1 февраля (19 января ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Петра Скипетрова. Протоиерей Петр стал первым священником в Петрограде, погибшим от рук богоборческой власти. В 1918 году на пороге епархиального управления он вступился за женщин, оскорбляемых красноармейцами, и был убит выстрелом в голову.
КРАСНОАРМЕЙЦЫ В ЛАВРЕ
В начале 1918 года в Петрограде резко усилилась антицерковная кампания. Одним из проявлений большевистского «наступления» на Церковь стала попытка закрытия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
13 января (ст.ст.) 1918 года Народный комиссариат государственного призрения под руководством А. Коллонтай издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. Объявлялось, что здания будут переданы под богадельни и приюты. Тем самым новая власть провоцировала насельников Лавры — в самом деле, согласятся ли «жирующие» в центре города монахи «поделиться с инвалидами»?
Во исполнение этого приказа, уже 19 января в Лавру прибыл комиссар Иловайский в сопровождении матросов и красноармейцев. Комиссар зашел в кабинет к митрополиту Петроградскому Вениамину(Казанскому, священномученику) и потребовал, чтобы тот немедленно освободил Митрополичий корпус. Владыка возразил, сказав, что будучи митрополитом, избранным на эту кафедру, считает своим долгом охранять лаврское имущество, что это имущество принадлежит обществу православных людей… «А если, — сказал митрополит, — нужны какие-то помещения для благотворительности, то для этого не нужно предъявлять таких требований».
В ответ комиссар повторил требование и пригрозил владыке силой. Далее он направился к наместнику Лавры, епископу Прокопию (также священномученик). Иловайский потребовал от епископа сдать ему все лаврское имущество: вещи, капиталы и помещения. Епископ Прокопий категорически отказался выполнить это требование. Тогда владыку арестовали, отвели в келью и поставили караул.
В этот момент в Лавре раздался колокольный звон. Прихожане, узнавшие, что красноармейцы пришли закрывать храмы, сами стали звонить с колокольни во все колокола. Народ стал стекаться в Лавру. Увидев огромную толпу, Иловайский вышел к людям, стал угрожать им револьвером и требовать, чтобы все разошлись.
В толпе стали раздаваться крики: «Православные, спасайте церкви!» В адрес комиссара послышались угрозы, его окружили со всех сторон. Толпа быстро обезоружила матросов, сбила с ног комиссара. Дело грозило окончиться самосудом. Тогда жизнь Иловайскому спасли лаврские монахи. Они заслонили комиссара своими телами и вывели его через Тихвинское кладбище из Лавры.
Когда монахи увели Иловайского, остальные красноармейцы, побросав оружие, разбежались. А толпа, состоявшая в основном из женщин, направилась в келью к епископу Прокопию и освободила его (солдаты, охранявшие келью, испугались за свою жизнь и попросили монахов, чтобы они их тоже тихонечко вывели из Лавры, что те и сделали). Освобожденный епископ Прокопий и монахи Лавры направились в Свято-Троицкий собор служить благодарственный молебен у мощей святого благоверного князя Александра Невского.
Как раз в этот момент на территории Лавры оказался протоиерей Петр Скипетров.
ОТЕЦ ПЕТР
Отец Петр был потомственным священником, выходцем из Владимирской губернии. Его переезд в столицу, по всей видимости, устроил брат Михаил, который служил в Петербурге чиновником по военно-морскому ведомству. Именно Михаил познакомил священномученика Петра с его будущей невестой.
Супруга отца Петра Антонина была дочерью иподиакона Исаакиевского собора Николая Заозерского. Ее родная сестра была замужем за известным петербургским священником отцом Философом Орнатским (с 1913 года — настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге, в 1918 году вместе сыновьями Николаем и Борисом был расстрелян красноармейцами; в 2000 году все они также были канонизированы в лике новомучеников).
Через супругу отец Петр вступил в родство со священническими родами Заозерских, Орнатских и Сергиевых. В семье отца Петра родилось семеро детей. На момент гибели отца Петра большинство было уже взрослыми.
Вскоре после женитьбы Петр Скипетров занял место своего тестя в качестве иподиакона Исаакиевского собора. В 1890 году он закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, стал кандидатом богословия. В 1892 году был рукоположен во иерея.
С 1912 года отец Петр Скипетров служил настоятелем церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» за Нарвской заставой.
