Священник Константин Сырбу
«Иисус… до конца возлюбил их» (Ин. 13: 1)
Люди ни в чем так не нуждаются, как в Боге и настоящей, не перестающей любви. Любовь одна в состоянии сделать столько же, сколько всё остальное вместе взятое, потому что она содержит в себе всё.
Всякая любовь благословенна, пока она продолжается, а любовь, которая продолжается до конца, благословенна вечно.
Любовь, которая продолжается лишь какое-то время, может иметь ограниченную цену или не иметь ее вовсе. А та, которая продолжается до конца, та имеет цену неоцененную, потому что временных любвей может быть сколько угодно, а любовь до конца только одна.
Люди имели нужду и в истине, и в любви. Чтобы быть понятой, истина нуждалась в доказательстве чудесами. Чтобы стать примером для подражания, любовь нуждается в доказательстве жертвой. Только Христос мог явить и то и другое. Поэтому Его истина – уникальная истина, достойная принятия, и Его любовь – уникальная любовь, достойная подражания.
Истина – Его учение, любовь – Его пример.
Они суть Он, потому что придают сияние друг другу: истина сияет любовью, любовь – истиной, а обе они – своей вечностью.
Чтобы по-настоящему узнать человека, посмотри на то, как он любил. Кто не любил до конца, тот не истинный христианин. Если так будешь смотреть на человека, не ошибешься никогда.
Кто более всего похож на Господа Иисуса Христа, в тех имеется горсточка всех Его свойств, но более всего – любовь неизменная.
Любовь Божия дивна не только потому, что она не прерывалась до самого конца, но более всего потому, что она продолжалась до конца ради всех, даже ради Его предателя, даже ради Его палачей. Эта любовь не сделала зла никому, она даже не желала никому зла, ибо любовь может сделать всё, и только зла она не умеет делать.
Душа христианская, не называй себя больше так, если у тебя нет любви! Нет ничего более христианского, чем любовь, и ничего более языческого, чем ее отсутствие.
Чтобы быть храбрым, нужна твердость; чтобы быть праведным, нужна честность; чтобы быть достойным, нужна совесть, а чтобы быть святым, непременно нужна любовь.
Боже Благий, любящий нас, будь благословен вовеки и будь вечно славим за все Твои благодеяния нам! А за великую любовь, которой Ты возлюбил нас, когда мы еще были Твоими врагами, когда были далеки от Тебя и чужды Твоим заповедям, будь тысячу раз благословен, ибо только Бог может любить так!
Молим Тебя, Господи, помоги нам подражать Тебе во всем: в кротости, терпении, мудрости, милости, щедрости, прощении, воздержании, слове – во всем. Но ни в чем так не просим Тебя помочь нам подражать Тебе, как в любви. В любви, исполненной всех добродетелей, но твердой, непомрачаемой и не ослабевающей до конца, чтобы по ней узнали все, что мы Твои ученики.
«Того, кого пошлю Я…»
Христос посылает апостолов на проповедь «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13: 20).
Тот, кого пошлет Христос, – о, каким же он должен быть и какой свет должен окружать его, ходит ли он, говорит ли, служит ли! Хождение его должно вызывать трепет, слово – сокрушать, дух – воспламенять, его молчание должно греметь зовом Божиим. Смирение его должно быть ощутимым, кротость – теплой, терпение – спокойным, а любовь – прочной.
На всем житии и делании такого посланного Христом должен быть очевиден светлый знак небесный, горячая печать и сияющее доказательство «плодов Духа Святого» (Гал. 5: 22). Сурово относясь к своему телу и держа его в узде, он будет проповедовать другим с огромной пользой (см.: 1 Кор. 9: 27). Проводя жизнь в молитве, он будет помогать многим (см.: Иак. 5: 16). Проторивая правые пути, он многих направит ко Христу (см.: 1 Кор. 11: 1). Работая своими руками, даже ночью и днем, он будет стараться не отягощать никого, проповедуя Евангелие Божие (см.: 1 Фес. 2: 9). Перенося с терпением все страдания за Христа, он всегда будет достойным доверия и служения (см.: 1 Тим. 1: 12). Во всех отношениях будучи для верующих образцом добродетелей: в речи, поведении, любви, вере, чистоте, – он и себя спасет, и слушающих его (см.: 1 Тим. 4: 12–16).
