колокольчик

На Светлой седмице (в первую неделю после Пасхи) на колокольни многих храмов пускают всех желающих позвонить в колокола.

Согласно Уставу, на Пасху и во все дни Светлой седмицы дозволяется «звон целодневный». Это единственное время в году, когда звон может быть в неурочное, не богослужебное время. Но есть уставные ограничения: такой «свободный» пасхальный трезвон не должен попадать на литургию или вечернюю службу, чтобы не мешать молящимся в храме. Теоретически, можно звонить хоть круглосуточно.

В 19 веке (возможно и ранее) звонари в пасхальные дни во многих местах открывали колокольни и уходили отдыхать. Так что подняться, посмотреть, как устроена звонница, и позвонить мог любой желающий.

В наше время, когда страна сильно расслоена в социальном, религиозном и культурном плане, вряд ли можно пускать на колокольню всех желающих. Если хочется позвонить - надо вежливо подойти к звонарю, пообещать вести себя аккуратно и внимательно прислушиваться к указаниям профессионала. Если звонарь относится к колокольне легко - он дозволит больше. Если строже - меньше, зато гости услышат более интересный звон, потому что, как правило, качество звона у таких звонарей выше.

звонарь

Пришедшие на колокольню должны знать, что они обращаются с церковной святыней. Пусть посмотрят «Чин благословения колокола или звона» и почувствуют, какое значение Церковь придает колоколам. Может быть, это избавит колокол от возможных повреждений. Недаром про Светлую седмицу говорят, что это неделя рождения звонарей и гибели колоколов.

Треснутые колокола чаще всего невозможно починить: их переливают и делают заново. Поэтому нельзя со всей силы лупить в церковные колокола. В колокольном искусстве важна не сила удара, а правильное отношение к звуку, такт в общении с колоколами. Посмотрите на старое фото прославленного Ростовского звонаря Александра Сергеевича Бутылина: как аккуратно он держит веревки от колоколов - каждая подтянута до миллиметра.

Страшные удары рождают неправильный звук, колокола начинают болезненно визжать. Упор надо делать на аккуратность и бережность. Самое лучшее - звонить вместе со звонарем, вслушиваясь, и аккуратно вплетая свой подзвон в его звоны.

Фестиваль колокольного звона

В "праздников Праздник" в дореволюционной Москве, в общей сложности, звонили более пяти тысяч колоколов. Тот, кто слышал московский пасхальный звон, никогда не мог его забыть. По словам И.С.Шмелева, это была "единственная в мире симфония.

Сейчас эта традиция возрождена в рамках проводимого в Москве ежегодного пасхального фестиваля.

До революции в таких фестивалях не было необходимости. Существовали колокольни, наполненные колоколами, опытные звонари, которые отвечали за свою колокольню, поэтому общение между звонарями строилось непосредственно вокруг церковных звонов. Были крестные ходы, по улицам носили чудотворные иконы - и все это сопровождалось звонами.

А самое главное,  было совершенно другое отношение к звонам как таковым. Если сейчас наше сознание отравлено массовой культурой и мы не представляем себе осмысленную деятельность со звуками иначе как концерт, то наши предки даже не воспринимали колокольный звон как музыку в узком смысле. Они воспринимали колокольный звон как самобытное явление, которое принадлежит непосредственно церковным колокольням. Не были распространены передвижные звонницы: звонницы на колесах, предваряющие шествия. Это было совершенно не нужно, потому что звон (т.е. определенный набор колоколов) был недвижимым имуществом храма. В старину даже говорилось не «повесить колокол», а «поставить колокол». И считалось, что колокол, установленный на колокольне, является символом твердыни храма, устойчивости, значительности. Звон размечал богослужебную жизнь, как маяк, который включает фонарь в определенные моменты.

Теперь не так. Колоколов осталось мало. Если раньше звон покрывал определенное пространство, площадь, и мы могли воспринимать звон как звуковой сигнал, маяк, волну, то сейчас мы можем воспринимать колокола, в большинстве случаев, как неожиданно встретившееся нам удивительное звуковое явление. Причем страшно перебиваемое и заглушаемое автомобилями и техногенными звуками. Все эти звуки загрязняют звуковую среду, также как мусор загрязняет уличную среду. А звон имеет достаточно чистую природу. В этом проблема и некоторая особенность наших дней. Из- за этого стали возможны и колокольные школы и, конечно же, колокольные фестивали.

На колокольные фестивали приезжают звонари из разных мест, у всех свой подход, свой язык, своя манера. Все колокольни тоже отличаются друг от друга. Звонари обмениваются опытом, передают свою манеру звона.



Составлено по материалам беседы Константина Мишуровского, сотрудника коллектива звонарей Московского Кремля и Храма Христа Спасителя с "Татьяниным днем" taday.ru