Татьяна Кошкина-Сокол

Пьеса для детского театра
по рассказу Е.А.Калинчук "Ангел"

Действующие лица:

Катя
Мама
Артабан
Гаспар
Мельхиор
Балтазар
Фокусник
Пастухи
Дети-перышки
2 маленьких черных человечка

Сцена 1

На сцене елка, украшенная игрушками.

Катя: Мамочка, ты повесила ангела под самой звездой? Он такой красивый!
Мама: Это очень старая игрушка, ее подарили на Рождество еще твоей прабабушке.
Катя: На нем золотая рубашка, а крылья у него как настоящие!
Мама (улыбаясь): Конечно они настоящие!
Катя: Среди елочных снежинок он будто спускается с неба. А рукой он указывает на звезду, как будто говорит нам идти за Звездой к маленькому Иисусу, который только что родился в пещере.
Мама: А этих всадников ты узнаешь?
Катя: Да, это волхвы! Они едут поклониться Младенцу и везут ему дары. Самый старый, бородатый – это Гаспар, темнокожий – Балтазар, а молодой принц – Мельхиор. Он едет на белой лошади. А где же Артабан?
Мама: Говорят, он так и не увидел Маденца, потому что не мог пройти мимо людского горя и всем помогал. Давай украсим елку дождиком, а вечером придет с работы папа и включит нам гирлянду. Тогда увидим, как елка оживет!

Мама уходит

Катя: Мне кажется, что Волхвы висят так далеко от Звезды, что они ее никогда не увидят. Надо, чтобы Ангел спустился и показал им дорогу.

Катя пытается снять игрушку Ангела, но та падает и разбивается.

Катя: Ой! Что же теперь будет? Кто же теперь расскажет всем зверям и птицам и пастухам о том, что родился Царь царей и покажет им дорогу? Что же я наделала?

Катя наклоняется и поднимает с пола белое перышко с крыла разбитой игрушки, держит его в руке.
Танец перышек.Перышки, кружась, убегают за сцену. Катя прячет перышко в карман.

Сцена 2

Ночь. Катя не может заснуть от шороха мишуры на елке. Она вслушивается, и ей мерещатся чьи-то тревожные шаги по снегу.

Катя: Какая темная ночь! Даже свет выключать страшно. Елка совсем потемнела, и дождик на ней так зловеще шуршит. Наверное некому теперь охранять Звезду - ведь Ангела я разбила… (Слышен шорох) Ой! Что это?

На сцену выбегает человечек с густо нарумяненными щеками, одетый во фрак, цилиндр и черный плащ, усеянный блестками. В руке человечек сжимает золотую палочку. Он смотрит на Катю сердито.

Фокусник: Выключи свет! А не то явятся взрослые!
Катя: Я вас не увижу в темноте.

Катя выключает свет. В то же мгновение Фокусник оказывается в кружке света.

Фокусник: Ну, что, видишь?
Катя: Да. Кто вы? Где-то я вас уже видела - не то на картинке, не то в мультфильме...
Фокусник: Волшебник, кто же еще. Тот самый, кто творит все рождественские чудеса.

Фокусник гордо подбоченился, демонстрируя свою палочку. Катя смотрит на елку.

Катя: Я вспомнила! Вы же Фокусник! Вы были вон там, на елке (показывает на елку; кружок света тоже перемещается на елку)
Фокусник: Фокусник или Волшебник - совершенно никакой разницы. Некоторые считают мои чудеса фокусами, но это ничего не меняет.
Катя: А вы будете делать чудеса? Прямо сейчас? Можно, я посмотрю?
Фокусник: Пожалуйста! Какое же чудо ты желаешь?
Катя: А какое можно?.. Ну, например, чтобы ожили все игрушки на елке...
Фокусник (с презрением): Ну и глупая же девочка. Я ей толкую про настоящее рождественское чудо, а она желает какую-то ерунду из детских книжек. Имей в виду: я творю только одно чудо в год, так что подумай хорошенько и не промахнись.
Катя: А какие бывают настоящие чудеса?
Фокусник: Например, что это ты тут ревела сегодня перед елкой?
Катя: Ангел разбился. Насовсем.
Фокусник (пожав плечами): Тоже мне беда! Купите другого.
Катя: Такого нельзя купить, таких уже не делают. И я не поэтому плакала. Понимаете, он мамин... Я не хотела... Мне его жалко.
Фокусник: Хочешь его вернуть?
Катя (шепотом): А можно?
Фокусник: Да почему же нельзя! Про всяких там ангелов и пастухов она, небось, все знает, а про чудеса - ничегошеньки. Решено, я отведу тебя в Рождественскую страну. В этой стране хранятся все елочные украшения на свете; и разбитые игрушки тоже попадают туда. Найдется и твой ангел... если, конечно, хорошенечко поискать. Ну что, согласна?
Катя: Согласна!
Человечек посмотрел на часы.
Фокусник: Тогда идем быстрее. Мы должны успеть до полуночи. К наступлению Рождества все чудеса должны быть закончены, а не то... страшные вещи могут случиться.
Нам нужно заплатить за вход. У тебя есть деньги?
Катя (растерянно): Нет.
Фокусник: Ладно, придется отдать две звезды с моего плаща. Так, ты готова? (взмахнув палочкой): АЛЕ-ОП!

