Воскресение Христово — величайшая из всех побед. Нет победы равной ей. Все другие победы подобны светилу, испускающему светлые и темные лучи. Торжество одних, победителей, означают скорбь для других, побежденных. Да и победители не замечают часто, как умаляет и отравляет их радость злорадство, радость о чужой скорби, которая почти неизбежно примешивается к каждой победе мира сего. Только Победа Христова одержана к радости всех людей, только она означает общее торжество всех.

Если кто не радуется этому торжеству, то он тем самым свидетельствует, что он на стороне тех темных сил, которые победил Христос, на стороне попранной Им смерти и упразднённого Им диавола.

Победа Христа над смертью, адом и диаволом — эта общая Победа для всех людей, Победа, которая могла бы и должна была объединить всех. Если было бы так если бы люди поняли, что у них нет других врагов, кроме греха, смерти и диавола, которые уже побеждены Христом, то не было бы нужды в других победах.

Христос — единственный Победитель, Который победил не для себя, но победил для всех нас. Его Победа не сделала его ни более могущественным, ни более великим, ни более славным, чем Он был в вечности. Его Победа была всецело для нас, как и Его пришествие.

Мы стали безмерно велики, безмерно славны, безмерно драгоценны, потому что ради нас воплотился Бог, и не только воплотился, но и изволил от нас же, своих негодных рабов пострадать и умереть, но и Воскрес, даровав нам тем самым прощение всех грехов, включая чудовищный, ни с чем не сравнимый грех богоубийства. Когда бы мы были благодарны Богу за Его несравненные благодеяния, когда бы мы поняли, что для нас совершил воплощенный Бог!

Сама каноническая икона Воскресения научает нас тому, что Христос Воскрес не для себя, но для нас. Какой победитель отдает свою победу, а Христос выводит праотцев человеческого рода из ада — вот в чем смысл Его Победы.

То, что мы празднуем в течение 40 дней, а потом, к сожалению, забываем, было совершено в Великую Пятницу и Великую Субботу. "Смертию смерть поправ... поем мы тысячекратно в течение Пасхального периода. Но часто ли задумываемся мы, сколь дорогой ценой была куплена эта Победа. Помним ли мы о чудовищных поруганиях, оплеваниях, биениях, Которые Он претерпел до Креста, наконец, о самой мучительной и позорной крестной казни, или только слышим это на отпустах Страстной седмицы, чтобы после Пасхи забыть об этом?

Понимаем ли мы, сколь велик был грех человеческого рода, сколь велик грех каждого из нас, если для прощения его потребовались столь страшные средства — неизреченные страдания и смерть самого Бога.

Мы читаем в качестве паремии в Великую Субботу историю жертвоприношения Авраама, Авраама, не пожалевшего ради Бога своего сына, сына обетования, сына, в котором должны были благословится все колена Израилева. Страшную цену готов был заплатить Авраам, и быть может потому, что нашелся в человеческом роде такой человек, способный ради Бога отдать самое не сравнимое ни с чем драгоценное, что у него было, Бог и отдал для спасения человеческого рода самое драгоценное, что было у Него — своего Сына Единородного.

Да, Христос не только умер, но и сошел во ад, разрушил его, как поет об этом Церковь в бесчисленных песнопениях. Но благодарен ли человеческий род Богу, не пощадившему Своего Сына Единородного, т. е. единственного для его спасения? Кто из нас, даже людей верующих, может сказать, что благодарность Богу за приобретенное такой дорогой ценой спасение, пронизывает всю его жизнь, определяет весь строй его мыслей и чувств, что он всем образом своих действий стремится выразить эту благодарность?

Поэтому, во времена, когда христианство становилась все более внешним, когда вера в обряды стала сильней веры в милость Божию, ад, разрушенный Христом, оказался как бы восстановленным. Страх перед адом оказался более действенным воспитательным аргументом, чем надежда на милосердие Божие.

Огласительное слово на Пасху Иоанна Златоуста тоже стало частью обряда, а не утверждением в живой вере. Неужели эти огненные слова: "Да никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство, да никто не оплакивает грехов, ибо из гроба нам воссияло прощение грехов, да никто более не боится смерти, потому что освободила нас Спасова смерть", — есть просто риторика, а не выражение самой сути нашей веры?

Да, мы верим в Того, Кто плотски сошел во гроб, но был при этом в Раю с разбойником, и пребывал одновременно на престоле со Отцом и Духом, вся исполняя, Неописанный, как гласит об этом один из пасхальных тропарей. Мы верим в Того, Кто обещал быть с нами до скончания века (Мф. 28, 20).

Но радуемся ли мы этому, исполняемся ли благодарности всегда, когда вспоминаем об этом, еще раз спросим себя? Стало ли Воскресение Христово для нас источником радости, способным победить любую печаль?

Если это не так, то осудим себя, признаем, что вера наша слаба, поэтому и грехи тяжким бременем ложатся на нас, грехи, которые раз и навсегда уже стерты Христом, побеждены Его победой. Будем стараться прежде всего возгревать нашу веру, будем проникаться таинственной силой этих великих и дивных слов, которыми мы тысячекратно будем приветствовать друг друга в Пасхальный период: Христос Воскресе! и всем своим сердцем, всем своим существом ощущать, что Воистину Воскрес Христос и пребывает с нами всегда не только до скончания века, но тем более и после его скончания.

Тогда ни наша собственная смерть, ни кончина мира, ни ад, ни козни дьявола, и никакая неопределенность будущего не будут более страшить нас, но с радостью мы будем готовы претерпеть то, что благоугоугодно будет послать нам Тем, Кто претерпел такие скорби для того, чтобы мы могли жить вечно.

Артемий Гилянов