…дом Мой домом молитвы наречется… (Мф. 21:13)
Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений.
Новозаветный православный храм устроен по образу ветхозаветного.
Храм есть здание, посвященное Богу, и освященное для общественного Богослужения. Как здание священное, храм отличается от обыкновенных зданий не только внутренним своим расположением, но и внешним видом. Основание стен храма составляет или четырехугольник, или крест. В первом случае храм с округлостью алтаря представляет образ ковчега или корабля, в котором верующие во Иисуса Христа спасаются от суеты житейской и вечной погибели. Во втором случае храм представляет крест - орудие и символ нашего спасения.
Внутренность храма разделяется на три части:
алтарь - восточная часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина, силою и действием Духа Святого в истинное Тело и истинную Кровь Христову;
собственно храм, в котором совершается чтение и пение, и в котором стоят верные, собирающиеся для общественной молитвы;
притвор, назначенный для оглашенных и кающихся.
Войдя в храм Божий, православный христианин обязательно поклоняется иконам, прикладывается к ним и зажигает перед ними свечи.
Икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории.
Икона – изображение священное, отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для общения с Богом и святыми Его.
Иконы именуются святыми, не только потому, что они освящены, то есть посвящены Богу, выделены из грешного бытия для Богообщения, но еще и потому, что святость – есть одно из свойств Божьих.
Главное предназначение иконы – молитвенное. Молясь перед святыми иконами, всю меру своего молитвенного усердия переносим не на предмет, а на того, кто стоит за предметом – через Образ к Первообразу. Почитая святыню – предмет, посвященный Богу и освященный Богом, мы поклоняемся Самому Богу, отразившемуся в нем. Итак, икона – это окно из Мира Горнего в наш мир – мир дольний; это Откровение Божие в линиях и красках, богословие в зрительных образах, воплощенная молитва; икона – это неотъемлемая часть православного богослужения и Священного Предания которыми живет Церковь.
В селении Первое Парголово, на берегу Нижнего Суздальского озера, на горе покрытой лесом и занятой клабдищем, в 1754 году, на средства графа Петра Ивановича Шувалова была построена небольшая деревянная церковь. В 1755 году церковь освятили. Построенная она была как кладбищенская. В 1791 году во время грозы сгорела. На месте сгоревшего храма построили небольшую изящную часовню, которая сохранилась до наших дней. После пожара, через год, ближе к Выборгскому шоссе, в 40 саженях от сгоревшего храма, построили новый деревянный храм по проекту архитектора Л. Руска. Деревянная церковь ветшала, поэтому в 1876 году рядом с деревянной церковью заложили новый каменный храм. Проект разработал гражданский инженер-строитель Констанин Алексеевич Кузьмин. Храм по проекту – трехпридельный, на 1400 человек. Строили храм на средства церковно-попечительского общества, председателем которого в те годы был граф Андрей Петрович Шувалов. Строительную компанию с 1875 года возглавил местный священник Александр Налимов, ставший первым настоятелем каменного храма. В 1880 году храм освятил метрополит Петербургский и Ладожский Исидор во имя Спасо Нерукотворенного Образа в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
Церковь построена в византийско-русском стиле, в форме греческого креста. Верх храма венчает большой купол, знаменуя собой невидимую Главу Церкви – Иисуса Христа. А прочие четыре главы олицетворяют Евангелистов. Центральный престол храма освящен во имя Спасо Нерукотворенного Образа, правый – во имя Праздника Покрова Божией Матери, а левый – во имя Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.
Обветшавшая деревянная церковь была в дальнейшем перестроена и освящена в 1886 году во имя Благоверного княза Александра Невского. Часть церковной утвари и икон перенесли из старого деревянного храма в каменный, в том числе: уникальную, вырезанную из мамонтовой кости икону «Успение» XVI века, икону «Троица» 1678 года, резной кипарисовый Крест с изображением Страстей Господних и праздников. Местонахождение иконы «Троицы» и кипарисового креста неизвестно, а икона Успения Божией Матери с 1965 года находится в Русском музее.
Следует отметить, что судьба Спасо-Парголовского храма сложилась благополучно. Богослужения не прекращались и в самые трудные годы гонений, и в дни блокады.
В дни празднования 300 летнего юбилея Санкт-Петербурга на звоннице храма установили четыре новых колокола.
С 2013 года настоятелем Спасо-Парголовского храма является протоиерей Роман Ковальский. За прошедшие пять лет был построен новый нижний крестильный придел во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; многие иконы отреставрированы и заняли новые места; написаны новые иконы.
На нашем сайте мы будем регулярно публиковать материалы, рассказывающие о святынях Спасо-Парголовского храма.