В субботу на пятой неделе Великого поста Православная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице «Одигитрии». Празднество это установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов.

Когда император Константин Великий основал Константинополь, то посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву не только своею покровительницей, но созданного им города. Многие храмы в Константинополе были воздвигнуты в Её честь. Во Влахернском храме хранилась святая икона Пресвятой Богородицы, писанная святым евангелистом Лукою.

В достопамятную ночь, когда соединённые силы неприятеля с моря и с суши двинулись на сокрушение константинопольских стен, внезапно напротив самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила практически все суда. Тогда-то благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени в воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы – суббота пятой седмицы (недели) Великого поста.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Её жизни — риза и Её пояс, но в IX веке праздник этот сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским Аллилуиа, каждый икос — привете архангела Радуйся. Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав служения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.