Ранний период жизни

Роман Сладкопевец почитается Церковью как человек святой жизни, служитель Божий, выдающийся песнотворец.

О деталях ранних лет жизни Романа известно немного. По различным оценкам, он имел греческое или сирийское происхождение. Родился в V веке, на территории Сирии, в городе Эмесе.

С детских лет, в меру своего возраста, старался вести благочестивую жизнь, искал, как угодить Богу.

Повзрослев, твёрдо решил жить девственной, целомудренной жизнью. Какое-то время Роман исполнял обязанности пономаря в одном из христианских храмов Берита (современное название города: Бейрут).

Константинопольский период

В дальнейшем, во время правления императора Анастасия, Промыслом Божьим он перебрался в Константинополь, где продолжил служение при так называемой Кировой церкви, освященной в честь Небесной Владычицы, Пресвятой Богородицы.

В Константинополе продолжал возрастать в добродетели, непрестанно молился, измождал свою плоть аскетическими упражнениями, бдениями и постами.

По вечерам Роман отправлялся во Влахерны, проводя ночи в молитве (иногда – в местном храме, иногда – прямо под звездным небом, в открытом поле).

После того, как его посвятили в пономаря Софийского Собора, ему пришлось испытать множество притеснений, издевательств, насмешек и унижений со стороны братьев по вере, тамошних клириков.

Дело в том, что Роман был неграмотным; кроме того, не отличался голосом и слухом; добродетелью же значительно превосходил горделивых и завистливых церковнослужителей.

Патриарх Евфимий, разумея в нём доброго и смиренного раба Божьего, и видя, с какой ревностью он исполняет послушание, уделял ему такую же часть, как и прочим клирикам.

В свою очередь те, надмеваясь своею образованностью, кичились и возмущались, почему Патриарх оказывает ему столько внимания, почему невежда ставится с ними в один ряд, словня ровня.

Движимые ненавистью, забыв, что призваны служить не маммоне, но Богу, они стали интриговать, строить Роману претыкания и козни.

Однажды, в навечерие Рождества Христова, когда на службе в храме присутствовал сам государь, клирики, наложив на Романа руки, вытолкали его на амвон, и дыша злобой сказали ему, что поскольку он получает равную с ними часть, постольку пусть сам и поёт. При этом, они, конечно же, знали, что он не сможет справиться с заданием, так как он не был этому научен.

Оказавшись в такой ситуации, Роман испытал чувство глубочайшего стыда. После богослужения он предался слезному плачу и пребывая в подавленном расположении духа долго молился перед иконой Небесной Царицы.

Таинственное преображение

Возвратившись домой, он даже не вкусил пищи и предался крепкому сну. Во сне ему явилась Сама Божья Матерь. Как когда-то Бог приобщил к Своим тайнам пророка Иезекииля (Иез.3:1–3), вручив ему символический свиток и повелевая его потребить, так и Владычица повелела Роману открыть уста, вложила туда свиток и указала, что он должен его съесть.

Исполнив трбование, Роман тут же проснулся, однако никого не обнаружил, так как Богородица стала невидимой.

Между тем он почувствовал необыкновенное внутреннее изменение. Его сердце наполнилось радостью, а ум – разумением книжным и мудростью.

Когда Роман вновь пришёл в храм, на всенощное бдение, и настало время исполнить праздничное песнопение, он поднялся на амвон и пропел составленный им, при содействии благодати, кондак: «Дева днесь, Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит...».

Присутствовавшие в храме изумились как возвышенным содержанием песнопения, так и дивным его исполнением.

По прошествии некоторого времени озадаченный Патриарх потребовал у него объяснений. В ответ Роман рассказал ему о ночном чуде. Разумея в этом Действие Божественного Провидения, Патриарх тут же посвятил Романа в диаконское достоинство.

Обидчики, вразумленные произошедшим, пали к ногам Сладкопевца, прося прощения. Он по-христиански простил их, и злобы на них не держал.

В дальнейшем Роман продолжал прославлять Бога и Небесную Царицу чистотой жизни и в песнопениях, многие из которых вошли в сокровищницу лучших церковно-поэтических произведений.

Верующие относились к нему с любовью и уважением.

Утверждается, что впоследствии Роман стал давать уроки пения другим, и очень успешно. Кроме того, благодаря его деятельности богослужение приобрело ещё большую красоту и благолепие.

Время кончины святого Романа Сладкопевца определяют серединой VI века (по некоторым свидетельствам, он почил о Господе в 556 году).

Тропарь первый преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́/ и, де́йствуя, учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Рома́не, дух твой.

Тропарь второй преподобному Роману Сладкопевцу, глас 3

Подвигом поста, молитвы и бдения, / глубиною веры и смиренномудрия / от юности совлеклся еси ветхаго человека, / равноангельному житию уподобився, / преподобне Романе Сладкопевче, / достоин был еси явления Богородицы, / яже повеле ти дивный свиток снести, / и тем препода ти дар песнотворения, / абие воспел еси, яко ангели небеснии, / славу Воплотившемуся из Нея Сыну Божию. / Молися за ны ко Господу, / даровати всем воспевающим Христа Жизнодавца / согласное пение, // мир и велию милость.

Кондак преподобному Роману Сладкопевцу, глас 8

Боже́ственными доброде́тельми ду́ха/ измла́да украси́вся, Рома́не прему́дре,/ Це́ркви Христо́ве пречестно́е украше́ние был еси́:/ пе́нием бо прекра́сным украси́в ю́, блаже́нне./ Тем мо́лим тя: пода́ждь жела́ющим Боже́ственнаго дарова́ния твоего́,/ я́ко да вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче преблаже́нне, красото́ церко́вная.

Молитва

Преподо́бне о́тче Рома́не! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.