ОСТАВИТЬ ВЕРУЮЩИХ В ПОКОЕ…
Накануне днем в Скорбященскую церковь на Обуховском проспекте, где служил отец Петр, поступил телефонный звонок из епархии. Владыка митрополит вызывал к себе протоиерея Петра по делам к 15 часам дня.
Отец Петр шел в епархиальное управление со стороны Обводного канала. По пути он зашел в Троицкий собор, увидел, что в храме служат молебен. Там его встретил сын Николай, который был студентом Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Николай стал уговаривать отца не ходить к Митрополичьему корпусу, говоря, что там только что были беспорядки и стрельба. Однако отец Петр его не послушал и поспешил на прием к владыке.
Тем временем красноармейцы, освобожденные монахами, во главе с комиссаром Иловайским, вернулись в Лавру. С собой они привезли на грузовиках отряд подкрепления и два пулемета… Пулеметы установили на колокольне, напротив Свято-Духовского корпуса. Раздались пулеметные выстрелы.
Отец Петр вошел в здание Митрополичьего корпуса. Внизу в вестибюле стояли солдаты, внутрь к владыке никого не пускали. Рядом с солдатами стояли несколько женщин, они пытались увещевать красноармейцев оставить Лавру в покое. Красноармейцы грубили. Отец Петр подошел к ним и вступился за женщин. Стал говорить о том, что нужно оставить верующих в покое и не оскорблять лаврские святыни. И в этот момент раздался выстрел.
Красноармеец выстрелил отцу Петру в лицо, стрелял в упор. Пуля раздробила нижнюю челюсть и застряла в горле.
Священник сразу упал, изо рта у него полилась кровь.
Тут же подоспели люди, уложили отца Петра на носилки и перенесли в лаврскую больницу. К раненому был вызван по телефону его сын, врач Петр Петрович, который нашел отца в крайне тяжелом состоянии. Было решено перенести его в лазарет, находившийся на Невском проспекте неподалеку от Лавры. Там отца Петра посетила супруга, матушка Антонина, а затем и митрополит Вениамин, который благословил смертельно раненого священника.
Отец Петр открыл глаза, узнал митрополита, но что-либо сказать уже не мог. Несмотря на усилия врачей, состояние здоровья отца Петра к 10 часам вечера резко ухудшилось, и в 10 часов 45 минут он скончался.
Вскоре в вестибюле Митрополичьего корпуса, у иконы святого Александра Невского, на стене появилась надпись: «Здесь был убит священник Петр Скипетров». Потом она исчезла…
«ПЛАКАТЬ И МОЛИТЬСЯ»
21 января состоялся всенародный крестный ход из всех питерских церквей в Александро-Невскую Лавру и затем по Невскому проспекту к Казанскому собору. Здесь митрополит Вениамин обратился к народу со словом об умиротворении страстей и отслужил молебен и панихиду по протоиерею Петру.
На следующий день, 22 января, при большом стечении народа 25 священников во главе со святителем Вениамином, епископами Прокопием и Артемием отпевали протоиерея Петра Скипетрова в Скорбященском храме, где он был настоятелем. Митрополит Вениамин — возможно, опасаясь дальнейших кровопролитий — запретил говорить над гробом речи, призвав верующих «плакать и молиться». Погребен отец Петр был на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Волна народного протеста, поднявшаяся после убийства отца Петра Скипетрова, заставила большевиков отступить — вплоть до 1933 года они не предпринимали попыток закрыть Александро-Невскую Лавру. Созданное при Лавре Александро-Невское братство стало уникальным примером выживания церковной общины в условиях безбожного государства (подробнее см. Преподнобномученик Лев (Егоров): Я вел, веду и всегда буду вести религиозную пропаганду…).
31 марта 1918 года в храме Московской Духовной Семинарии Патриарх Тихон молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Это была первая служба, посвященная новомученикам. Помянул Святейший Патриарх и отца Петра Скипетрова.
В 1935 году, в связи с организацией на Тихвинском кладбище некрополя деятелей искусств, могила отца Петра была уничтожена. Лишь 60 лет спустя, в 1994году усилиями Галины Михайловны Скипетровой, внучки отца Петра, было определено место могилы (оно было выверено по старому плану кладбища).
Могила была восстановлена, и 27 сентября 1994годана ней был установлен памятный крест. С тех пор ежегодно в день кончины отца Петра Скипетрова здесь служились панихиды, а с 2000 года, с момента официальной канонизации петроградского первомученика, стали служиться молебны священномученику Петру.
