Ко дню празднования
Собора Михаила Архангела и всех Небесных Сил.
С тех пор, как человек был приведен из небытия в бытие волею Божьей, люди более отчетливо или более смутно ощущали, что они не одни в этом мире, исключительно в обществе бессловесной природы, и образующих ее камней, трав, деревьев, животных, стихий и явлений, но что душа наша непосредственно соприкасается с миром невидимым, с некими невидимыми, но вполне реальными существами. Но грех помрачил духовное зрение человека, и подвергшись обману в начале, обману, ставшему источником грехопадения, люди в дальнейшее время своей истории все чаще становились жертвой обмана со стороны злых духов, поскольку падшее состояние делало их неспособными к общению с добрыми духами.
Через Ветхий Завет проходит этот странный ужас перед видением Ангелов, которое отождествлялось у древних с явлением Бога, потому что для грешного человека, как считали в древности, увидеть Бога, или Ангела, которые нередко в Писании Ветхого Завета обозначались одним словом "Элохим", значило умереть. Нужно было очищение свыше, чтобы увидев Бога или Ангелов Его, остаться в живых.
Так произошло с великим пророком Исайей, который увидев Бога, пришел в ужас, но был очищен Серафимом к видению Божественных таин. И какое же пророчество он изрек первым — над этим стоит поразмышлять. "Слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите, ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Ис. 6, 9-10).
Вот! Исаия возвещает о коренной порче человеческой природы, главным пороком которой стала утрата способности к Боговидению и Богообщению что, во вторую очередь выражалось и в утрате способности видеть добрых Ангелов, Ангелов Бога. Поэтому ангельские явления на протяжении Ветхого Завета редки. Бог хранил свой народ, и не давал обольститься ему многоразличными кознями злых духов, способных принимать образы светлых Ангелов, обольщению и развращению которых подпали языческие народы. Поэтому многим Ветхий Завет кажется так мистически бедным, по сравнению с изобилующими видениями и чудесами языческими баснословиями.
Писание ничего не говорит о том, когда и почему духи, созданные Богом прекрасными и добрыми, разделились на добрых и на злых, вероятно потому, что для того, чтобы оказаться в союзе с добрыми духами и избежать козней злых, достаточно следовать заповедям Божиим. Есть лишь иносказательное описание падения первоангела Денницы, ставшего сатаной, в 14-я главе Пророка Исаии, которая читается в качестве 3-й паремии на праздник Михаила Архангела. О битве Михаила Архангела с сатаной и низвержении последнего с неба говорится в 12-й главе Апокалипсиса (Откр.12, 7-11). Но примечательно, что великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной, обольщавший всю вселенную, был побеждён, согласно Откровению, не столько силой Михаила Архангела, сколько Кровью Агнца и силой свидетельства. (Ст.11).
Да, со времени воплощения Господа нашего Иисуса Христа люди получили способность к общению с Ангельским миром, миром первозданной чистоты, красоты и святости. И Церковь, почитая бесчисленные и прекрасные Ангельские миры, зовет на протяжении всей своей истории, не столько к общению с Ангелами, сколько с Воплотившимся для нашего спасения Распятым и Воскресшим Господом. Ведь обольщающий все еще находится в мире, ему дана способность обольщать вплоть до скончания века, об этом Притча Господня о плевелах в пшенице, читаемая на утрене праздника Михаила Архангела, и читается она, конечно, не только ради возвещения о служении Ангелов в день Последнего Суда, но и ради того, чтобы предостеречь нас от возможного обольщения в этом веке, и побудить ещё теснее прилепиться к Христу.
Церковь никогда не поощряла, но, наоборот, всегда сдерживала интерес человека к миру таинственного, хотя бы даже и светлого. Ангелов бесчисленное множество. Так многие отцы воспринимают притчу о заблудшей овце, ради которой Пастырь оставляет 99 незаблудших, как даже количественное описание соотношения Ангельских чинов и человеческого рода, но ведь ради спасения одной заблудшей овцы Господь оставляет 99 незаблудших, воплощается, становится человеком. Отцы толкуют притчу о потерянной драхме, тоже как о соотношении девяти Ангельских чинов и человеческого рода, но именно ради спасения человеческого рода Господь оставляет 9 Ангельских чинов и воплощается в убогом падшем мире, через грехопадение человека отпавшем от Бога.
Все Ангелы, конечно, ходатайствуют за нас, потому что в безгрешном горнем мире нет ни зависти, ни превозношения, ни неприязни по отношению к какому-либо из творений Божиих, но главное в деле нашего спасения совершают не Ангельские молитвы, но совершает Сам Господь, Его бесконечная и неописуемая Милость.
