![](/_pu/247/53045612.jpg)
Значение церковных праздников
О значении церковных праздников хорошо написал преподобный Иустин (Попович) (+1978): «Вся жизнь Церкви — это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви — это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь «со всеми святыми» (Еф. 7:18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние — святым следующего дня и т. д., круглый год без конца. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей.
Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом — всего Православного.
В Церкви существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское. Человеческое спасение состоит в соборной жизни «со всеми святыми» в Богочеловеческом теле Церкви. Эта жизнь непрерывна и проникает каждый наш день, ибо каждый день празднуется память одного или нескольких святых, которые трудятся в деле нашего спасения. Наше молитвенное общение с ними созидает нам спасение, поэтому необходимо празднование всех праздников, без исключения, праздников Господних, Богородичных, Ангельских, Апостольских и всех святых.
Все Богослужения созидают наше спасение, а во всем этом находится весь Богочеловек Господь Иисус Христос, Глава и Тело Церкви, со всеми святыми и непреходящими истинами и бесконечная Его жизнь со всеми Его вечностями.
Каждый догмат нашей Богочеловеческой веры имеет свой праздник: Боговоплощение — Рождество, Воскресение — Пасха, вера — праздники святых мучеников, — и все остальные святые добродетели — праздники всем остальным святым. Святые Богослужения являются переживаниями святых вечных догматических истин. Например, догмат о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа переживается в Рождестве, Благовещении, Преображении, Воскресении и др. праздниках Господних. Эта вечная истина непрестанно и во всей полноте переживается и так становится нашей ежесекундной жизнью. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа» (Флп. 3:20; Кол. 3:3)».
![](/_pu/247/41947128.jpg)
Циклы богослужебного календаря
Характерной особенностью православного календаря является сочетание в нем двух годовых циклов – подвижного и неподвижного.
Подвижный годовой цикл
Этот цикл основан на принципах древнееврейского лунно-солнечного календаря, заимствованного из Вавилонии. Он назван так потому, что включает в себя праздники и «покаянные времена» с подвижными, или изменяемыми, датами, закрепленными лишь за определенными днями недели.
Точкой отсчета этого цикла, своего рода «подвижным Новым годом», является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасхи), от которого начинается годовой круг апостольских и евангельских богослужебных чтений.
Подвижный годовой цикл слагается из двух периодов – Пасхального и Пятидесятничного.
![](/_pu/247/98763725.jpg)
Пасхальный цикл
Пасхальный, или Триодный, цикл имеет фиксированную продолжительность в восемнадцать недель (если считать и первую неделю после Троицы – «Всех Святых», службы которой замыкают содержание Триоди).
Все воскресенья этого периода имеют названия, указывающие на темы богослужебных воспоминаний.
Пятидесятничный цикл
Второй период – Пятидесятничный начинается после Дня Святой Троицы, и его недели просто нумеруются в календаре как «Недели по Пятидесятнице». Каждая из них имеет определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия.
Этот период охватывает почти две трети года и заканчивается перед «Неделей о мытаре и фарисее» – первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла.
Так замыкается «священный круг» христианского «подвижного года», точкой отсчета которого является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха).
![](/_pu/247/91229856.jpg)
Неподвижный годовой цикл
Неподвижный календарный годовой цикл основан на древнеримском солнечном календаре. Он дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 году до н. э., а затем папой Григорием XIII в 1582 году. Отсюда понятия «юлианский календарь, или «старый стиль» (ст. ст.), и «григорианский календарь», или «новый стиль» (н. ст.).
Если основу подвижного годового цикла составляет Пасхальный период, то основу неподвижного литургического года – Рождественский цикл.
Также церковный год делится на несколько разных по длительности богослужебных циклов, которые следуют друг за другом от его начала. Можно разделить литургический год на периоды праздников, постов и времени, не входящего ни в один из этих периодов.
Православный церковный год начинается 1/14 сентября. Этот день называется церковным индиктом или новолетием.
![](/_pu/247/68965067.jpg)
Первым великим праздником Православной Церкви в новом церковном году при этом является Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября). Завершается православный литургический год празднованием Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
![](/_pu/247/36886211.jpg)
Циклы церковного года
✦ Богослужения от начала церковного года до Введения во храм Пресвятой Богородицы;
✦ Рождественский цикл: включает в себя Рождественский пост, Рождество Христово, праздник Обрезания Господня, Богоявление или праздник Крещения Господня, Сретение Господне;
✦ Богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы: сюда входят подготовительные недели Великого поста, первая седмица Великого поста и все Воскресенья Великопостного периода, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля), Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим;
✦ Пасхальный Цикл: Пасха или светлое Христово Воскресение, Недели по Пасхе, Вознесение Господне, Пятидесятница или день Святой Троицы;
✦ Богослужения от начала Петрова (Апостольского) поста до конца церковного года: праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Преображение Господне (6/19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
Таким образом, православный церковный год можно представить в следующем виде: Рядовое время, Рождественский цикл, период Великого поста, Пасхальный цикл, Рядовое время.
Рядовое время в Православной Церкви наступает сразу по завершении Пасхального Цикла, после празднования дня Пятидесятницы. Этот период включает в себя 37 или 38 Недель по Пятидесятнице. Последние четыре являются подготовительными Неделями к Великому посту. Заканчивается период рядового времени с наступлением Великого Поста.
![](/_pu/247/12556290.png)
Годовой круг богослужений
Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года. Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.
Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля (14 сентября н.ст.), а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Изучением праздников занимается эортология (от греч. έορτή – праздник – праздниковедение) – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.
![](/_pu/247/45338637.jpg)
По времени праздновани праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.
Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля (14 сентября н.ст.), а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
По содержанию (посвященности) праздники разделяются на:
а) Господни — посвященные Господу Иисусу Христу и воспоминанию свершения им нашего Спасения (Рождество, Богоявление, Пасха, Вознесение и др.), а также почитанию Честного Креста Господня (Воздвижение, знамение Креста и др.);
б) Богородичны — посвященные Пресвятой Богородице, Ее жизни (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм и др.), явившимся Ее чудотворным иконам (Владимирской, Иверской, Казанской и др.), и Ее чудесам (Покров Пресвятой Богородицы);
в) Святых — посвященные почитанию небесных ангельских сил бесплотных (Собор Архистратига Михаила и др.), святых праотец, пророков, апостолов и равноапостольных, мучеников, святителей, преподобных, праведников и др.
Выделяют также общецерковные и местные праздники. Одни праздники торжественно празднуются всею Православной Церковью или же целыми поместными церквами (так, праздник Покрова Пресвятой Богородицы особенно торжественно празднуется в Русской Церкви), другие составляют предмет особого празднования в отдельных местностях, епархиях и храмах. Местными праздниками являются, например, храмовые праздники — в честь тех святых, в память которых освящен храм или приделы во храме. Празднования храмовых святых бывают в таком случае более торжественными, чем в остальных местах и имеют свои особенности. Например, в Спасо-Парголовском храме особо торжественно празднуется праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.
![](/_pu/247/13245358.jpg)
По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.
Великие праздники
а) Наивысший разряд этих праздников составляет «праздников праздник» Святая Пасха, — имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения Пасхального Канона cв. Иоанна Дамаскина.
б) За Святой Пасхой в особой торжественности следуют 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми праздниками. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в Православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
![](/_pu/247/33729627.jpg)
Двунадесятые праздники бывают подвижными и неподвижными.
![](/_pu/247/71251937.png)
![](/_pu/247/63201267.png)
![](/_pu/247/01452596.png)
Двунадесятые праздники изображают историю нашего спасения: от Рождества Пресвятой Богородицы (это событие является рубежом Ветхого и Нового Заветов), жизни Ее, Рождества Спасителя, Его Богочеловеческого Подвига, — до Успения Пресвятой Богородицы — первого обоженного человека, совершенно соединенного с Богом, и воспоминания нахождения в Иерусалиме св. Равноапостольной Еленой, матерью св. равноап. Константина, Животворящего Креста Господня — чем знаменуется высшее торжество Христианской Веры, — переход великого множества людей под знак Креста Господня, признание могущественнейшими из людей своей зависимости от воли Божией и изъявление ими надежды на его силу.
Так, от начатка нашего спасения в Рождестве Пресвятой Богородицы, Церковь проводит нас через круг двунадесятых праздников к утверждению полного торжества Христианской Веры на Небе и на земле.
![](/_pu/247/23837914.png)
![](/_pu/247/37581810.jpg)
Особенности празднования великих праздников.
В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.
![](/_pu/247/84243749.png)
Предпразднство. Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече — еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь: «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется: «Христос Раждается – славите».
Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника.
Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства. У Пасхи предпразднства нет.
Попразднство. Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же — событие бывшего праздника.
Число дней попразднства бывает от 1 до 9, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста:
Благовещение — 1 день, (а от субботы Лазаревой — нет попразднства),
Рождество Богородицы и Введение Ее во храм — 4 дня,
Рождество Христово и Пятидесятница — 6 дней,
Преображение и Воздвижение Креста Господня — 7 дней,
Сретение — неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение — 8 дней,
Успение Божией Матери — 9 дней,
недвунадесятые великие праздники — 1 день.
Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
Отдание праздника. Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
![](/_pu/247/19055230.jpg)
Богослужение великих праздников.
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.
В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.
В великие праздники всенощное бдение бывает особенно торжественным и продолжительным, служится лития («усиленное моление»), где поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идет с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поется тропарь праздника.
Кроме Великих, существуют средние и малые праздники.
Средние праздники
![](/_pu/247/35531315.jpg)
а) Бденные – имеют Всенощное бдение.
9 октября и 21 мая — Св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова;
26 ноября — Св. Иоанна Златоуста;
19 декабря — Св. Николая Мирликийского Чудотворца;
15 января — Преп. Серафима Саровского;
12 февраля — Трех Святителей и Вселенских Учителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
6 мая — св. Великомученика Георгия и еще некоторые другие, но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся.
![](/_pu/247/00133546.jpg)
б) Полиелейные средние праздники. На эти праздники всенощное бдение не совершается, а накануне бывает великая вечерня, на утрени же положен полиелей и читается Евангелие.
Это такие праздники как:
Положение Ризы Господней (23 июля);
Владимирской иконы Богоматери (3 июня);
Св. Пророка Илиии (2 августа);
Св. Равноапостольных Константна и Елены (3 июня);
Св. Василия Великого (14 января).
Малые праздники
а) Славословные малые праздники. В эти дни великое славословие на утрени поется, а не читается. Это такие праздники как: Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (26 сентября), Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля) и др.
б) Шестеричные малые праздники. На службе поется 6 стихир и 6 тропарей (в монастырях). К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила.
Церковные праздники являются центром богослужебной жизни Церкви, своей торжественностью они как бы предвосхищают здесь, на земле, будущее райское блаженство для праведников, а связываемые с этими праздниками воспоминания о Священной Истории нашего Спасения и о святых Божиих людях, явивших в себе образ святости и могших сказать: «не я уже живу, но живет во мне Христос», имеют исключительное назидательное значение для всех членов Церкви, — научают нас, как правильно веровать и как должно любить Бога.
Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве, объединяя воедино Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную, — из кающихся, спасающихся и достигающих святости.
![](/_pu/247/95441488.jpg)