была поистине верной помощницей композитору в самом глубоком библейским смысле, была действительно, как бы сотворена для него и Римский-Корсаков неоднократно отмечал, что без Надежды он никогда не стал бы тем, кем он стал. До конца своей жизни он считал лучшим исполнением исполнение своей жены. В браке родилось 4 сына и 3 дочери, последние сын и дочь, к сожалению, скончались в младенческом возрасте, что стало причиной тяжелого душевного кризиса спустя 20 лет.

Осенью 1871 года состоялось другое важнейшее, определяющее событие в жизни Римского-Корсакова ̶ вновь назначенный директор Петербургской Консерватории Азанчевский пригласил его возглавить классы практического сочинения, а также инструментовки и оркестровки. Профессиональное музыкальное образование в то время было для России новшеством — Петербургская консерватория была основана всего 10 лет назад, так что неудивительно, что Римский-Корсаков, не имевший музыкального образования, но блеснувший рядом талантливых сочинений, получивших одобрение самого Листа, был приглашён сразу стать ее профессором. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладевать и музыкальной формой, и приемами сочинения, и яркой колоритной оркестровкой, минуя школьные основы композиции. Он даже не знал названия аккордов, которые он использовал в собственных сочинениях. И, тем не менее, он принял предложение Азанчевского, встретив при этом критику и непонимание со стороны товарищей по Могучей Кучке, считавших, что профессиональное образования убивает душу музыки. Римский-Корсаков в своей Летописи так говорит о своем согласии на преподавание. «Если бы я хоть капельку получился, если бы я хоть на капельку знал больше, чем в действительности, то, для меня не было бы сомнений, что пойти в профессоры было бы и глупо, и недобросовестно». К чести Римского-Корсакова он не надмился оказанной ему честью, но смиренно стал учиться вместе со своими учениками тем основам, которые он должен был преподавать. Значительную часть времени в 70-е годы он посвящал изучению теоретических основ композиции, написал более 60 фуг, и в 1878 году получил диплом об окончании Консерватории.

В отличие от его друзей по «Могучей кучке», Чайковский очень одобрил его занятия и всячески поддерживал его стремление стать профессиональным композитором. В 1873 году состоялась премьера Псковитянки, прошедшая с большим успехом. Даже студенческая молодежь приобрела обыкновение горланить хоры Псковской вольницы. В этом же году Римский-Корсаков принял предложение стать инспектором морских Музыкантских хоров (духовых оркестров морского ведомства). Римский-Корсаков сам профессионально овладел игрой на тромбоне, мог играть и на других духовых инструментах. С огромным успехом прошел в 1878 году под его управлением концерт Сводного духового оркестра Кронштадтского порта, на котором были исполнены вариации для гобоя и концерт для тромбона самого Римского-Корсакова.

Другим направлением деятельности Римского-Корсакова в 70-е годы стало заведование таким важным культурным учреждением тогдашней России, как Бесплатная музыкальная школа, созданная Балакиревым как своего рода противовес Консерватории, где малоимущие, но любящие музыку и способные к ней люди могли бы овладеть практическими основами музыкальной профессии. Концерты оркестра Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова приобрели большую популярность в Петербурге, знакомили публику с малоизвестными и новыми музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов и давали школе средства для существования.

Одним из немногих сочинений, написанных в 70-е годы стала Третья симфония, исполнение которой, впрочем, большого успеха не имело и доныне она принадлежит к числу редко исполняемых. В 70-е годы он также много работал над изучением и гармонизацией фольклора, составив сборники 100 русских народных песен и гармонизовал 40 народных песен из сборника Филиппова. В конце 70-х годов Римский-Корсаков пишет оперу Майская ночь, премьера которой прошла с большим успехом в 1880 году, а на следующий год он пишет оперу, которую он считал лучшей в своем творчестве – «Снегурочку» по «Весенней сказке» Островского. Он считал, что только «Снегурочка» имеет непреходящее значение в его творчестве, что все его произведения могут быть забыты, только Снегурочка не забудется. Неудивительно, что Римский-Корсаков не обращался к оперному творчеству более 10 лет.

