Евгения Гринюк

Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию (Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Небесных Сил бесплотных, Иоанна Крестителя, Святых угодников Божиих). Суббота же посвящена памяти всех Святых и всех от века почивших православных христиан.

В субботу (означающую по-еврейски «покой») Церковь молится за всех прежде почивших, прешедших от земли в загробный мир, как совершенных (святых), так и несовершенных, участь которых еще окончательно не решена. Кроме того, в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни (на Руси всех усопших предков принято было называть родителями, т.е. принадлежащими – родных и чужих, старых и малых – к почившим отцам, которые отошли в жизнь вечную.

С глубокой древности Святая Церковь установила две вселенские родительские субботы – мясопустную (в преддверии недели о Страшном Суде) и Троицкую (накануне праздника Святой Троицы). Сугубое молитвенное поминовение усопших совершается в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, как выражение нашей любви к ним и в восполнение молитв о них за богослужебные дни без литургий. Также, особым чином и пасхальным приветствием усопших, во вторник второй седмицы по Пасхе, на Радоницу, как соразделение с ними торжества Воскресения Христова. Поминаем усопших и в Дмитриевскую субботу (установленную св. кн. Дмитрием Донским в XIV веке после Куликовской битвы) и в гражданский День Победы над фашистской Германией 9 мая 1945 года (где особо поминаются вожди и войны на поле брани живот свой положившие и все усопшие, победы ради потрудившиеся).

Вселенские родительские субботы

Мясопустная – бывает за девять дней до начала Великого поста, перед воскресным днем, когда Святая Церковь совершает воспоминание Страшного суда (Второго пришествия Христова).

Троицкая – бывает перед праздником Святой Троицы – Пятидесятницы, когда жертва Спасителя мира была запечатлена сошествием на апостолов животворящего Святого Духа, который поныне благодатно простирается на всех живущих на земле и перешедших в вечность.

Православная Церковь, как в мясопустную субботу, представляющую как бы в последний день мира перед Страшным Судом, подобно и в Троицкую родительскую субботу, представляющую Последний день Церкви ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой, молится о всех от века усопших отцах, братьях, сестрах и сродниках, что бы и им Бог даровал святым Своим Духом утешение и прощение грехов.

В эти две вселенские родительские субботы живые члены Церкви приглашаются к усиленной молитве об усопших членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов, сословий и состояний, всех времен и народов, вообще всех почивших, в истинной вере скончавшихся, явить к ним свою братскую любовь. В эти субботы чествование святых переносится на иной день; вся служба совершается заупокойная, и после поминовения усопших на вечерни и утрени назначают еще великую панихиду после вечерни в качестве непременной, обязательной службы.

Поддерживая установление Церкви молиться о всех усопших православных христианах, мы способствуем тому, чтобы обеспечить поминовение и нас самих в века последующие, по слову Христову: «Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6: 38).

Великопостные родительские субботы

Великим постом Божественная литургия не совершается ежедневно, поэтому Святая Церковь, чтобы не лишить усопших своего спасительного покрова, вместо ежедневных поминовений установила совершать поминовения усопших трижды. В отличие от вселенских родительских суббот, эти субботы называются просто родительскими – заупокойных молитв здесь значительно меньше и характер их не такой исключительный и всеобъемлющий: там на первом месте поминовение всех прежде почивших и вместе с ним, в дополнение, поминовение наших сродников, а здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь поминовением и всех усопших.

Радоница

Во вторник Фоминой седмицы (второй седмицы по Пасхе), называемый Радоницей, совершается заупокойное моление и поминовение усопших. Обычно накануне после вечерни в Церкви служат Великую панихиду, которая повторятся в самый день поминовения после Литургии.

Еще одним основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресением.

В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

1. Дмитриевская родительская суббота

Дмитриевская родительская суббота бывает за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по ст. стилю) – небесного покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поминовение павших на поле брани воинов накануне дня своего Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.

2. Другие дни поминовения воинов.

Православная Церковь считает своим особым долгом молиться за православных воинов и военачальников, отдавших жизнь за веру и Отечество.

11 сентября в день Усекновения главы Ионна Предтечи, пострадавшему за истину как добрый воин Небесного Отечества, после литургии совершается панихида по воинам, на поле брани живот свой положившим.

3. Поминовение воинов в День Победы

В 1994 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви установлено особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны – в день Победы 9 мая.

В какие дни не совершается заупокойное богослужение.

В двунадесятые и великие праздники, а также в дни Святой Пасхи отлагаются все заупокойные моления. В эти дни их не должно быть не только на общественном богослужении, но в виде частных треб во внеслужебное время. Вселенский характер этих праздников не должен затеняться в сознании верующих какими-либо частными воспоминаниями и прошениями.

Также отменяются все заупокойные моления в субботу Лазареву, Великий Четверток и Субботу, в среду Преполовения Пятидесятницы, в отдании Пасхи, в понедельник Святого Духа.

Перечисленные дни по своим священным воспоминаниям имеют важнейшее значение в домостроительстве нашего спасения и приравниваются к великим вселенским праздникам.

Все перечисленные случаи поминовения усопших в домашней молитве должны совершаться в соответствии с определенными днями, установленными Святою Церковью.