Между тем тенденция к возданию неподобающей почести Ангельскому миру появляется уже на заре истории христианства. Слишком непостижимой, переворачивающей все привычные, человеческие представления, была весть о воплощении Бога, его Страдании и Воскресении. Не называется ли Сам Христос в пророчестве Исаии Великого Совета Ангелом (Ис. 9,6). Не существуют ли до сих пор сектанты, считающие на основании этого текста, что Христос до воплощения был Михаилом Архангелом? Послания же апостола Павла, фундамент христианского богословия, утверждают бесконечное превосходство Христа над всеми Ангелами.
1-я и 2-я глава (2-я, более нравоучительная, читается в качестве Апостола на Литургии в праздник Михаила Архангела). Послания апостола Павла к Евреям несомненно, полемически заострены против неумеренного почитания Ангелов, по-видимому, широко распространенного среди тогдашних иудео-христиан. "Сын, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога, содержа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее перед ними наследовал имя. — Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" И ещё: "Я буду ему Отцем и Он будет Мне Сыном".
Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: Да поклонятся Ему все Ангелы Божии" - Об Ангелах сказано: "Ты творишь Своими Ангелами духов и служителями Своими пламенеющий огонь. — А о Сыне:"Престол Твой, Боже, в век века, жезл Царствия Твоего — жезл правоты. — Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие: посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. — Кому когда из Ангелов сказал Бог: "седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"? — Не все ли они служебные духи, посылаемые на служение тем, которые имеют наследовать спасение?" (Евр.1, 3-9, 13-14)
Служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение — вот основа учения Правослпвной Церкви об Ангелах. Надо сказать, что и в других своих посланиях Апостол Павел также подчеркивает бесконечное превосходство Христа над Ангелами. Так, в послании к Ефесянам он восклицает: "Как безмерно величие Его могущества в нас, верующих по действию державной силы Его, Которую он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем" (Еф.1, 19-21). И далее Апостол Павел утверждает даже, что ныне именно через Церковь делается известной Начальствам и Властям на Небесах многоразличная Премудрость Божия.
А в Послании к Колоссянам он пишет: "... Христос есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: Престолы ли, Господствия ли, Начальства ли, Власти ли, — все Им и для Него создано — И Он есть прежде всего, и всё Им стоит" (Кол.1, 15-17).
Павел, по-видимому, намеренно не делает различия между Ангелами света и ангелами тьмы, именно ради того, чтобы ничто не отвлекало нас от Христа. Так, в том же Послании к Колоссянам он далее говорит, что Христос "отнял силы у начальств и властей, властно подверг их позору" (Кол. 2, 15) и как итог дает такой совет: "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом." (Кол. 2, 18)
Может быть, самая известная цитата, характеризующая отношение Апостола Павла к почитанию Ангелов содержится в Послании к Римлянам: "Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не может отлучить нас от Любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем". (Рим. 8,38-39).
Могут, значит, и Ангелы отлучать нас от Любви Божией, если мы будем почитать их более или наравне с Христом. Нам мало что известно об ангелопоклоннических ересях, которые были распространены в первые века христианства. Главным их утверждением было, по-видимому, то, что мир был сотворен не непосредственно Богом, но посредством Ангельских иерархий.
Определенную почву для таких представлений составляло разделяемая и многими авторитетными отцами, в т. ч. тремя великими вселенскими Учителями и Святителями, гипотеза о том, что Ангельские чины были созданы прежде создания видимого мира, основанная отчасти на молчании Священного Писания о времени творения Ангелов. Однако великие отцы жили после Лаодикийского поместного собора, время проведения которого спорно, но во всяком случае не позднее 343 года, осудившего почитание Ангелов в качестве творцов и правителей мира как язычество и идолопоклонство. Поэтому в их время вопрос о времени творения Ангелов уже не мог питать ересь.
По-видимому, вскоре после этого собора был установлен наш теперешний праздник Собора Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных. Согласно распространенному преданию, он был установлен в девятый месяц года (соответствующий нашему ноябрю) в честь девяти Ангельских чинов, а в 8-й день месяца — в честь грядущего 8-го дня творения, т.е.дня Всеобщего Воскресения и Суда, в котором центральную роль должны сыграть Ангелы, согласно объяснению, данному Христом Его притче о плевелах в пшенице.