В 1881 году, когда была написана «Снегурочка», умер Мусоргский, оставив многие свои произведения незавершёнными. Римский-Корсаков предпринял огромный труд по их завершению, редактированию, инструментовке и подготовке к исполнению. Как он сам отмечал, нередко ему казалось, что его зовут не Николай Андреевич, а Модест Петрович.

Большую озабоченность Римского-Корсакова вызывало творчество Бородина. Он боялся, что если ему суждено будет умереть раньше Бородина, то его гениальное сочинение ̶ опера «Князь Игорь», так навсегда и останется неоконченным. Но в 1887 году Бородин скоропостижно скончался, и работу по завершению, инструментовке и подготовке к публикации партитуры взял на себя Римский-Корсаков. В этой работе ему помогали его ученики — Глазунов и братья Блуменфельды. Большой радостью для Римского-Корсакова в эти годы была работа над выпуском критического издания любимых им с юности опер Глинки, которую он предпринял по просьбе сестры и друга Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой.

В1883 году он становится помощником Управляющего Придворной Певческой Капеллы, Управляющим которой был назначен М. А. Балакирев. Отношения между бывшим учителем и переросшим его учеником складывались непросто. Однако в целом 11-летняя деятельность Римского-Корсакова в Капелле была плодотворной — ему удалось намного повысить уровень образования в Капелле, особенно инструментальной и оркестровой подготовки.

В то же время им самим было написано 40 номеров оригинальных произведений и переложений на богослужебные тексты. До сих пор в обиходе остается причастен на Вознесение — «Взыде Бог в воскликновении…», а также — «Кто есть Царь славы…», поющийся при Великом Освящении храма. Римский-Корсаков также гармонизовал ряд номеров Всенощного бдения древних распевов и написал немало хоров на тексты светских поэтов. Не случайно, что во время работы в Капелле он создал уникальное, едва ли не единственное в истории мировой музыки симфоническое произведение, полностью построенное на темах, взятых из церковных песнопений — пасхальную увертюру Светлый праздник, посвященную памяти Бородина и Мусоргского. Само посвящение именно пасхальной увертюры памяти усопших друзей весьма многозначительно, и, кажется, дает положительный ответ на вопрос о религиозности Римского-Корсакова, в чем многие сомневаются, находя основания для своих сомнений в некоторых высказываниях композитора. Но Римский-Корсаков вырос в глубоко религиозной семье, и думается, что был противником не веры, а обрядоверия и ханжества, в чем он неоднократно упрекал Балакирева.

Вера в Воскресение Христово была в нем укоренена с детства, и получила такое блистательное воплощение в зрелые годы в Увертюре Светлый праздник, в которой оркестровое мастерство Римского-Корсакова, кажется, достигло высшей точки, с необыкновенной силой передавая неповторимое ликование Пасхальной Утрени, в которой ликование о Воскресении Христовом сливается с ликованием о чаемом Всеобщем Воскресении.

В 80-е годы Римский-Корсаковым был написан ряд значительных оркестровых сочинений — концерт для фортепиано с оркестром в духе концертов Листа, только с русским колоритом, очень красивую фантазию на русские темы для скрипки с оркестром, симфониетту на русские темы и два выдающихся по мелодическому богатству и нарядности оркестровки произведения — «Испанское каприччио», в котором можно видеть своего рода продолжение Испанских увертюр Глинки и большую, поистине гениальную симфоническую сюиту Шахерезада, в которой свою вершину нашло увлечение Римского-Корсакова восточными сказаниями.

Опыт Римского-Корсакова как композитора и преподавателя композиции был обобщен в вышедшем в 1885 году Учебнике практической гармонии. С 1882 года Римский-Корсаков становится идейным руководителем кружка молодых композиторов, основанном при поддержке крупного лесопромышленника и мецената М. П. Беляева, основавшего крупнейшее в России издательство, выпускавшего ноты, магазин, где продавалась музыкальная литература, а главным его начинанием была организация Русских симфонических концертов, музыкальным руководителем и почти непременным дирижёром которых вплоть до 1900 года был Римский-Корсаков. В 1889 году оркестр Русских симфонических концертов под управлением Римского-Корсакова с большим успехом выступил на открытии Всемирной выставки в Париже.

