Радуйся, имже сатана посрамися.
Радуйся, имже Христос прославися.
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий – дивный святой земли Российской, профессор и врач с мировым именем.
В акафисте, благодарственно-хвалебном пении, посвященном святителю Луке, прекрасно раскрыты особенности жития епископа, описаны его великие труды и страдания. На основании повествования акафиста, которое насыщено красочными эпитетами, восхвалениями, я попыталась составить словесный образ святого Луки.
К служению Господу Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был призван через архиепископа Ташкентского Иннокентия. (Икос 2: «Ты, святе, услышав зовущаго тя на служение Господа Иисуса чрез раба Своего Архиепископа Ташкентского Иннокентия абие приемлеши священство в Церкви Православней»).
Преосвященный Андрей (князь Ухтомский) в Ташкенте тайно подстриг в монашество В.Ф. Войно-Ясенецкого, работавшего хирургом и обладавшего талантом художника, с именем евангелиста Луки, который был врачом и иконописцем. В икосе 1 мы обращаемся к святителю: «Луко преславный, подобно евангелисту и апостолу Луке, емуже тезоименит сый».
В дни страшных гонений на Церковь святитель Лука принял сан епископа по благословению патриарха Тихона (кондак 5: «егда сан епископа в дни страшных гонений по благословению святого Патриарха Тихона от рук епископов Православных приял еси»).
О том, чтобы быть священнослужителем и тем более епископом, святитель Лука даже и не думал, но, по словам исповедника Крымского Луки, неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу. Удивительно, что когда Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий составил план своей книги о диагностике и терапии гнойных заболеваний «Очерки гнойной хирургии», у него появилась странная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Об этом упомянуто в икосе 4 акафиста: «о надписании сана епископского на книзе твоей предуказание мысленной приявивый».
В акафисте святитель Лука именуется «архиереем от вечного Архиерея Христа благодатными дарами преисполненный» (икос 11), и несомненно, что среди таких дарований следует в первую очередь назвать медицинские таланты епископа и его проповедь о Господе.
Святитель Лука – выдающийся хирург, который по благодати Божией исцелил множество больных людей, знаменитый специалист в области гнойной хирургии, его научные труды и по сегодняшний день являются методическими пособиями для хирургов. Поэтому в акафисте прославляются врачебные труды архиепископа, а именно: икос 1 – «от Бога дар целити недуги человеческия приял еси», «верою Христовою и знанием богодарованным многия недужныя исцеливый», «страждущих недугами телесными врачу милосердый», икос 7 – «ломотныя и опухлыя уврачевавый», «от неисцельныя гнойныя болезни костей и ран здравии возставивый», «верою твоею и трудами врачебными расслаблении исцелеша», «скорый от всякия болезни безмездный врачу».
Особо хотелось бы отметить слова икоса 1 «во дни брани вождей и воинов исцелителю». Во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. епископ Лука с подлинной самоотверженностью лечил раненых бойцов, что было приравнено Священным Синодом Православной Церкви к доблестному архипастырскому служению с правом ношения бриллиантового креста на клобуке.
В годы богоотступничества святитель Лука - «неутомимый проповедниче правды евангельския», и, несмотря на важную практическую работу и научные труды по хирургии, Владыка Лука - «за Христа страдавый и мучимый» (икос 8). Советская власть требовала от епископа отречения от сана, но, как поется в акафисте, святой Лука был «твердый каменю веры», «твердо Христа исповедавый», поэтому «понес заточение и изгнание в Сибирь за имя Господа и Святую Церковь Христову». Неповинно осужденный на тюрьмы, ссылки далеко на север в течение 13 лет епископ голодал, нищенствовал, терпел болезни, унижения, мучительные допросы и прочие пытки и лишения, но от веры не отступил, «прием крест, последовал Христу», при этом «в заточение со смирением безропотно шедый» (икос 5). В акафисте страдания святого Луки прославляются словами: «глад и мраз лютый претерпевый» (икос 7), «терпя глад, мраз северныя страны и жестокость клевретов безбожных» (кондак 6), «за Господа Распятаго изъявленный и заушенный», «гонимый из града во град и клеветы терпя, архипастырское служение усердно исполнял еси» (икос 6), «за Христа Господа темницы и биения терпевый» (икос 6), «изгнание и жестокия муки мужемудренно претерпевый» (икос 8). Но, испытывая незаслуженные мучения, епископ Лука «в гонении проявил дивное терпение», «злобу врагов любовию Христовою победивый» (икос 8). И более того, в письме к сыну Михаилу святитель Лука писал, что «полюбил страдание, так удивительно очищающее душу».
