Два путника повстречались в Пустыне Печали.
— Как ты попал сюда? — спросил один другого.
— Жизнь меня не любила, — ответил другой, — и однажды её нелюбовь привела к тому, что мне стало всё равно, куда идти. Тогда я пошёл, куда глаза глядят, оказался в Пустыне Печали и заблудился в ней.
— И давно ты здесь?
— Очень давно. Тут страшная, проклятая земля — никаких условий для жизни. Один день ничем не отличается от другого.
— Как жаль, что в мире существуют такие места. Я же оказался здесь, но совершенно случайно. К счастью, ни одна пустыня не бывает бескрайней, и я хочу как можно скорее выбраться отсюда.
— Наивный! Пустыня Печали — это замкнутый круг. Отсюда нет выхода. Мы с тобой бредём по ней уже второй час, но разве за это время хоть что-нибудь изменилось?
— Изменилось! Гляди! — воскликнул первый путник, указывая рукой куда-то вдаль. — Там, впереди, не оазис ли?
— Мираж…
— А вдруг оазис? Давай, посмотрим!
Да, это действительно был оазис. Его жители радушно встретили путников, ведь каждому из них тоже пришлось преодолеть пустыню, прежде чем они сами оказались здесь. Тут была вода, растения, животные. Люди заботились о них и были счастливы.
— Я хочу здесь остаться! Посмотри, как красиво вокруг! — обрадовался первый.
— Что хорошего ты увидел? — удивился второй. — Примитивное хозяйство, никаких удобств, сплошная скука, тоска и беспросветность.
— Но мы ведь сами можем построить всё, что нам нужно! Это в наших силах!
— Как ты не понимаешь? — угрюмо проворчал второй. — Здесь за счастье нужно бороться точно так же, как и везде. Оазис — та же самая пустыня, но только празднично украшенная. Взгляни-ка внимательнее: ты думаешь, жизнь любит этих людей?
— Эти люди любят жизнь! — возразил первый. — И даже если вокруг пустыня, они живут не в пустыне.
Они спорили ещё долго, но так и не пришли к единому мнению.
Ночью второй так и не сомкнул глаз, всё ворочаясь с боку на бок. Первый же уснул сном праведника и проспал так до самого утра. Проснувшись утром, он не обнаружил своего товарища. На ноги подняты были все жители оазиса. Искали везде, во всех хижинах, во всех уголках. И наконец, нашли. Одинокую цепочку следов, уходящую вдаль — в Пустыню Печали…