Проходя мимо селения, хороший пловец узнал, что здешние люди не только не умеют плавать, но и не хотят этому учиться, ибо считают плавание опасным и бесполезным занятием. Решил пловец сделать доброе дело и научить людей плавать.
Стоя перед собравшимся народом, он стал рассказывать о здоровом образе жизни и плаванье — как путь к нему. Люди с удовольствием слушали его. Он сказал, что с лёгкостью мог бы научить людей плавать, и пригласил их к озеру.
На берегу он показал, как нужно при плавании работать руками. Все с интересом следили за незнакомцем и старались в точности повторять движения, показанные им. Затем учитель плавания пригласил самых усердных учеников, окрылённых его похвалами, в лодку. Отплыв на достаточное расстояние от берега, он толкнул их в воду, крича, чтобы они быстрее загребали руками. Он действовал по принципу: жить захотят — выплывут. Пловец и сам прыгнул в воду, желая показать, как надо плавать.
Люди были поражены, они и так панически боялись воды, что, неожиданно оказавшись в ней, принялись усердно грести руками, чтобы добраться до берега. Когда их ноги начинали дотягиваться до дна, он оттаскивал их туда, где глубже, чтобы они лучше научились плавать. Страх был так велик, что они даже не осознавали, что плывут. Когда еле спасшиеся, уставшие, перепуганные и порядочно нахлебавшиеся воды люди доплыли до берега, то сразу бросились от озера наутёк, прячась в своих домах. Как ни пытался пловец объяснить им, что плавание не только полезно, но и приятно, так и не смог он переубедить их. Понять людей было можно: кому же понравится, когда его, не умеющего плавать, бросают в воду?
«Вот глупые люди, — думал «учитель» плавания. — Я хочу им доброе дело сделать, а они разбегаются, не понимая своего счастья».
В таком же духе были настроены и люди. Они не могли понять, чем прогневили Бога, что на их долю выпало такое наказание, и с облегчением вздыхали, вспоминая, как им удалось спастись. Люди решили не ходить к озеру, чтобы не встретиться с «учителем» плавания.
Пловец написал об этом случае мудрецу, а тот попросил, чтобы пловец ушёл на некоторое время от озера, только чтобы обязательно все люди видели, как он уходит. Пловец, подчинился и ушёл на несколько месяцев, а когда вернулся, увидел в озере множество весёлых, купающихся людей, среди которых он приметил и мудреца.
Подойдя к нему, он спросил, как ему удалось затащить этих людей в воду и заставить радоваться, как малых детей.
— Всё очень просто, — ответил тот. — Я ничему не поучал их, не заставлял и даже не говорил о пользе плавания. Проходя мимо их селения, я спросил у людей дорогу к озеру. Они показали мне её, но посоветовали не ходить туда. После чего рассказали, как один полоумный под прикрытием плавания хотел перетопить их.
«Наши женщины после этого боятся подходить к озеру, чтобы бельё постирать. Да что женщины, и мужчины тоже», — жаловались они. Так как полоумный ушёл, они, с опаской, согласились проводить меня к озеру. Убедившись, что тебя там нет, они совсем успокоились, и мы присели с ними на берегу любоваться красотой природы. Солнце поднималось всё выше, и стало жарко. Я полез в прохладную воду.
Поначалу люди уговаривали меня вылезти, но, увидев, как я красиво плаваю и ныряю и ещё получаю от этого удовольствие, они сами решились войти в воду по колено и начали плескаться.
Молва об этом пронеслась по всему селу, и вскоре самые отважные жители деревушки собрались у озера. Они стояли поодаль, боясь подойти поближе, но через час интерес пересилил страх, и они осторожно стали приближаться к воде.
С каждым днём к этому месту приходило всё больше людей, с интересом смотревших на меня. Они стали интересоваться, как им выучиться плавать так же хорошо, как и я. «Повторяйте за мной, и вы научитесь», — отвечал я.
— Теперь ты видишь, что давление и спешка до добра не доводят, а отпугивают. Не поучать других тебе надо, а своим примером привить у людей желание плавать.