Как-то раз к мудрецу у Холодной горы пришел парень.
— В моей семье всегда есть обида. Живем хорошо, дружно, счастливо, но случится скандал, и все рушится. Я так не могу! Помоги понять, в чем дело?
Хмыкнул старец и молвил:
— Принеси завтра кувшин кислого вина и покажу тебе, что есть обида.
Как уговаривались, принес парень кувшин перебродившего вина под утро. Достал мудрец несколько чашек и молвил:
— Обида подобна кислому вину, терпение же подобно чаше. Перельется вино — жди беды. Наполни малую чашу и выпей. Удивился парень, но сделал: скривился, но проглотил кислое вино.
— Видишь, чаша опять пуста, и нет обиды. Так поступает любящий человек. Жить с таким приятно и беззаботно. Но много ли вина ты сможешь выпить?
— Боюсь, даже вторую не выдержу. — Грустно ответил парень.
— Если ты подливаешь вино обильно, рано или поздно человек отказывается пить. Теперь наполни-ка мне малую чашу. Не успел парень долить вино, как выплеснул мудрец чашу ему в лицо.
— Вот, опять пусто. Некоторые люди не проглатывают обиду. Им хватает малой чашечки. Нрав у них вспыльчивый, но отходчивый. Подливать таким себе дороже. Зато и обиды они не держат. Далее достал мудрец большую чашу, и как только парень наполнил, вылил тому на голову.
— Так поступают терпимые люди. Чаша у них большая, наполнить ее непросто. Порой от нее прихлебывают, но чаще заставляют пить тебя же. Переполнится чаша — жди беды. Жить с такими сложно, но и скандалов меньше. С дрожью в руках наполнял парень последнюю огромную чашу. Заполнил до краев и сел в ожидании. Мудрец же приподнял чашу за ручки, и закапало вино через трещину на пол.
— Это слезы. Терпение таких людей огромно. Выпить кислое не позволяет гордость, напоить тебя — любовь. Если не подливать, со временем чаша опять станет пустой. Жить с такими приятно и беззаботно. Но если терпение переполнится…
Зажмурился парень в ожидании кислого потока, но мудрец лишь убрал чашу в сторону.
— … то потеряешь человека. Со временем вино вытечет, но доливать уже будешь не ты.
Встал парень и поклонился.
— Благодарю, о мудрейший. Теперь мне все ясно.
— Что же ты понял?
— Либо моя любимая поменяет себе чашку…
— Так.
— Либо я найду другую, с более подходящим сосудом.
— Глупец. — Грустно вздохнул старец. — Для начала, заведи себе кувшин поменьше.