В конце 80-х годов он стал работать над оперой-балетом Млада на сюжет из языческих времен у славян. Первоначально он предполагался как коллективное сочинение участников Могучей кучки, но по разным причинам осуществлен не был. Теперь Римский-Корсаков решил снова взяться за эту тему, в чем-то перекликающуюся с сюжетом Снегурочки, принесшей ему такой огромный успех и внутреннее удовлетворение. Но работа над Младой совпало с печальными событиями в семье Римского-Корсакова — смертью матери и последнего его сына — младенца Славчика (Святослава). Хотя он сумел закончить Младу, поставленную в 1892 году на сцене Мариинского театра, это его сочинение большого успеха не имело.

Почти три года композитор переживал тяжелый душевный кризис, усугубившийся смертью последней его дочери — младенца Марии. В эти годы он практически не писал музыки, но углублялся в философские размышления о смысле человеческой жизни вообще и прежде всего собственной, именно в эти годы была написана большая часть книги «Летопись моей музыкальной жизни». Но в 1893 году умирает Чайковский, а в следующем 1894 году — Антон Рубинштейн, и Римский-Корсаков становится признанным главой российской композиторской школы. Возможно, это обстоятельство придало ему силы, позволившие ему преодолеть длительный кризис.

Во всяком случае, с лета 1894 года, когда семья впервые переселилась на дачу в Вечаше, творческая активность Римского-Корсакова начинает вновь набирать обороты. Теперь до конца его жизни главным поприщем его творчества становится создание опер. За 14 последних лет жизни им было написано 11опер из 15 его произведений этого жанра. Первым его произведением этого периода была опера на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сюжет этот давно привлекал Римского-Корсакова, но на него была написана опера Чайковского, которой комиссия под председательством Римского-Корсакова присудила премию, но которую он тем не менее считал малоудачной. Теперь после смерти Чайковского он решил, что ничто не препятствует ему реализовать эту тему самому. Однако постановка оперы встретило препятствия — цензуре показалось неприличным, что на сцене была выведена царица, в которой увидели Екатерину Вторую, и спектакль хотели было запретить, но после сложных переговоров и изменений в партитуре в частности, заменой царицы светлейшим князем, опера была поставлена на Императорской сцене. Хотя она и не имела ожидаемого успеха, это не обескуражило Римского-Корсакова, и он начал интенсивно работать над следующей оперой — «Садко», тема которой была задана в одном из первых работ Римского-Корсакова — симфонической картиной Садко.

Для этой оперы он впервые пригласил в качестве либреттиста молодого Талантливого поэта В. И. Бельского. Однако опера не понравилась Государю, и он потребовал ее исключения из репертуарного плана императорских театров. После этого Римский-Корсаков более не обращался за постановкой своих опер на Императорской сцене, и большинство премьер его опер проходило на сцене частного театра известного мецената С. И. Мамонтова. В 1896 году на этой сцене с большим успехом прошла премьера Садко, который только в 1900 году была поставлена на Императорской сцене.

В 1897 году состоялась премьера небольшой оперы Моцарт и Сальери на сюжет маленькой трагедии Пушкина, в которой Пушкинский текст был почти полностью сохранен. В этом же году он перерабатывают свою первую оперу Псковитянка и пишет к ней пролог — одноактную оперу Вера Шелога. В следующем году он создает самую до наших дней репертуарную оперу — «Царская невеста» на сюжет драмы Мея из времен Иоанна Грозного.

К 100-летию со дня рождения Пушкина композитор писал оперу Сказка о царе Салтане, однако написание и постановка ее по ряду причин замедлилась, и опера увидела свет только в 1900 году. Либретто к этой опере вновь с блеском написал Бельский, так что написанные им стихи практически неотличимы от оригинальных пушкинских, также бережно сохраненных им в тексте либретто. Сказочная тема была продолжена в 1901 году написанием оперы «Кощей Бессмертный», «осенней сказочки», как она, очевидно, названа в противовес «весенней сказке» — «Снегурочка», произведении, окрашенном в достаточно мрачные тона, в котором многие увидели политическую сатиру на самодержавие, но, сюжет, которой, видимо, глубже и возможно является результатом предчувствия бед, грядущих на нашу страну.