Показательно, что этот праздник никогда не относился Церковью ни к числу двунадесятых, ни даже к числу великих, хотя и является днем, в который положено совершать полное всенощное бдение, т.е. с паремиями и литией. Но того же требует Устав и для празднований в честь большинства богородичных икон, хотя неукоснительно это правило соблюдается только в отношении празднования в честь иконы Божией Матери Казанской.
Такой чин праздника вполне соответствует тому месту, которое занимает почитание Ангелов в учении Православной Церкви, которое утверждает, что не только Христос безмерно выше всех Ангельских чинов, но и Пресвятая Богородица есть Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов, т. е. высочайших Ангельских Существ.
Место праздника прекрасно оттеняет евангельское чтение на Литургии, оно ни об Ангелах, но о падении сатаны и о власти к попранию всякой силы вражией, данной Христом своим Апостолам. Но не это, по слову Господа, должно радовать его последователей, но то, что имена их написаны на небесах,т.е что они вписаны в число граждан Царства Небесного (Лк. 10,17-20). Это самый драгоценный дар Господа на все века всем верным Его.
Главным чествуемым лицом праздника в честь Ангельского Собора является Архангел или Архистратиг Михаил. В Писании по имени он называется только три раза в канонических книгах Ветхого Завета: в книге Пророка Даниила и два раза в Новом — в Апокалипсисе и в Послании Апостола Иуды, где он единственный раз в каноническом Писании назван Архангелом. (Иуд. 1, 9).
Однако в качестве праздничных паремий читаются отрывки из 6-й главы книги Иисуса Навина, где явившийся Иисусу Ангел называет себя, тоже единственный раз в Писании, Архистратигом силы Божией, фрагмент из книги Судей, где Ангел, представший Гедеону и наставивший его на победу над язычниками, отождествляется Церковью с Михаилом Архангелом, и отрывок из 14-й главы Исаии, где красочно описанное падение царя Вавилонского приурочивается Церковью к победе Михаила Архангела, приведшей к падению Денницы с Неба на землю.
Михаил Архангел считается в православии главой всего Ангельского воинства, Первоангелом, ставшим на место падшего Денницы. Само имя Михаил или Мика'ил по-еврейски означает: "Кто как Бог?," т.е. что никто не подобен Богу. Это имя он по преданию, провозгласил, выходя на поединок с Денницей, возомнившим себя Богом. Предание отождествляет его и с Херувимом, поставленным с обращающимся оружием охранять рай, и со столпом огненным и облачным, освещавшим днем и ночью путь Израиля по пустыне, и с Ангелом, поразившим во мгновение ока 185-тысячное войско ассирийского царя Сеннахириба.
Такое почитание Михаила Церковью входит в некоторое противоречие с принятой в состав церковного предания книгой псевдо-Дионисия Ареопагита "О небесной иерархии", поскольку в средние века она признавалась за сочинение мужа апостольского, ученика Апостола Павла, обращенного им в христианство.
Ареопагит разделил всю небесную иерархию на три ступени, высшую, среднюю и низшую, в каждую из которых входят по три чина: в высшую — серафимы, херувимы и престолы, в среднюю — власти, силы и господства, в низшую — начала, архангелы и ангелы.
Книга эта была в действительности написана, по-видимому, обращенным в христианство неоплатоником, приурочившим характерное для неоплатонизма учение о разделении бытия на триады к христианскому учению о Пресвятой Троице.
Но, согласно Ареопагиту, получается, что наш Михаил Архистратиг входит в низшую иерархию Архангелов, и Ареопагит упоминает о нем только один раз, и лишь как о вожде иудейского народа.
В низшую же иерархию по Ареопагиту, попадает и другой великий Архангел Гавриил, который принес на землю величайшую весть о рождении Сына от Девы, а кроме того благовестил Захарии о рождении Сына от бесплодной Елизаветы, а по преданию и о рождении Девы Марии от неплодной Анны, и о грядущем бессмертном Успении Богородицы, и через него же по преданию было ниспослано Писание Моисею, и он же возвестил женам-мироносицам о Воскресении Христа.
Вообще, основная для Ареопагита идея о постепенной передаче освящения от высших к низшим содержит определенное противоречие евангельской вести, согласно которой "не ходатай, ни Ангел, но сам Господь воплотился и спас всего меня, человека". Мы имеем доступ к Господу не через посредство ангельских иерархий, а непосредственно, вкушая Тело Его и пия Кровь Его, в этом главная новизна и главное чудо евангельского провозвестия, которое с таким трудом доходит до нас.