КРАСНОАРМЕЙЦЫ В ЛАВРЕ
В начале 1918 года в Петрограде резко усилилась антицерковная кампания. Одним из проявлений большевистского «наступления» на Церковь стала попытка закрытия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
13 января (ст.ст.) 1918 года Народный комиссариат государственного призрения под руководством А. Коллонтай издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. Объявлялось, что здания будут переданы под богадельни и приюты. Тем самым новая власть провоцировала насельников Лавры — в самом деле, согласятся ли «жирующие» в центре города монахи «поделиться с инвалидами»?
Во исполнение этого приказа, уже 19 января в Лавру прибыл комиссар Иловайский в сопровождении матросов и красноармейцев. Комиссар зашел в кабинет к митрополиту Петроградскому Вениамину(Казанскому, священномученику) и потребовал, чтобы тот немедленно освободил Митрополичий корпус. Владыка возразил, сказав, что будучи митрополитом, избранным на эту кафедру, считает своим долгом охранять лаврское имущество, что это имущество принадлежит обществу православных людей… «А если, — сказал митрополит, — нужны какие-то помещения для благотворительности, то для этого не нужно предъявлять таких требований».
В ответ комиссар повторил требование и пригрозил владыке силой. Далее он направился к наместнику Лавры, епископу Прокопию (также священномученик). Иловайский потребовал от епископа сдать ему все лаврское имущество: вещи, капиталы и помещения. Епископ Прокопий категорически отказался выполнить это требование. Тогда владыку арестовали, отвели в келью и поставили караул.
В этот момент в Лавре раздался колокольный звон. Прихожане, узнавшие, что красноармейцы пришли закрывать храмы, сами стали звонить с колокольни во все колокола. Народ стал стекаться в Лавру. Увидев огромную толпу, Иловайский вышел к людям, стал угрожать им револьвером и требовать, чтобы все разошлись.
В толпе стали раздаваться крики: «Православные, спасайте церкви!» В адрес комиссара послышались угрозы, его окружили со всех сторон. Толпа быстро обезоружила матросов, сбила с ног комиссара. Дело грозило окончиться самосудом. Тогда жизнь Иловайскому спасли лаврские монахи. Они заслонили комиссара своими телами и вывели его через Тихвинское кладбище из Лавры.
Когда монахи увели Иловайского, остальные красноармейцы, побросав оружие, разбежались. А толпа, состоявшая в основном из женщин, направилась в келью к епископу Прокопию и освободила его (солдаты, охранявшие келью, испугались за свою жизнь и попросили монахов, чтобы они их тоже тихонечко вывели из Лавры, что те и сделали). Освобожденный епископ Прокопий и монахи Лавры направились в Свято-Троицкий собор служить благодарственный молебен у мощей святого благоверного князя Александра Невского.
Как раз в этот момент на территории Лавры оказался протоиерей Петр Скипетров.
ОТЕЦ ПЕТР
Отец Петр был потомственным священником, выходцем из Владимирской губернии. Его переезд в столицу, по всей видимости, устроил брат Михаил, который служил в Петербурге чиновником по военно-морскому ведомству. Именно Михаил познакомил священномученика Петра с его будущей невестой.
Супруга отца Петра Антонина была дочерью иподиакона Исаакиевского собора Николая Заозерского. Ее родная сестра была замужем за известным петербургским священником отцом Философом Орнатским (с 1913 года — настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге, в 1918 году вместе сыновьями Николаем и Борисом был расстрелян красноармейцами; в 2000 году все они также были канонизированы в лике новомучеников).
Через супругу отец Петр вступил в родство со священническими родами Заозерских, Орнатских и Сергиевых. В семье отца Петра родилось семеро детей. На момент гибели отца Петра большинство было уже взрослыми.
Вскоре после женитьбы Петр Скипетров занял место своего тестя в качестве иподиакона Исаакиевского собора. В 1890 году он закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, стал кандидатом богословия. В 1892 году был рукоположен во иерея.
С 1912 года отец Петр Скипетров служил настоятелем церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» за Нарвской заставой.
