Протоиерей Феодор Бородин

Можно много найти наставлений, прекрасно рассказывающих о том, что в пост главное, что — внешнее, что — средство, инструмент для достижения этого главного. Но мы очень часто забываем о том, что пост должен приносить радость сближения с Богом — и не только нам, но и нашим близким.

Вообще пост — это время усиленного напряжения в духовной жизни, а духовная жизнь — это стремление к стяжанию, воплощению в жизни любви. На себе это проверить можно с очень большим трудом, а вот на близких — очень легко.

Мы, к сожалению, часто так устроены, что на работе, на людях сдерживаемся. Это связано и с тщеславием, и с некоторым стеснением, с тем, что нас чужие не знают хорошо. А наши семейные знают нас как облупленных, и мы перед ними уже не скрываем никаких своих недостатков. И очень часто так бывает, что человек раздражается, кричит именно на самых своих любимых и дорогих. Самым любимым достается вся наша гадость. Это такой парадокс, связанный с нашим греховным устроением.

Именно на искоренение этого можно и направить основные усилия поста. Пусть это будет время, когда от меня не страдает ни один член моей семьи — ни жена, ни дети, ни муж, ни мама, ни теща, никто. Ни сотрудники на работе. Пусть им всем будет со мной хорошо. Я буду стараться беречь мир и доброжелательные со всеми взаимоотношения. Если сказать проще — будь солнышком для всех, с кем живешь и работаешь.

Если не получается, значит, пост срывается.

Надо постараться служить своим близким. Служить их доброму, хорошему, радостному настроению. Не перекладывать на них тяжесть своих забот и печалей, которыми нагрузили на работе, беречь их от этого. Если видишь, что жена устала, помой за нее посуду. Читай с детьми книжки, а не сиди у компьютера, гуляй с ними, еще что-нибудь с ними такое делай, что для них полезно и важно. Сказки им рассказывай. Делай усилия для того, чтобы близким было лучше и радостнее жить с тобой.

И это будет на самом деле такой проверкой, действительно ли я пощусь в душе своей, или нет.

Интересно, что мы в житиях святых, в древних патериках очень часто встречаем сюжет о том, что молодого монаха не благословляют уходить и жить одного. Потому что у него в одиночестве возникает иллюзия, что он преодолел свои страсти. И его возвращают назад, потому что только в долголетнем общении с близкими людьми, а монашеская община — это почти семья, это люди, близкие друг другу уже, — выявляются, реально становятся выпуклыми, видными все те страсти, которые в нас находятся.

Для чего Богом дается такой опыт? Для того чтобы человек узнал себя получше и сначала с этим справился, а потом уже мог подниматься на следующие ступени добродетели. А мы читаем Максима Исповедника, творим Иисусову молитву, что прекрасно и хорошо. Но при этом наши ближние очень сильно страдают от нашего раздражения, от нашего невнимания, нашей зацикленности на себе. Если начать с этого, может быть, и все остальное — и молитва, и чтение — тоже будет правильным.