Когда приведен был Господь к Пилату, то архиереи и старцы начали злословить Его, называя возмутителем, запрещающим давать дань Кесарю, именующим себя посланником Божиим и царем. На хулы их и на вопрос Пилата Господь ничего не отвечал, что удивило Пилата, и он сказал архиереям и народу, что никакой вины не находит в человеке сем, а они возражали, настаивая на своем, что Он повсюду возмущает народ. Узнав, что Господь родом из Галилеи, Пилат послал Его к правителю Галилеи Ироду, тому самому, который по просьбе жены брата своего, велел отсечь главу Иоанна Крестителя. Ирод издавна желал видеть Господа, ибо много слышал о чудесах, совершаемых Им, и, надеясь быть очевидцем какого-либо знамения, продолжительно вопрошал Его, но Господь не удостоил его никаким ответом. Стоящие же тут архиереи и книжники не переставая злословили Господа.

Ирод с царедворцами своими, укорив Господа и насмехаясь над Ним, велел облечь Его в светлую одежду поругания и отослал обратно к Пилату, с коим был дотоле во вражде, а в тот день они стали друзьями.

Когда возвращен был Господь от Ирода к Пилату, то сей последний, созвав архиереев, правителей народных и весь народ, сказал им: "привели вы ко мне этого человека, как возмутителя: вот я пред вами допрашивал Его, но не нашел в Нем никакой вины, какую вы возводите на Него. И Ирод, к коему я посылал Его, тоже не нашел в Нем ничего заслуживающего смерти. Я накажу Его и отпущу, так как есть обычай на каждый праздник отпускать одного из преступников." Но враги Христовы и наущаемый ими народ, все стали требовать освободить разбойника Варавву, а Господа погубить.

В это время жена Пилата прислала сказать ему, дабы он не судил праведника, ибо она в сонном видении много пострадала за Него. Неизвестно, что именно видела во сне жена Пилата, но несомненно, что ей открыто было о Божественном Лице Иисуса и о страшной участи, ожидающей врагов Его.

(У некоторых древних христианских историков упоминается, что имя жены Пилата было Клавдия Прокулла и что она после сделалась христианкой и сподобилась мученического венца, а Пилат в заточении кончил жизнь свою самоубийством. Он правил Иудеею с 26-го до 36-го года по РХ. Об Ироде повествуется, что он тоже кончил дни свои в изгнании самоубийством).

Пилат, думая удовлетворить лютости врагов Иисусовых, повелел подвергнуть Его жестокому наказанию - бичеванию. Бичи делались из веревок или ремней, с вплетенными в них по местам острыми костяными или металлическими палочками, наказание это было столь бесчеловечно, что нередко истязуемые умирали под ударами, число коих представлялось человеколюбию или бесчеловечию воинов. Бичевание составляло род увеселения для этих грубых людей и совершалось на дворе прокуратора, куда созвана была во время страданий Господних большая часть военной когорты, заключвшей в себе от 400 до 600 человек.

Страдания Господни были столь жестоки, что слух человеческий едва выносит описание их, сердце болезненно содрогается, сочувствуя таким лютым мучениям. Господь, как упоминает св. Димитрий Ростовский, основываясь на писаниях древних святых отцов, во время бичевания Его был обнажен и крепко привязан ко столбу. И столь жестоко был биен, что пречистое тело Его, иссеченное до костей и почерневшее, отторгалось и висело, а кровь преизобильно истекала, орошая землю, так, что когда Божественный Страдалец отвязан был от мучительного столба, то от крайнего истощения упал на землю, покрытый вместо одежды лишь язвами и облитый кровью Своею, и после таких лютейших мучений, всеми осмеянный и поруганный, собирал Свои одежды, трясясь от лютых страданий и холода... Свирепые воины, не довольствуясь таким жестоким Его мучением, по свойственному им сочетанию варварства с грубой веселостью, набросли на изъязвленное тело Божественного страдальца багряницу. Подобная одежда употреблялась только военачальниками, а та, в которую облекли Господа, вероятно была старая, изношенная и покрывала только половину обнаженного Господня тела. Все это было сделано в поругание над Божественным Страстотерпцем, за мнимое ими домогательство Его быть царем. Не довольствуясь этим, жестокие воины сплели из колючего терна венок, возложили его на Божественную главу Жизнодавца и били по увенчанной главе палками. Венок несколько раз был снимаем и возлагаем, отчего колючие, иглистые тернии, вонзаясь в главу, каждый раз делали новые язвы, источая кровавые потоки. Недоставало еще поруганному Божественному Страдальцу последнего знака царского достоинства - скипетра. Один из воинов, издевавшихся над долготерпеливым Господом, вложил в руку Его тростниковую палку. Потом бесчеловечные воины, продолжая насмехаться над Ним, преклоняли колена, как бы воздавая Ему царскую почесть, и говорили: "Радуйся, царь Иудейский!", плевали на Него, брали из руки Его трость и били Его по Пресвятой главе Его, увенчанной тернием и по Пресвятому лицу Его, так что Пречистое тело Его, уста, ланиты и все лицо Его и шея были жестоко избиты железными орудиями (пястами), ноздри Его ощущали нестерпимый смрад, исходивший от мерзких плевков, которыми покрыто было все лицо Его. Его били о каменный столб, дергали за волосы, жестоко били по ногам, коленям и всем частям тела. Грудь, чрево и все Его тело было иссечено до костей, одним словом: от ног до головы не было ни одного целого места, все было покрыто сплошными язвами. Из всех суставов преизобильно истекала Пресвятая кровь...