А в своей проповеди 28.01.1951 года «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные» Владыка Лука свидетельствовал: «Вы спросите: «Господи, Господи! Разве легко быть гонимым? А я скажу Вам: «Да, да. Легко и чрезвычайно легко» … Когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мной идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой. Тяжелое было это время, но вспоминаю о нем, как о светлой радости, как о великой милости Божией».
Хотелось бы отметить, что святитель Лука понимал свою мировую славу как ученого-хирурга, но ради Бога принял крест быть гонимым.
Также в акафисте прославляется милосердие святителя Луки, например в икосе 9: «вся своя неимущим раздавал еси», «ближния твоя паче себе возлюбивый», «безматерних сирот питателю и окормителю», «яко нищия поминая, обеды им устроял еси», «яко коемуждо в горестех, аки Ангел утешитель являлся еси», «яко о глубине милосердия твоего Мати Божия возрадовася».
А в журнале Московской Патриархии (1961 г, № 8) в честь памяти архиепископа Луки были опубликованы такие строки: «До конца дней своих он сохранил живую, отзывчивую, обаятельную душу, нежно любящую людей». Любовь и милосердие к людям архиепископ Лука проявлял деятельно: помогал беднякам (например, устраивал обеды для нуждающихся, которых было очень много, одной Симферопольской учительнице, вдове с пятью маленькими детьми, дал деньги на покупку дома), утешал и ободрял добрыми словами несчастных, больных лечил бесплатно. Почти всю Сталинскую премию по медицине святитель Лука пожертвовал на помощь сиротам (жертвам войны). При этом сам Владыка Лука жил очень скромно, даже его богослужебные облачения были изношенными. И здесь, по-моему, уместно привести слова акафиста: «плоть нося, о плоти не радел еси» (икос 1), «о себе попечение всякое отвергий» (икос 4).
Господа архиепископ Лука проповедовал с особым усердием, поэтому в акафисте он именуется «Божия Премудрости проповедниче». Святитель за 38 лет своего служения Православной Церкви произнес 1250 проповедей, считая, что его призванием от Бога была именно проповедь и исповедание имени Христова. Причем проповедовал при любых обстоятельствах, в том числе в ссылках, в акафисте об этом написано так: «праведными устами небесныя истины и в изгнании вещавый» (икос 5).
Также в акафисте отмечается ревностное отношение Владыки Луки к православной вере: «Православия ревнителю», «раскольников обличителю», «душепагубного неверия и злотворного обновленчества обличителю и искоренителю», «чина церковного строгий блюстителю», «чистоты веры православныя охранителю», «церковного благочестия насадителю», «архипастырь пастыри духовныя наставляй непрестанно» (икос 10). Строго архиепископ Лука руководил священниками своей епархии (контролировал канонические правила богослужения, переживал о том, чтобы все священники являли собой достойный пример для верующих). Ревновал святитель и о твердости верующих.
В завершении словесного образа архиепископа Луки в акафисте, хотелось бы привести строки, которые в целом заключают хвалебное прославление святителя Луки. В икосе 10 святой исповедник Лука называется «верным служителем Царя Небеснаго Христа Бога», в икосе 11 «свечой в Церкви Христовой, горящей невещественным светом благодати Божией», в икосе 13 «Православия похвало и земли нашея радование», в икосе 1 «светозарное святило, добре потрудивыйся и за имя Христово гонение претерпевый».
Будет и нам архиепископ Лука примером деятельно-жертвенной любви к Богу и к людям, непоколебимой православной веры и благодарения Бога за любую радость и печаль, которые также были явлены святым, когда под конец своей многотрудной жизни святитель Лука полностью ослеп. Радуйся, святителю Крымский исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.
Использоанная литература:
1. Акафист святителю Луке, архиепископу Крымскому.
2. «Я полюбил страдания…» Автобиография.