5 июля 1903 года старший врач 18 флотского экипажа, надворный советник Михаил Валерианович Богданов-Березовский с женой Серафимой Николаевной крестил в Спасо-Парголовском храме сына Валериана, рожденного днем раньше. Таинство крещения совершал протоиерей Василий Юноковский с дьяконом Александром Ильменским. Восприемниками были домашний учитель Федор Валерьянович Богданов-Березовский и жена действительного статского советника Наталья Валерьяновна Чернягина.
Михаил Валерьянович Богданов-Березовский был отоларингологом и дефектологом. Всю свою жизнь он посвящает вопросам изучения, лечения и организации воспитания и обучения людей с нарушениями слуха.
Защитил докторскую диссертацию по медицине. Работал приват-доцентом Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.
Работал врачом в Петербургском училище глухонемых. В 1897 году в клинике профессора Н. П. Симановского М. В. Богданов-Березовский приступает к клинико-педагогическим исследованиям, посвящённым изучению и развитию слухового восприятия у людей с нарушением слуха. С момента создания Попечительства о глухонемых входит в него как член комитета.
Редактировал журнал «Вестник Попечительства о глухонемых». М. В. Богданов-Березовский возглавлял специальную кафедру, занимавшуюся проблемами педагогики глухонемых в Петербургском психоневрологическом институте. Умер в 1921 г.
Его сын Валериан Михайлович Богданов-Березовский – советский композитор, музыковед, балетовед, педагог родился в деревне Старожиловка, близ Санкт-Петербурга. Учился в Петербургском Николаевском кадетском корпусе. В 1927 году экстерном окончил Ленинградскую консерваторию, где занимался в классах М. О. Штейнберга (гармония и инструментовка), С.М. Ляпунова (контрапункт), В.В. Щербачёва (композиция) и Л.В. Николаева (полифония).
С начала 1920-х годов - постоянный сотрудник ленинградских, а с 1930-х - и московских газет и журналов, где публиковал статьи и рецензии на темы музыки, музыкального театра и балета. Вскоре, наряду с Б. В. Асафьевым и И. И. Соллертинским, стал ведущим музыкальным критиком Ленинграда. Автор более чем 250 книг и статей о русской классической и советской музыке, оперном и балетном театре.
В 1929-1932 гг. - председатель секции композиторов Ленинградского отделения Всероскомдрама. В 1940-1941 и 1945-1949 гг. преподавал историю советской музыки в Ленинградской консерватории (в 1945-1948 гг.- и. о. профессора на кафедре истории русской и советской музыки). В 1941-1944 гг. - председатель правления, с 1961 года - заместитель председателя правления Ленинградского отделения Союза композиторов СССР. В 1946-1951 гг.- старший научный сотрудник Ленинградского института театра и музыки. В 1946-1948 гг.- заместитель художественного руководителя Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова по репертуару, в 1951-1962 гг.- заведующий репертуарной частью Ленинградского Малого театра оперы и балета. С 1969 года - главный редактор Ленинградского отделения издательства «Советский композитор». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968).
Награждён медалью «За оборону Ленинграда» (1943).
Сохранились дневниковые записи Валериана Михайловича времен Второй Мировой войны, приведенные в статье Вероники Ильюшкиной в 42 номере журнала Musicus.
«Известие о начале войны с Германией застало семью композитора и музыковеда В. М. Богданова-Березовского в Детском (Царском) Селе, куда Валериан Михайлович по примеру друга, композитора Гавриила Попова, перебрался из Ленинграда в 1931 году и где жил с 1933 по 1941 год с супругой, Анной Агафоновной, в правом полуциркуле Екатерининского Дворца . Богдановы-Березовские покинули Детское Село лишь за два дня до его захвата немецкими войсками. В страшные годы войны и блокады Валериан Михайлович стойко переносил жизненные испытания, исполняя обязанности главы Ленинградского Союза советских композиторов, сохраняя и поддерживая музыкальную жизнь осажденного города. Анна Агафоновна помогала супругу в делах, делила с ним неизбежные тяготы времени. В годы войны Богдановы-Березовские потеряли почти всех своих близких, много друзей и коллег. Привычный ход жизни был разрушен, война изломала судьбы поколений, но сила духа и мужество помогли «пережить, перегнать эти годы» и одержать выстраданную победу. Уникальным свидетельством военной эпохи являются дневниковые записи Богдановых-Березовских, хранящиеся ныне в фонде 82 Российского Института истории искусств в архиве В. М. Богданова-Березовского под № № 250/1 и 960/6. В подневных записях, хронике первых месяцев войны, композитор фиксирует моменты своей общественной и творческой жизни. Страницы настольного перекидного календаря Богданова-Березовского, на которых делаются записи, хранят память времен, память поколений. Записные книжки супруги композитора дополняют и насыщают его достаточно сухие и сдержанные заметки подробностями частной жизни и быта Богдановых-Березовских, их ближнего и дальнего окружения». Прим.: Курсивом выделены записи жены Валериана Михайловича Анны Агафоновны.
22 июня 1941
Работа над программами лекций в Консерватории [...]
Война с Германией. Выключен телефон. [...]
Ночью слушал воздушную тревогу из Л[енингра] да, а в 6 ч[асов] утра последние известия,—утр[енний] выпуск, первую сводку и речь Черчилля.
Объявление по радио войны с Германией. [...]
С Валей и Фросей ходили в Грот за сахаром, нам досталось последние 620 гр[аммов]. [...] я стояла в очереди [...] в пр[одовольственном] магазине за крупой и сахаром. [...] Ночью в 2 ч[аса] сообщение по радио о воздушной тревоге в Ленинграде, длившейся ½ часа. Спали мало и плохо.
17 июля 1941
[...] Мой день рождения (38 лет). [...] Чтение «Лен[инградской] Правды» (введение карточек). Л. 22 об.—23
Роженькин День рождения, а погода очень хмурая и холодновато. Встала рано и ушла за покупками. По возвращении Валя еще спит, ушла в Садоводство Ал[ександровского] парка, купила ему букет цветов. В поликлинике получила освобождение от тяжелого физического труда. [...] Введение карточек на хлеб и др. продукты. [...]
30 июля 1941
С утра—ССК. Расписка на ноты. Оркестротека31 (ноты моей скрипичн[ой] песни). 12 ч[асов]. «Искусство». Фризе. Л. 26 3 «В. Т.».
Дежурила в Райисполкоме. [...] Получила освобождение в Р[айисполко]ме на 7 дней. Я мыла полы.
13 августа 1941
[...] спал на перроне.
ССК и Искусств[о].
[...] 10–12 дежурство у Дворца (с ночи бездна дел).
[В] 12 с минутами стрельба и гибель самолета и парашютиста в лучах прожектора.
31 августа 1941
С утра я писал для стен[ной] газеты40. [...]
Вечером приходил Попов. Музицирование.
Ночью артиллерийские выстрелы (дальнобойных орудий).