В 1902 году Римский-Корсаков закончил свою самую длинную и самую редкоисполняемую свою оперу — Сервилия на сюжет драмы Мея из истории гонений в Риме на христиан при Нероне. Написав эту оперу, Римский-Корсаков, как шутили друзья, наконец, оправдал свою фамилию. Характерно, что в финале оперы умирающая Сервилия, до этого тайная христианка, открыто исповедует свою веру и призывает всех присутствующих при её кончине уверовать в Бога и Христа.

В 1903 году он пишет оперу Пан Воевода на сюжет баллады Мицкевича, которую он посвятил памяти самого любимого композитора своей жены — Шопена. Опера особого успеха не имела. Наконец, в 1904 он пишет свою лучшую, по мнению многих оперу — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в которой сказочные мотивы органично сочетаются с близкой Римскому-Корсакову народной религиозностью, история встречается с легендой, мир земной — с миром горним. Бельский создал для оперы замечательное либретто, которое само по себе представляет собой высоко художественное произведение. Работа над оперой шла трудно, во многом из-за революционных событий 1905 года, и премьера её состоялась только в 1907 году.

Большим испытанием для Римского-Корсакова стала первая русская революция. Под впечатлением от расстрела демонстрации 9 января в ряде столичных вузов начались студенческие волнения. Начались они и в Консерватории. Студенты требовали отмены цензуры, создания учебного театра, выборности руководства, и до удовлетворения их требований отказывались возобновить занятия. Было решено не допускать бастующих в здание консерватории, а собравшихся вокруг нее студентов полиция и казаки стали разгонять нагайками. Никто не ожидал, что строгий профессор, проповедник усердного и неустанного труда, поддержит бастующих. Но он их твердо поддержал в Открытом письме дирекции Консерватории, чем вызвал гнев великого Князя Константина Константиновича, возглавлявшего, кроме своих прочих обязанностей, Российское Императорское музыкальное общество, и был решением его Правления уволен из Консерватории.

Увольнение Римского-Корсакова вызвало целую бурю в обществе — из Консерватории в знак солидарности с Римским-Корсаковым уволились виднейшие ее профессора. На карикатурах изображалось, как Римский-Корсаков уходит и уносит в портфеле все здание Консерватории. Лишь в конце 1905 года, когда страсти несколько поутихли и требования бастующих были частично удовлетворены, а Консерваторию возглавил ученик Римского-Корсакова Глазунов, он согласился вернуться в Консерваторию заслуженным профессором которой он был, поставив условием своего возвращения восстановление всех студентов, исключенных за беспорядки.

Напряженный труд и переживания, вызванные революционными событиями, существенно подорвали здоровье композитора. У него возникают серьезные проблемы с сердцем. В 1905-1906 годах он почти не писал, точнее писал, но дело не шло. Он был вынужден отказаться от дирижирования, хотя в 1907 году он принял предложение Дягилева продирижировать некоторыми из организованных им Русских исторических концертов в Париже, прошедших с огромным успехом и оцененных в печати как торжество Римского-Корсакова. Другим радостным событием стала для него премьера Китежа, также прошедшая с большим успехом.

Но глубокой осенью 1906 года как бы исподволь возникает идея новой оперы-Золотого Петушка по сказке Пушкина. Либретто вновь написал Бельский, который блестяще справился со своей задачей — его либретто является как бы продолжением текста Пушкина, по художественной яркости и образности он вполне может показаться оригинальным произведением Александра Сергеевича. Сначала работа шла не очень быстро, но по возвращении из Парижа летом 1907 года в Любенске Римский-Корсаков работал над оперой с необыкновенной поспешностью, возможно, чувствуя, что дни его сочтены. 29 августа 1907 года он поставил последнюю точку в партитуре оперы. Пожалуй, ни одна из опер Римского-Корсакова не является столь яркой по мелодическому богатству и нарядности оркестровки, по удивительной гармонии музыки и текста, по феерическому синтезу, в котором сходятся и пересекаются две важнейшие параллельные линии творчества Римского-Корсакова — русская и восточная. Римский-Корсаков ощущал, что создал нечто необыкновенное, поэтому так тяжело он переживал ту борьбу, которая разразилась вокруг постановки оперы.

