Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 7 до 19 января (нов. ст.), и эти дни как бы составили один день праздника.

Часто также святки именуются святыми вечерами, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после торжества Рождества Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это служили 13 бесед св. Ефрема Сирина, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.

Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается духовным уставом преподобного Саввы Освященного, по которому во дни святок «никакого поста а также ниже коленопреклонения бывают, дальше в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака.

То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., дни от Рождества Христова до Богоявления наречены праздничными.

Между тем святость этих дней и вечеров нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, со страниц газет нам внушают, что на Руси святки были преимущественно временем гаданий, игрищ с переодеванием, народных гуляний. Все это действительно имело место. Но нельзя забывать, что Церковь всегда запрещала эти суеверия.

В правилах шестого Вселенского Собора говорится: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают...

Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного».

Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Святки - это святые дни, дни воспоминания пришествия в мир нашего Спасителя. Почтим же их посещением церкви и добрыми делами. По традиции, в первые дни празднества всегда было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами. В связи с этим хозяйки красиво накрывали столы, готовили лучшие угощения и встречали гостей. Кроме того, в Святки было принято вспоминать о бедных, больных, немощных, одиноких и нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы, а также путешествовать по святым местам.