Фокусник срывает два камушка со своего расшитого самоцветами воротника, и опускает их в отверстие, куда вставляют ключ. Слышен звук открывающегося засова и скрипящих ворот.

Сцена 3.

Сцена украшена огромными ветками ели, с которых свисают большие серебристые ленты. На сцену выходит Фокусник. Он тащит за руку Катю. Катя удивленно озирается по сторонам.

Фокусник: Не сюда, не сюда. Там, (показывает палочкой) пастухи жгут костры. Симпатичный народ, но неотесанный. Чего доброго, еще задержат нас! А мы направимся в лес, туда, где настоящие чудеса...

Сцена освещается попеременно разными цветами: синим, фиолетовым, розовым, белым, лимонно-желтым. Что-то задело Катину щеку, и она отшатнулась. Это была большая серебристая лента, свисающая с ели.

Катя: Так мы на елке!
Фокусник: Конечно. Это, гм, естественно для Рождественской страны, тебе не кажется?
Катя: Здесь все как на нашей елке! Лампочки, мишура, внизу - овечки с пастухами, а если подняться на самый верх, то мы придем к Ангелу! Пойдемте скорей!
Фокусник: Не надо кричать, ты не в лесу... то есть, конечно, в лесу, но не стоит привлекать внимание... хоть страна и Рождественская, а опасности есть везде... ну, хотя бы о хищниках ты подумала?

Катя испуганно хватает Фокусника за рукав. Они все идут, и идут, и вдруг Фокусник резко остановливается.

Фокусник: Ну вот, мы и пришли.
Катя: А что это?
Фокусник: Твое новое жилище. Да, боюсь, что так.

Фокусник наводит на нее палочку и вскрикивает: "АЛЕ-ОП!"
Выскакивают два черных человечка, хватают Катю и серебристыми лентами привязывают ее к дереву.


Фокусник (глядя на Катю снизу вверх): Весьма сожалею, дорогая моя, но мне давно надоело болтаться на дереве без дела. Хочется, видишь ли, стать независимым, стать человеком. Разумеется, для этого необходимо найти себе замену. Ну а теперь ты заняла мое место, а я вернусь в ваш мир и заживу очень, очень интересной жизнью! Извини, не могу больше беседовать, не то опоздаю к полуночи. Счастливо оставаться!

Издалека донсся гулкий бой часов - два... четыре... шесть... восемь... двенадцать...!

Катя: Пробило полночь, Фокусник превратился в человека и будет прятаться в нашей квартире. Мама, конечно, будет искать меня, но вряд ли заметит на елке новую игрушку - девочку в красном свитере. А что, если злодей Фокусник возьмет да нарочно разобьет ее? Ах, если бы Ангел был здесь, он бы вызволил меня и он не дал бы Фокуснику безобразничать! Но Ангела нет; я сама его разбила… Но у меня должно быть его перышко!

Катя шарит в кармане, вытаскивает перышко и прижимает его к щеке. Выбегают перышки с большими ножницами, разрезают путы и освобождают Катю. Убегают.

Катя: Ой, я чуть не разбилась!

Катя спрятала перышко, огляделась.

Катя: Теперь надо выбраться из леса и вернуться домой, но как? Дорогу я не запоминала, к тому же можно наткнуться еще на какую-нибудь злобную игрушку. А главное, даже если и удастся найти выход, как открыть ворота, как снова вырасти, как разрушить злые чары Фокусника?

Из-за деревьев показывается Артабан в мантии, расшитой золотом. Катя бросается ему навстречу.

Катя: Пожалуйста, помогите! Я не игрушка, я человек! Я случайно попала на елку, а теперь уже двенадцать, и я не знаю дороги вниз...

На сцену выходит темнокожий Балтазар в ярко-голубой мантии.

Балтазар: Что случилось, Владыка Артабан?

На сцене появляются длиннобородый старик Гаспар и молодой принц Мельхиор. Все четверо удивленно рассматривают Катю.

Гаспар: Я не понимаю тебя, девочка. Объясни, что случилось.
Бадтазар (тихо, наклонившись к Гаспару): Владыка Гаспар, поспешим! Звезда не будет нас ждать.
Мельхиор: Все же, господа мои, не выслушать ли девочку? В такую ночь, как эта, ни одна игрушка не должна плакать!

