Народ глумится, издевается, а Господь молится с креста: «Отче, прости, они не ведают, что творят», — потому что Бог прощает нам все, не дожидаясь нашего покаяния.
И с креста в этой молитве Он уходит в пределы смерти, душа Его отделяется от тела, сходит в ад, но в ней нет греха, потому что даже злоба людей не смогла спровоцировать Спасителя ни на какую обиду. Только на любовь.
И поэтому дьявол не имеет ничего, чтобы удержать душу в аду — тем самым разрушен закон смерти. Ветхого Адама и Ветхую Еву, и всех их детей, и тех, кто ждал Его – пророков, праведников – Господь изгонит из ада, воскресит. Ад разрушен, ада больше нет.
В наших храмах в это время находится плащаница Господня, в Великую Пятницу храмы превращаются в погребальные пещеры. Никодим, Иосиф Аримафейский, Иоанн Богослов – единственные из апостолов, кто не разбежался, не струсил, а были до конца со своим учителем – погребают его в пещере, находящейся рядом с Голгофой. И наши храмы становятся такими пещерами.
Происходит вынос Плащаницы, удивительно красивая и таинственная служба, когда всё в цветах. И мы стоим рядом, и сопричастны происходящему, потому что богослужение раздвигает границы времени и делает нас сопричастными к тому, что происходило тогда. И мы рядом со Христом во время Его страданий, и мы погребаем Его тело вместе с мироносицами, и скорбим о человеческой злобе.
Вечером в Страстную пятницу мы слышим удивительные слова канона, который начинается со слов «волной морской» — так он и называется «Волной морской». «Царствует ад, но не вечно…» — говорит нам Церковь словами этого канона. — «Ибо Ты положил Себя во гробе, Державный, и Своею животворящей рукою расторг ключи смерти и проповедал там от века спящим истинное избавление, Сам став первенцем из мертвых».
Смерть умерла, потому что Ты умер, но если Ты умер, значит Ты соприкоснулся со смертью, но ведь Ты – жизнь, значит смерть умрет, значит все мы воскреснем.