Протоиерей Алексий Васин

Смысл христианской Пасхи уходит корнями в Ветхий Завет, в книгу Исход, которая описывает первую Пасху и исход евреев из египетского рабства. Этот исход стал прообразом перехода человечества из рабства смерти и греха в Царство Божией свободы – свободы личности от вечной проблемы: угнетения и рабства, от факта конечности нашей жизни в перспективе вечности. Первое, что сопровождает размышляющего над книгой Исход, это постоянное чувство Богоявления. Глава 3 повествует нам об истории Неопалимой купины и откровении имени Божьего. Во-вторых, в главе 19-й Господь предписывает избранному народу соблюдать Свое Слово: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов... царством священников и народом святым» (ст.5-6). Здесь мы открываем другой очень важный богословский аспект — возможность постоянного богообщения. В-третьих, Слово Божие становится тем Законом, который апостол Павел называет «детоводителем ко Христу».

Ветхий Завет, результат ветхозаветной Пасхи, был установлен словами Моисея: «Сия есть кровь Завета Господня» (Исх. 24:8), – когда жертвенной кровью агнца был окроплен народ Божий и Книга Завета. Далее книга Исход говорит об избрании первосвященства и строительстве скинии свидения. Это символ новой жизни – свободной жизни с Богом. Новый Завет, утвержденный Христом, установлен Его словами: «Сия есть кровь Моя, Нового Завета» (Матф. 26:28). Новозаветная Пасха тоже призывает нас к свободе от греха, к свободе от рабства смерти, что дает нам возможность быть Божьими людьми, как пишет апостол Петр: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9).

Наше предназначение и призвание — к свободе. Но эта свобода – не в угождении плоти, а в любви к ближним и к Богу. Это та свобода, для которой искупил нас пострадавший на Кресте и воскресший Сын Божий. Его Воскресение показало нам путь к воскресению и вечной жизни для каждого, кто уверовал во Христа как в Спасителя. Поэтому и поет Церковь с древних времен: «Пасха – Христос Избавитель!» О том, что значит Пасха для современного человека, можно говорить много. Но главное – то, что распятие, смерть и воскресенье Христа – это реализация нашей свободы. Свобода – составная часть образа и подобия Божьего в нас. Именно воскресением Христа Бог и воссоздал Свой образ и подобие в человечестве после грехопадения. Смерть больше не владеет нами!