Преподобная Евфросиния Суздальская, в миру Феодулия, была старшей дочерью черниговского князя Михаила, впоследствии мученика. Благоухание, внезапно наполнившее дом ее родителей, просивших у Бога детей, и видение во сне прекрасной голубки, добровольно летевшей в их руки, предсказали Михаилу и его супруге Феофании рождение необыкновенной дочери Феодулии.
Мать воспитывала ее благочестии, образованный боярин Феодор был ее наставником. Красота и ум привлекали к Феодулии многих женихов, но сердце ее было отдано небесному жениху, Христу. Одним из соискателей ее руки был князь Мина Иванович, потомок благочестивого варяжского князя Шимона, любимца Феодосия. Сын Шимона Юрий в 1130 году был тысяцким в Суздале и приобрел здесь недвижимость, которой владел Мина. Родители Феодулии предпочли князя мину другим женихам и желали, чтобы дочь вышла за него.
Покорная девушка не противилась воле родителей, но тайно молила Господа сохранить ее в девственности, и молитва чистой души была услышана. В то время как черниговская княжна была на пути в Суздаль (1227), жених скончался, и она, не возвращаясь более к отцу и матери, решила вступить в иноческую Ризоположенскую обитель, которая находилась за земляным городским валом.
Блаженная Феодулия, в иночестве Евфросиния, ревностно начала выполнять обеты иночества. Сначала принимала пищу она раз в день, потом стала употреблять через день, а иногда и один раз в неделю, с покорностью исполняла все послушания, ночи нередко проводила без сна, в чтении книг и молитв; посещала храм Божий, где пела и читала.
Слух о святой жизни княжны привлек в обитель многих богомольцев. Образованность ее, озаренная высокой духовностью, стала видна и обыкновенным людям. Игуменья порой даже заставляла ее преподавать сестрам наставления в трапезной и храме. Эти наставления производили необыкновенное действие: многие вдовицы и девицы поступали в монастырь, чтобы учиться у нее благочестию, а жившие в обители видели в ней образец для подражания.
Ризоположенская обитель достигла тогда своего рассвета: не было в суздальской земле монастыря, где были такой порядок и благочиние, где воспитывались бы такие богобоязненные рабыни, как это было в обители Евфросинии. Монастырь разделялся тогда на две половины: в одной жили девы, а в другой вдовицы; для молитвы собирались все в один храм. Преподобная Евфросиния убедила игуменью построить для вдовиц отдельный храм Святой Троицы, чтобы беседы вдовиц не оставляли ненужных и даже вредных мыслей в невинных сердцах девственниц.
После кончины игуменьи Евфросиния стала настоятельницей обители. Ей было откровение, что Господь хочет испытать Русскую землю страшным нашествием, мечом и игом неверных для очищения ее от грехов. Сообщив об этом сестрам, она позвала их молиться Господу о заступничестве.
В 1238 году Батый с полчищами явился в Суздаль: «Он стоял на Яруновой горе у реки Каменки»; свирепые дикари предавали все огню и мечу. «Татары, - говорит летопись, - сожгли церкви и монастыри в Суздале, Господь только сохранил девичий монастырь Положения ризы Богоматери, где страдальчески совершала иноческую борьбу блаженная Феодулия, дочь великого князя Михаила Черниговского и мученика, нареченная в иночестве Евфросинией: по ее молитве Господь покрыл тот монастырь чудным образом».
Преподобная, прославив Господа за чудесное сохранение обители, продолжала свои подвиги. Со скорбью она услышала о мученической кончине своего отца, святого князя Михаила и своего наставника Феодора.
Бывшая княжна, а теперь игуменья не отличалась от других монахинь ничем, кроме святой жизни; одежда ее была худая и ветхая. Один из зажиточных суздальцев, увидев княжну в рваном рубище, принес ей новую дорогую одежду. Она сказала: «К чему это мне? Мы, черноризцы мужского и женского пола, если терпим холод, крепнем душой и бываем приятны Богу». Зная, что этот человек скуп и жесток к домашним, просила принести его в обитель только масла для лампады и ладана, о домашних же заботиться с любовью и без скупости.
После недолгой болезни преподобная скончалась (1250). При гробе ее совершались чудеса, мощи ее обретены нетленными 18 сентября 1698 года и тогда же по благословению патриарха Адриана были положены в соборном храме ее обители.
Память 18 сентября в день прославления, 25 сентября, в Соборах Брянских и Владимирских святых.
Тропарь, глас 4
Святая твоя память Суждальскую страну веселит, / верных же вся созывает во всечестный храм твой, / идеже ныне совершается всеславная память твоя, Евфросиние преподобная: / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, / неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, / с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, / в чертог Того пресветлый прията была еси, / идеже ныне водворяяся с лики ангелов и святых, / молися, молимся, Христу Богу, / части дев юродивых избавитися нам.