Пилат, вышедши из претории и увидев Иисуса Христа полуживого, истерзанного, облитого кровью, в одежде поругания, в терновом внце, подивился такой бесчеловечной жестокости мучителей, и надеялся, что иудеи тронутся столь жалким видом неповинного Страдальца и удовлетворятся ужасными истязаниями, которые претерпел Он, вывел Его пред народом и сказал :"Се человек!" Но бесчеловечные архиереи, книжники и их слуги и подущаемый ими безумный народ, разжигаемые сатанинской злобой, яростно кричали: распни, распни Его! Видя такое их ожесточение, Пилат сказал им: возьмите и распните сами, а я не нахожу в Нем никакой вины, заслуживающей смерти. На это злобные иудеи отвечали: у нас есть свой закон, по которому Он должен умереть, ибо Он именует Себя Сыном Божиим.

Пилат, страшившийся за последствия произведенного им суда, услышав это, еще более убоялся, и вошедши снова в преторию с Иисусом, вопросил Его, откуда Он? Пилат знал, что Иисус из Галилеи, а потому вопрос этот выражал желание его знать, что за человек, предстоящий суду? Но Господь не отвечал ему. Пилат воскликнул: "мне ли не отвечаешь? Или не знаешь Ты, что власть имею распять Тебя и пустить?" На это возразил ему Господь: "никакой власти не имеешь, если бы тебе не дано было свыше, но предавшие Меня тебе больший ответ дадут". Пилат, убежденный в неповинности Иисуса, искал случая к освобождению Его. Видя это, враги Христовы прибегли к новому коварству: зная малодушие Пилата, они угрожали ему, что ели он отпустит Иисуса, то уже не будет другом Кесаря, ибо всякий, именующий себя царем, - противник Кесаря. Слова эти, сказанные всеми членами Синедриона публично, понудили Пилата, против совести и убеждения, вновь начать суд над Иисусом: сев на месте, именуемом Лифостротоном, Пилат сказал иудеям, указывая на Иисуса: "Се царь ваш!" Но они кричали: "возьми, возьми, распни Его!" "Царя ли вашего распну?" - возразил им Пилат. "Не имеем царя, кроме Кесаря", - отвечали они. Настояние их превозмогло нерешительность Пилата: видя, что убеждения его не действуют, и что народ, подущаемый архиереями и книжниками, более и более неистовствует, он по тогдашнему обычаю, в знак своей невинности в неправедном осуждении этом, взял воду, умыл пред народом руки и сказал: "неповинен я в крови Праведника сего, вы увидите", они отвечали: "кровь Его на нас и на детях наших!" Тем кончился беззаконный суд над Судией мира.

Тогда иудеи, как кровожадные звери, устремились на Агнца Божия. Сняв с Господа багряницу поругания, воины одели Его в собственные Его одежды, возложили на Него крест и повлекли на распятие между разбойниками как злодея. От тяжести креста при движении изнурялось тело Божественного Страдальца и раздирались раны Его, так что Он, совершенно изнемогши под бременем креста и ударами мучителей, упал на землю. Жестокие враги Его снова жестоко били Его, и видя, что Он уже не может далее нести крест, встретив возвращавшегося с поля некоего Симона Киринея, возложили на него крест Христов. И так, Симон одним из смертных сподобился столь великой чести - понести собственный Христов крест!


Источник утерян...