Волхвы окружили Катю и внимательно слушают ее рассказ.

Катя: Меня заманил сюда злой Фокусник и сделал елочной игрушкой. Он пообещал мне Рождественское чудо, а я хотела вернуть маме старого Ангела, которого я разбила. Но 12 уже пробило, и чудеса закончились.
Мельхиор: Волшебник, творящий Рождественские чудеса! И это в ночь, когда должен родиться Царь Царей! Этот Фокусник - жалкий самозванец!
Балтазар: Владыки! (обеспокоенно глядит на небо) Звезда уйдет; надо спешить.
Гаспар (Кате): Дитя мое, Фокусник солгал тебе. В полночь чудеса не заканчиваются, а начинаются. Смело иди вниз, ничего не бойся. Рано или поздно ты выйдешь на опушку леса, за полем с пастухами найдешь ворота.
Балтазар: Он купил тебе билет в один конец, и ты должна заплатить за выход. Есть ли у тебя чем заплатить?
Катя покачала головой.
Вперед выходит Артабан, достает из сумки драгоценный камень и протягивает Кате.
Артабан: Возьми. Я приготовил это для другого Ребенка, но, думаю, Он не упрекнет меня. Этого тебе хватит, чтобы выбраться отсюда.
Гаспар: Я всего лишь елочный волхв, но сердце говорит мне, что ты окажешься в своем мире, все вернется на круги своя. Верь в это! А теперь прощай.

Волхвы уходят. Растерянная Катя смотрела им вслед. Из-за сцены слышатся возгласы.

Артабан: Постойте! Сердце не велит мне оставлять девочку одну. Сможет ли она идти как мы, руководствуясь одной только верой? Она испугана и потеряна, и подобные Фокуснику могут причинить ей зло. Я провожу ее.
Балтазар: Брат мой, Артабан…
Артабан: Я не могу удерживать вас, господа мои. Не теряйте ни минуты, спешите за Звездой. Если судьба ко мне благосклонна, я догоню Вас. Если же не догоню, значит, я недостоин видеть Царя Царей.

Катя: Что мне делать, если Фокусник снова захочет меня заколдовать? У него ведь волшебная палочка!
Артабан: Она была дана ему, чтобы нести в ваш мир радость и веселье. Плохо же он ею воспользовался. А все, что сделано плохо, непременно исчезнет сегодня. Владыка Гаспар прав - эта ночь все исправит и поставит на свои места.
Катя: Разве все-все можно исправить?
Артабан: Рождение Царя исправляет все. Без Рождества наша жизнь не имела бы смысла. Без Рождества мы не шли бы за неизвестной Звездой… Ну вот, лес кончился. Иди по тропинке через поле пастухов. Попроси их проводить тебя до ворот. Я не могу проводить тебя дальше. Мне пора! Прощай.
Катя: Не возвращайтесь к Ироду. Он хочет убить Младенца.
Артабан (пристально глядит на Катю и качает головой): Я так и думал, что ты не простая девочка. Благодарю тебя. Кланяется и уходит.

Катя твердым шагом идет по тропинке. Темно; Катя слышит за спиной шорохи, но не оборачивалась. Уходит со сцены.

Сцена 4.

На сцене сидят пастухи. Катя выходит на сцену с большими крыльями за спиной.

Катя: Да, волхвы были правы, волшебство только начинается. Ангела больше нет, все, что от него осталось - перышко в кармане, и однако, этого перышка достаточно, чтобы исправить то, что я натворила... Сейчас, в эту самую минуту, елочный Ангел должен явиться пастухам и позвать их в Вифлеем.

Она подходит к пастухам, но они, не замечают ее. Катя негромко кашляет, чтобы привлечь их внимание. Пастухи вскакивают и в ужасе смотрят на Катю.

Катя: Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо родился в Вифлееме Спаситель... и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Уходит, держа в руках камень – подарок Артабана.

Сцена 5.

Комната Кати. Входит Катя с крыльями за спиной.

Фокусник: Это ты? Или.... или...?
Катя: Совершенно никакой разницы! Кто бы я ни была, вы сейчас же отправляетесь обратно на елку!
Фокусник (жалобно пропищав): Но ведь полночь, и чудеса закончились!
Катя: Фокусы закончились!
Она взмахивает белым перышком... Фокусник с криком убегает, а к Катиным ногам падает игрушка - человечек в цилиндре и плаще, с золотой палочкой, прижатой к груди.

Выбегают дети-перышки, снимают с Кати крылья и, кружась, убегают со сцены.
В комнату входит мама.


Мама: Чего ты не спишь, Катюша? Уже ведь час ночи!
Катя: Мамочка! С Рождеством!

Спектакль "Рождественский ангел"
детской аматорской театральной студии "Птичка Божия"