В одном доме было две комнаты.
Одна комната была красиво прибрана, украшена золотыми подвесками, красивой мебелью из дорогого красного дерева, хрустальная люстра восхищала присутствующих своим звоном и великолепием света. На полу этой комнаты находился богатейший ковёр, красивого рисунка, прекрасных оттенков. Он был пушистый и ласкал ноги всех присутствующих гостей.
В другой комнате — полной противоположности первой — было убранство намного проще и скромнее. Обыкновенная мебель, светильники и ковёр, который выглядел намного старше своего соседа. Но в этой маленькой простенькой комнате всегда цвели цветы, их здесь было очень много, играли дети, собирались взрослые для общения, и воздух в этой комнате был намного чище, чем в большой.
Как-то раз, когда никого не было в доме, большой красивый ковёр задал вопрос, относящийся к ковру, находящемуся по соседству:
— Эй ты, сосед, как там тебя зовут. Скажи, почему ты такой старый, рисунка на тебе не видно, в некоторых местах волокна пряжи уже вылезли, и вообще, извини меня за выражение, но ты такой уродливый по сравнению со мной, что даже стыдно за тебя. Но почему к тебе так тянутся. На тебе играют, лежат, сидят, в твоей комнате растения цветут и воздух чище, а я такой красавец, но через меня только проходят, чтобы прийти к тебе. Объясни, что происходит?
— А что же здесь непонятного? Ты большой, красивый, пушистый, но чистота и красота твоя — только видимость, загляни в себя глубже, ты же набит пылью. Если тебя чистят, то только сверху, а меня каждую неделю выносят во двор, вешают и начинают бить так, что ни одного живого места не остаётся, я кричу, плачу, мучаюсь. Но потом, когда меня заносят в дом и стелют на пол, я получаю свою награду. Все хотят на мне полежать, погладить, поиграть, потому что от меня идёт свежесть и чистота. Поэтому здесь цветут цветы, играют дети и общаются взрослые.
Наступила тишина. Красивый ковёр долго молчал и вздыхал, наконец, он произнёс:
— Да, наверное, ты прав. Но подвергать себя таким пыткам ради чистоты, свежести и людей я не хочу. Ведь это такое унижение, когда тебя бьют, выбивают последние силы, вытряхивают в снегу. Нет, этого позволить нельзя. Я и так красив, и сам буду наслаждаться своей красотой.
На этом беседа закончилась. И каждый остался при своём мнении.