В опере увидели прежде всего политическую сатиру, хотя на самом деле смысл ее намного глубже, это одно из самых ярких обличений во всей мировой культуре человеческой лености, глупости, самодурства и сластолюбия. Цензура требовала коренной переделки текста, настаивая на исключении из либретто даже некоторых оригинальных Пушкинских строф, царь должен был быть заменён в либретто воеводой. Римский-Корсаков согласился на некоторые переделки, слишком велико было его желание увидеть свою Лебединую песнь поставленной на сцене, но весной 1908 года, когда он переехал на ставшую его собственностью дачу в Любенске, пришло горестное для него известие об окончательном запрещении цензурой постановки Золотого Петушка, который был поставлен лишь в 1909 году, со многими переделками и купюрами.

Весной 1908 года Римский-Корсаков был уже очень болен, страдая от периодических сильных приступов сердечной астмы. По переселении на дачу его здоровье несколько улучшилось, он работал над завершением своего двухтомного учебника оркестровки, своего рода энциклопедии оркестрового письма, но весть о запрещении его любимого детища оказалась слишком тяжелой для его ослабленного многими трудами и скорбями организма. Стояла очень жаркая и влажная погода с частыми грозами, тяжелая и для здоровых людей, и в ночь с 20 на 21 июня 1908 года, во время сильной грозы, Николай Андреевич скончался. Смерть Римского-Корсакова потрясла русскую общественность, и похороны его на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры, прошедшие при огромном стечении народа, стали выражением огромной любви и благодарности соотечественников к почившему великому композитору.

Наследием Римского-Корсакова являются не только его бессмертные творения, но и целая плеяда воспитанных им замечательных композиторов, многие из которых составляют славу Отечественной музыки. Среди них Гречанинов, Аренский, Глазунов, Лядов, Стравинский, Прокофьев, Спендиаров, Баланчивадзе, Штейнберг, Гнесин, Блуменфельд, Лысенко и многие другие. Не потеряли своего значения и его теоретические труды — учебники гармонии и оркестровки.

Закончим замечательными словами, сказанными выдающимся русским критиком В. В. Стасовым, духовным наставником нескольких поколений русских художников и композиторов:

«Ни талант Римского-Корсакова, ни его энергия, ни беспредельная доброжелательность ко всем искавшим у него наставления и совета, никогда не ослабевали. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность этого человека составляют нашу гордость и радость. Немного во всей истории музыки можно найти столь высоких натур, таких великих художников и таких необыкновенных людей, как наш Римский-Корсаков».

Литература.

1.Римский-Корсаков, Николай Андреевич-Википедия; http.www.wlkipedla.org.
2.Николай Римский-Корсаков. Композитор-Культура РФ/ https www culture. ru-persona
3.Римский-Корсаков Николай Андреевич/ Биография, музыка — Правмир// https.www.pravmir.ru
4.Николай Андреевич Римский-Корсаков/ https.www.belcanto.ru
5.Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни/ https.www.litresp.ru//chitat./ru/P..
6.Римская-Корсакова Т. В. Любенск.Вечаша.// Издательские решения, 2019.
7.Плотникова Н. Ю. Духовная музыка Римского-Корсакова/ https .www.rimsky-korsakov.ru
8.Рамазанова Н. В. /Н.А Римский-Корсаков и духовные мотивы в его музыке/ https.www.exposltlon.nir.ru/ex.
9.Рамазанова Н. В. /Игнатий Корсаков-Основатель династии Римских -Корсаковых// https.www.exposltion.nir.ru
10.Николай Римский-Корсаков. Биография// https.www.peoples.ru

Материал подготовили: Артемий Гилянов, Светлана Суровнева