Радость пасхальной ночи — это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости. Пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем. Пасха празднуется 40 дней, при этом первые семь составляют как бы один непрерывный день радости, принадлежащий вечности, где "времени уже не будет" (Отк. 10: 6) и называются «Светлой Пасхальной седмицей». Каждый день этой седмицы называется светлым: Светлый Понедельник, Светлый Вторник… Светлая Суббота. На Светлой Седмице «все и всяческая» — Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа.

Пасха - это радость Царствия Небесного, и эта радость особенно ощущается в храме. Ежедневно богослужения совершаются пасхальным чином, почти целиком они поются, а не читаются. Верующие стараются бывать на всех службах Светлой седмицы и причащаться так часто, как только возможно.

Перед Причастием в дни Светлой седмицы читаются молитвы к Причастию (без псалмов), канон к Причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов.

Все богослужения Светлой седмицы совершаются при открытых Царских Вратах, так что любой может во всех подробностях наблюдать за священнодействиями. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень, а также образ Рая, открытого Христом для всех верующих и любящих Его.

Ежедневно по утрам, по окончании Литургии, совершается Крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

Светлая седмица - «сплошная»: т.е. в среду и пятницу поста нет. Отменяются земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Во вторник Светлой седмицы происходит особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, в пятницу - в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства - крестный ход на водоемы или водные источники).

В субботу Светлой седмицы после Божественной литургии происходит раздача артоса верующим. В молитве, читаемой над артосом, священник просит Господа подать вкушающим его здравие, исцелить их недуги и болезни. Поэтому молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно - разрезав на небольшие кусочки и вкушая натощак, особенно в болезненном состоянии). В субботу Светлой седмицы, впервые после дня Пасхи, Царские врата в храмах закрываются.

Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с греческого - «вместо Пасхи»).

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!», возвещая тем самым пасхальную радость.

Христианство - это и есть Пасхальная радость. Радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти дьявола, радость о воскресении Христа.

Желаем всем верующим как можно дольше сохранить пасхальную радость в своих сердцах!





Крестный ход на Светлой седмице - фрагмент

Фотографии и видео Михаила Федорова