ОСТАВИТЬ ВЕРУЮЩИХ В ПОКОЕ…
Накануне днем в Скорбященскую церковь на Обуховском проспекте, где служил отец Петр, поступил телефонный звонок из епархии. Владыка митрополит вызывал к себе протоиерея Петра по делам к 15 часам дня.
Отец Петр шел в епархиальное управление со стороны Обводного канала. По пути он зашел в Троицкий собор, увидел, что в храме служат молебен. Там его встретил сын Николай, который был студентом Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Николай стал уговаривать отца не ходить к Митрополичьему корпусу, говоря, что там только что были беспорядки и стрельба. Однако отец Петр его не послушал и поспешил на прием к владыке.
Тем временем красноармейцы, освобожденные монахами, во главе с комиссаром Иловайским, вернулись в Лавру. С собой они привезли на грузовиках отряд подкрепления и два пулемета… Пулеметы установили на колокольне, напротив Свято-Духовского корпуса. Раздались пулеметные выстрелы.
Отец Петр вошел в здание Митрополичьего корпуса. Внизу в вестибюле стояли солдаты, внутрь к владыке никого не пускали. Рядом с солдатами стояли несколько женщин, они пытались увещевать красноармейцев оставить Лавру в покое. Красноармейцы грубили. Отец Петр подошел к ним и вступился за женщин. Стал говорить о том, что нужно оставить верующих в покое и не оскорблять лаврские святыни. И в этот момент раздался выстрел.
Красноармеец выстрелил отцу Петру в лицо, стрелял в упор. Пуля раздробила нижнюю челюсть и застряла в горле.
Священник сразу упал, изо рта у него полилась кровь.
Тут же подоспели люди, уложили отца Петра на носилки и перенесли в лаврскую больницу. К раненому был вызван по телефону его сын, врач Петр Петрович, который нашел отца в крайне тяжелом состоянии. Было решено перенести его в лазарет, находившийся на Невском проспекте неподалеку от Лавры. Там отца Петра посетила супруга, матушка Антонина, а затем и митрополит Вениамин, который благословил смертельно раненого священника.
Отец Петр открыл глаза, узнал митрополита, но что-либо сказать уже не мог. Несмотря на усилия врачей, состояние здоровья отца Петра к 10 часам вечера резко ухудшилось, и в 10 часов 45 минут он скончался.
Вскоре в вестибюле Митрополичьего корпуса, у иконы святого Александра Невского, на стене появилась надпись: «Здесь был убит священник Петр Скипетров». Потом она исчезла…
«ПЛАКАТЬ И МОЛИТЬСЯ»
21 января состоялся всенародный крестный ход из всех питерских церквей в Александро-Невскую Лавру и затем по Невскому проспекту к Казанскому собору. Здесь митрополит Вениамин обратился к народу со словом об умиротворении страстей и отслужил молебен и панихиду по протоиерею Петру.
На следующий день, 22 января, при большом стечении народа 25 священников во главе со святителем Вениамином, епископами Прокопием и Артемием отпевали протоиерея Петра Скипетрова в Скорбященском храме, где он был настоятелем. Митрополит Вениамин — возможно, опасаясь дальнейших кровопролитий — запретил говорить над гробом речи, призвав верующих «плакать и молиться». Погребен отец Петр был на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Волна народного протеста, поднявшаяся после убийства отца Петра Скипетрова, заставила большевиков отступить — вплоть до 1933 года они не предпринимали попыток закрыть Александро-Невскую Лавру. Созданное при Лавре Александро-Невское братство стало уникальным примером выживания церковной общины в условиях безбожного государства (подробнее см. Преподнобномученик Лев (Егоров): Я вел, веду и всегда буду вести религиозную пропаганду…).
31 марта 1918 года в храме Московской Духовной Семинарии Патриарх Тихон молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Это была первая служба, посвященная новомученикам. Помянул Святейший Патриарх и отца Петра Скипетрова.
В 1935 году, в связи с организацией на Тихвинском кладбище некрополя деятелей искусств, могила отца Петра была уничтожена. Лишь 60 лет спустя, в 1994году усилиями Галины Михайловны Скипетровой, внучки отца Петра, было определено место могилы (оно было выверено по старому плану кладбища).
Могила была восстановлена, и 27 сентября 1994годана ней был установлен памятный крест. С тех пор ежегодно в день кончины отца Петра Скипетрова здесь служились панихиды, а с 2000 года, с момента официальной канонизации петроградского первомученика, стали служиться молебны священномученику Петру.