О необходимости оглашения перед Крещением и писали, и говорили неоднократно. Однако и до сих пор многие из желающих креститься или стать восприемниками (крестными) относятся к огласительным беседам лишь как к досадной задержке на пути ко Крещению. Как сказал священнику один из крестных: «Батюшка, для того, чтобы совершить этот обряд (?!), Вы слишком много от нас требуете – ведь мы, в отличие от Вас, свою жизнь с Богом не связывали». Такое абсолютно ошибочное заключение, сделанное человеком взрослым, крещеным, к тому же собирающимся стать крестным, а также то, что этот случай не единичный, дает нам повод еще раз вернуться к вопросу о необходимости подготовки перед Крещением и недопустимости Крещения формального – без подготовки. А тем, кто уже крещен, но до сих пор не знает – во что, зачем и на каких условиях – посоветовать не пребывать и далее в этом небезопасном неведении.



Что такое огласительные беседы и зачем они нужны?

Необходимость «научения» перед Крещением определена Самим Господом Иисусом Христом. Это следует из Его слов, обращенных к апосто-лам и их преемникам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа. (Мф. 28,20).

Поэтому оглашение (или катехизация) как обучение основам веры существовало в Церкви с древнейших времен. Огласительный период был временем подготовки человека к сознательному принятию Крещения и одновременно испытательным сроком по проверке его веры и благочестия. Длительность этого периода могла быть различной – от нескольких дней до нескольких лет. В годы безбожия практика оглашения в Русской Церкви была прервана. Сейчас она возобновляется.

Что является главным из того, что человек должен знать перед Крещением?

Человек, приступающий к Крещению, должен иметь твердую уверенность в бытии Бога, знать и исповедовать Символ веры, уметь его объяснить. В частности, он должен знать, что наша жизнь в вечности может быть в блаженстве и общении с Богом – и в этом заключается наше спасение, к которому мы должны стремиться, или в вечных адских мучениях, в общении с сатаной. Знать, что путь ко спасению открывается только через Крещение.

Человек должен осознать ту огромную ответственность, которую он принимает на себя в Крещении. Крещение – это личный завет о спасении между каждым человеком, произволяющим спастись, и Богом. Человек дает Богу обещание оставить следование греху, злу, пороку и жить по воле Божией, данной нам в Его заповедях. А Бог возрождает человека от жизни плотской, греховной к жизни новой – духовной, святой, и дает ему для нее благодатные силы. Завет заключен, обязательства приняты, и далее нужно жить в соответствии с этим. Крещение – лишь начало пути, по которому человек должен идти всю жизнь. Это путь борьбы, и прежде всего с самим собой: со своими грехами, страстями, пороками; путь духовного совершенствования, богоуподобления. Этот путь не может быть легким, но именно он ведет ко спасению. Проходить этот путь можно только в Церкви, живя по ее законам и участвуя в ее Таинствах.

Как быть, если человек хочет принять Крещение и сказать: «Ну, слава Богу, наконец-то я православный», – а изменять свой образ жизни не собирается?

Человек, который не собирается идти по указанному выше пути, креститься не должен. Иначе после Крещения он окажется в положении воина, принявшего присягу, но воевать отказавшегося.

Формальное принятие Крещения является грехом для крещаемого (а в случае крещения детей – для восприемников), т. к. неисполнение обетов Крещения – неучастие в церковной жизни, ведение жизни греховной, невоспитание детей восприемниками в православной вере и т. д., будет обманом Бога, в результате чего принятие Таинства может послужить к осуждению.

И бывает, что человек, осознав это на беседах, отказывается от намерения креститься или быть крестным. И это естественно – человек делает свой сознательный выбор. А вот люди, которые ищут обходных путей, чтобы покреститься без огласительных бесед, наносят вред прежде всего самим себе, а крестные – еще и своим крестникам.

Многие из пришедших для записи на Крещение хотели бы обойтись без бесед, мотивируя это тем, что «и так всё знают», а также тем, что «совсем нет времени». Так ли это на самом деле?