Кто ведет себя так, тот посланный Христом, потому что он сам живет так, как жил Христос. Такого человека мы должны принимать воистину так, как нам заповедано, и всей душой ценить его слово, ибо таким образом мы ценим слово Божие (см.: Гал. 4: 14; 1 Фес. 2: 13). Такому человеку мы должны следовать всегда, не только выполняя его наставление, но прежде всего стараясь подражать примеру его добродетелей, ибо мужей, исполненных такой веры, силы и достоинства, становится всё меньше на земле. И по мере того как беззаконие будет умножаться, их будет всё меньше.
Всюду, где было исповедано Евангелие Христово, имелась нужда в таких посланных, благословленных Богом. Кто жил в святости, тот был бесценен для знавших его и сильно помогал им. Его терпение ободряло их, доверие укрепляло, его присутствие воспламеняло, и так он служил для них образцом и благословением. Чувство ответственности за всех своих братий не позволяет ему быть безразличным ни к одной душе. Во всякой слабости и падении других он чувствует свою долю ответственности пред Богом (см.: 2 Кор. 11: 28–29). Ради спасения других он готов признаться в грехах, в которых не виноват, лишь бы виновный пришел к признанию своей вины.
О, как дороги для Господа и Его Церкви такие служители! Как они необходимы сегодня, и как много нам нужно молиться Богу, чтобы Он дал их нам и сохранил их для нас!
«По тому узнают все, что вы Мои ученики…» (Ин. 13: 35)
Нет более верного признака того, что мы воистину Христовы, чем живая любовь, освежающаяся и обогащающаяся каждый день. Хлеб не кричит, он не хвалится и не притворяется! Он весь отдает себя всем, сначала аромат, а затем и вкус.
Голодный не нуждается в фотографии хлеба или его красивом описании, он нуждается именно в хлебе.
Братия мои, можем ли мы понять, что окружающие нас не нуждаются ни в нашей красивой фирме, ни в нашей внешности или похвалах, – они нуждаются в нашем Хлебе, то есть в Христе? Все окружающие нас нуждаются в Иисусе, как в ежедневном хлебе насущном. Можем ли мы понять теперь, как велик наш долг перед Хлебом и перед голодающим, чтобы мы приблизили их друг ко другу? Перед Христом, Которого мы должны нести миру, и перед людьми, которых мы должны приводить ко Христу? Вечной ответственности, которая лежит на нас за это, не может снять с нас никто, вечно – одно только исполнение его истинное.
Голодный узнаёт, что у кого-либо есть хлеб, только по тому, что тот дает его ему, и он насыщается. Мы никогда не почтим Христа и не исполним свой долг перед Богом и себе подобными посредством одних слов, без дел.
Как бы похвальны ни были наша вера, наше наставление, наши качества, но если люди не видят в наших делах, наших поступках и жизни сладчайшей сердцевины и вожделенного благоухания жизни во Христе, всё это напрасно! Лучше бы нам не хвалиться ничем, не говорить, не проповедовать, если в нашей жизни отсутствует Христос, если вместо хлеба у нас заготовлен камень, а вместо рыбы – змея (см.: Мф. 7: 9–10)!
Что говорю вам сейчас, то говорю и себе, и всем: голодных воротит от слов! Они хотят хлеба! Люди насытились проповедями, они нуждаются во Христе! Почему мы сами не понимаем того, что стараемся разъяснить другим?!
Что же это значит?
Это значит, что сначала надо наполнить самих себя Христом и Его добродетелями во всей нашей жизни, на деле, а уже потом стараться сделать так, чтобы и другие стали такими же. Не слова, а дела нужны! Иначе слова останутся красивой вывеской, а за словами не будет стоять практически ничего.
По чему же люди узнают тогда, что мы Христовы?