На могильных плитах, оставшихся в местах захоронения первых христиан, встречаются надписи: "Живи в Духе!", "Живи в Боге". Сколько радости заключено в таком пожелании живых! Что может быть лучше для них, чем жить в Боге?
"Живи в Боге!" - в этом пожелании усопшим христиане выражали свою веру в светлое бессмертие христианской души, приобщившейся к вечно живому Богу, и радость единения живых и мертвых в Боге, так как Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).
Единение верующего с Богом - истинная радость его души. Единение с Богом есть и общение христианина со всеми другими верующими. Пребывая во Христе, мы находимся в общении со всеми нашими умершими предками. Нас всех - и мертвых и живых - объединяет Христос; во Христе все мы живы. Какая радость жить во Христе!
Но живем ли мы во Христе? Увы, нет, не живем.
Что же нам нужно, чтобы жить во Христе и чтобы Христос жил в нас?
Ответ один: нужно не грешить. Непрестанно молиться. Не делать того, что неугодно Господу и поступать так, как поступал Он.
Это очень трудно. Это с великими усилиями давалось даже подвижникам благочестия.
Чем больше в нас любви, тем ближе мы к Богу, ибо Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16).
Когда мы приблизимся к Богу, тогда сможем просить в молитве о других - живых и усопших - и будем услышаны.
Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7).
Если мы хотим по смерти обрести упокоение со святыми, то должны стремиться проводить праведную жизнь: исполнять заповеди Божии, участвовать в Таинствах Церкви, помогать бедным и, молясь о прощении своих прежних грехов, просить у Господа благодатной помощи впредь не грешить.
Если мы хотим, чтобы за нас молились после нашей смерти, то ныне сами должны молиться за прежде усопших рабов Божиих.
Господи, помилуй нас грешных! Сподоби, Господи, жить по заповедям Твоим, по воле Твоей, и услышь нашу молитву об усопших: прости их грехи и души их со святыми упокой! Аминь.
Составлено по статье: Священник Михаил. О упокоении усопших. Чтение на каждый день Великого поста. М., 2007.