Относительно «и так всё знают» – это, конечно, большое преувеличение. Уровень знаний большинства приходящих , мягко говоря, невысок. Как правило, люди верят, что «Бог есть», и считают, что Он у них «в сердце». В какого Бога и как верят – этого объяснить уже не могут. Многие считают Христа человеком, хотя и великим, а к Троице относят Бога, Богородицу и Николая Чудотворца.

Что касается «отсутствия времени» – хорошо, если в результате бесед у кого-то появится повод задуматься о своих жизненных приоритетах, о том, на что и как мы тратим время земной жизни, данное нам Богом. Господь говорит: Ищите прежде Царства Божия (Мф. 6, 33). Но у человека иная шкала ценностей. Он мало что делает «ради единого на потребу».

Никому из них не кажется странным желание покреститься на бегу, «между делом», низводя великое Таинство (могущее совершиться лишь раз в жизни) до уровня дел будничных, каждодневных, суетных. А в результате получаем то, о чем в 90-х с горечью говорил известный саратовский протоиерей Георгий Лысенко: «Крестим тысячами, а где они?»

Как воспринимают информацию люди, пришедшие на беседы?

По-разному. Для одних она является буквально откровением. Они говорят, что никогда ничего подобного не слышали. Такие люди остаются по-сле беседы, чтобы расспросить о чем-то подробнее, задать интересующие их вопросы, просят назначить время для разговора с их близкими. Другие менее активны, их нужно расшевелить, зацепить каким-то образом «за живое». Возможно, для кого-то из присутствующих беседы будут побудительным толчком к дальнейшему познанию веры. Для этого сейчас есть все условия.

Во время совершения Таинства отличаются ли люди, прошедшие огласительные беседы, от тех, кто ранее крестился без бесед?

Отличаются, и очень заметно. И прежде всего пониманием огромной важности всего происходящего. Они ведут себя не как статисты, стоящие с мыслью «Скорей бы это всё кончилось», а как участники Таинства. Они уже не улыбаются в момент отречения от сатаны, т. к. теперь им это не кажется забавным; торжественно и сосредоточенно сочетаются со Христом; не искажают при чтении Символа веры. Они не станут уговаривать священника покрестить их окроплением или обливанием, т. к. уже знают смысл полного по-гружения в купель. Важным моментом является и то, что накануне Крещения они исповедуются и осознают необходимость этого. Да и просто ко всему они относятся совершенно иначе. Это вроде бы те же люди, но одновременно уже и другие. Они знают и всем своим существом ощущают, что в их жизни совершается сейчас Таинство – великое и неповторимое.

Могут ли на беседах присутствовать родители?

Это необходимо, т. к. в любом случае главная ответственность за детей лежит на родителях. Практика же показывает, что они не понимают, не говоря уже о прочем, даже смысла, цели Крещения. Бывают курьезы, когда родители просят крестить ребенка вторично, потому что в первый раз «получились плохие фотографии».

Ситуация осложняется тем, что в наши дни бывает непросто найти восприемника не только воцерковленного, но и просто верующего. Один из крестных в ответ на вопрос священника, осознает ли он свою ответственность пред Богом, выдвинул встречный вопрос: «А он есть, Бог-то?» Безусловно, люди, отрицающие бытие Бога, не могут быть допущены ни к Крещению, ни к восприемничеству. Для остальных выход один – и родителям, и крестным приходить на беседы и воцерковляться далее вместе с детьми.

И если беседы станут для них хотя бы маленьким шагом навстречу Бо-гу, жалеть об этом не придется. Ведь говорят, что если человек делает к Богу один шаг, то Бог делает ему навстречу десять шагов.

Что можно пожелать всем участникам огласительных бесед?

Больше спрашивать, не бояться задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми… Ведь цена тех вопросов, которые мы рассматриваем на огласительных беседах, очень высока. Это в прямом смысле вопросы жизни и смерти – вечной жизни с Богом или вечной смерти без Бога.

На вопросы отвечал иеродиакон Паисий (Шурухин)