Формально Ареопагит следует Писанию. В своей книге он, по его словам, повествует только о тех Ангелах, имена которых встречаются в Писании, в частности, у Апостола Павла, и этого нельзя отнять от него. В то же время он признает, что о всех чинах ангельских, их именах, природе и деятельности знает только один Бог. Но всякому, кто читал книгу "О Небесной иерархии", невозможно не заметить, что о Христе в ней говорится мало и как-то принужденно, напротив, описания не определенных нигде в Библии функций Ангельских чинов, столь же многословны, сколь и малосодержательны.
Возможно, что некая неудовлетворенность этой книгой в православном Предании выражается в том, что Архангел Михаил зачастую в богослужебных текстах и писаниях отцов называется и Херувимом, и Серафимом, т. е. относится к высшему, а не предпоследнему чину, и Архистратигами называются не только Михаил и Гавриил, которому, кстати, Церковь посвящает еще два праздника — 26 марта и 13 июля по старому, но и известные из предания Архангелы Рафаил (упоминаемый в книге Товии, считающейся в православии неканонической), Архангелы Уриил, Салафиил и Иеремиил, упоминающиеся в неканонической 3 книге Ездры, и даже известные только из откровения средневекового мистика Амадея Португальского Архангелы Варахиил и Иегудиил, видения которого воцерковил в своих Четьях-Минеях Святитель Димитрий Ростовский.
В общем, в восприятии православного народа эти 8 Архангелов составляют высшую ступень Ангельской иерархии, низшую же составляют наши Ангелы-хранители, даруемые каждому христианину в день крещения, а по распространенному в наши дни мнению, и каждому человеку в день рождения, христианин же, согласно этому мнению, получает при крещении второго Ангела-хранителя.
Не мало таких, кто даже в наше время видел своих Ангелов-хранителей, и это навсегда научило их благоговейному отношению к себе и всему окружающему миру. Но сколь намного больше таких, которые, никогда не видев Ангела, даже не подозревают о его существовании, и бесстрашно творят дела, которые оскорбляют этих лучших наших друзей и отгоняют их от нас. И тем не менее, Собор Ангельских Сил остается и праздником каждого из нас.
Быть может, наиболее кратко и емко в прекрасной художественной форме православное учение об Ангелах и о месте в нем Михаила Архангела сформулировал Святитель Николай Сербский, в своем стихотворении, посвященном Ангелам и помещенном в Охридском прологе под 5 марта по старому, в день, когда спустя много лет Господь судил окончиться земному жизненному пути Святителя.
Ангелы, нам братья, старшие и лучшие.
Предстоят за нас пред Богом неотлучно,
Волю Всевышнего верно творят,
К Богу любовью небесной горят.
Света быстрее они и светлее,
Воздуха горнего легче и свежее.
В свет облекаются Бога и Творца,
Дело Христово вершат до конца.
О людях пекутся заботой единой,
Как вернуть Творцу заблудшего сына,
Как собратьев младших из дальней страны,
Ввести в радость Божию,
в мир тишины.
Михаил Архангел
первый между ними,
С яркой звездою пламенной сравнимый.
В Ангельских хорах он начальник верный,
Кающимся людям
заступник усердный.
Тем, кто покаянье в сердце носит,
Он помочь желает: к Богу их возносит.
Всюду поспевает, утешая в сладость,
Ведь служить убогим — это ему в радость.
Первый он на небе и в служенье ближним:
Всем спешит на помощь; и вышним, и нижним;
Охраняет жизнь нашу, веселит сердца —
Не лишится праведник светлого венца.
Служба сия Ангелам — радость и веселье,
Господу во славу, людям — во спасенье.
Я думаю, что каждый, кто хорошо знал нашего бывшего многолетнего настоятеля, приснопамятного протоиерея Михаила Сечейко, не может не увидеть некоторых черт его облика в вышеприведенном описании Святителем Николаем Архангела Михаила. Никогда не забуду, как проникновенно, с каким чувством он произносил Евангелие на утрени праздника в честь своего Небесного помощника и покровителя. Это было подлинно возвещение Слова Божия. Много раз я слышал это чтение, но никогда ни до, ни после оно не производило на меня такого ошеломляющего впечатления.
Да, поистине не случайно он носил это славное имя, как не случайно и то, что достойный его преемник, протоиерей Роман Ковальский воздвиг в нашем храме престол в честь Михаила Архангела, сделавший память об отце Михаиле навсегда запечатленной в нашем храме, покуда Богу будет угодно, чтобы стоял сам храм, драгоценная жемчужина "петербургской Швейцарии".