Протоиерей Андрей Ткачев
Страстотерпцы Борис и Глеб - родоначальники русской святости, первые канонизированные святые Русской Церкви, признанные Церковью Вселенской.
Нужно сказать, что страстотерпчество, особенно княжеское - яркая страница русской церковной истории, потому что, например, был убит толпой князь Черниговский и Киевский Игорь, был убит татарами Юрий Владимирский, был зарезан в Орде Михаил Тверской, был убит в Орде Михаил Черниговский и верный его боярин Федор. Был также убит своими клевретами и предателями Андрей Боголюбский…
Князей, убитых и замученных, было на Руси чрезвычайно большое количество - Василько Ростовский тоже был убит.
Все это передается как эстафета Николаю Второму, последнему из Романовых, который тоже как ягнёнок пошел под нож.
Первые, кто раскусил святость этого жертвенного подвига, были сербы. Святой Николай Жичский и Охридский, Николай Велимирович. Он первый создал храм в честь царя-мученика Николая у себя на Охридском озере в пределах своей митрополии, и стал писать его на иконах. Потому что сербы знают, что у них проигрыш и победа меняются местами в истории - зачастую выигравший проигрывает, а проигравший выигрывает.
У сербов вся история стоит на Косовской битве князя Лазаря, битве за Золотой Крест и святую свободу, когда человек получил откровение от Бога: либо ты победишь и будешь иметь царство земное, либо ты проиграешь и будешь иметь царство Небесное. И Лазарь избрал царство Небесное. Сербы лучше всех других из христианских народов знают, что проигрыш обращается в победу, а победа может обернуться проигрышем. Как писал Ницше: "Никогда человек не бывает так близок к тому, чтобы его раздавил автомобиль, как тогда, когда выскочил из-под колес автомобиля". Действительно - расслабился, и тут же тебя переехали, потому что ты вроде победил - а нет еще…
Проигрыши и победы меняются местами. И Государь Император Николай II по образу Бориса и Глеба не вынимал меча из ножен, хотя мог и умел, и может быть даже хотел и порывался - но смирился под крепкую руку Божию.
И первыми в ряду людей, которые проиграли и победили, были Борис и Глеб. То, что они сильны, знал на себе и Александр Ярославович Невский, когда он боролся со шведами в устье Невы, где сегодня стоит Александро-Невская Лавра. Он видал их одетых в дымку, плывущих на ладье и говорящих друг другу: "Пойдем, брате Глебе, поможем сроднику нашему Александру!" Так что и воевать они умеют, и бить, и наказывать - но в нужное время подставили горло под нож. И это была победа, а не поражение.
Победа, а не поражение.
Сегодня мы вспоминаем имена людей, которые тоже подставили горло под нож как ягнята, потому что так было надо, потому что не всегда человеку нужно побеждать, нужно уметь проигрывать. И проигрыш во Христе обращается великой славой и победой в будущем. Таков закон, такова истина.