Кроме молитвы, смирения, самоукорения и покаяния есть ещё действенныее оружия в духовной борьбе – это исповедь, или откровенная беседа, откровение помыслов. Все греховные мысли, чувства, желания, открытые духовно опытному другу или на исповеди духовнику, ослабевают и не так легко повторяются. Само сознание того, что грехопадение снова надо будет исповедовать, часто удерживает человека от греха.

Преп. Никодим Святогорец пишет:


…испытывающие какую-либо тревогу сердечную, или какое-либо недоумение, или раздвоение в совести своей, должны обращаться к духовному отцу своему или к другому кому, опытному в деле духовной жизни, сопровождая сие уповательною молитвой, да откроет Господь чрез них истину и подаст успокоительное разрешение недоумении и смущении, и затем совершенно успокаиваться на их слове.

Н.Е. Пестов пишет о мысленных искушениях от злых духов:

«Для освобождения от такого состояния надо прежде всего заметить его ненормальность — распознать близость злого духа, открыть, через какое слабое место он проник в нашу душу.

Легче всего это сделать, если мы имеем постоянное общение со старцами и нашим духовным отцом. Но если последние почему-либо недоступны, то следует всеми своими наиболее значительными душевными переживаниями, сомнениями, смущением, больными и нерешенными вопросами делиться с опытными в духовной жизни людьми. Уже один рассказ о своем состоянии, обнаружение души перед другим часто является достаточным, чтобы искушение прошло; духи тьмы боятся света, боятся своего обнаружения и уходят, когда их козни обнаруживаются перед другими».