Протоиерей Максим Козлов
Зачем Бог создал людей?
– А вот не знаем. Не знаем, зачем Бог создал людей, зачем Бог создал мир, знаем только, что за этим стояла любовь Божия. И знаем, что Господь ищет ответной любви, не заставляет нас его любить, не заставляет нас всех стать принудительно-хорошими, а как у Достоевского один герой хочет всех сделать принудительно-хорошими, вот Господь, в отличие от этого героя, Великого Инквизитора, хочет, чтобы мы сами откликнулись душой на все то, к чему он нас зовет.
Как жила Русь?
– Да по-всякому жила. Но было в этой жизни нашего Отечества нечто, благодаря чему мы по праву можем называть наше Отечество в какие-то века святой Русью. Почему? Потому что даже в те времена, когда было много страшного, греховного, человеческой немощи, обманов и подлости, все же было главное почти у всех русских людей: идеалом образа жизни, нормой жизни была святость. Люди русские мерили свою жизнь не по богатству, не по знатности, не по преуспеванию, а по святости угодников Божиих. И вот то, что этот идеал был перед почти всеми русскими людьми целые века, и дает нам основания называть наше Отечество святой Русью.
Какое житие святого апостола Андрея?
– Житие это длинное, в нем много повествуется, как он проповедовал в разных странах, как пострадал за Христа, как был распят на кресте, который дал начало флагу русского флота. В житии этом рассказывается и о том, как он побывал и в пределах нашего Отечества. И мы знаем, что земля наша освящена пребыванием одним из апостолов и учеников Спасителя – Андрея Первозванного.
Как крестили Русь?
– Во-первых, добровольно, это в отличие от многих стран Западной Европы, где, случалось, делали это огнем и мечом, во-вторых, быстро, потому что, хотя где-то по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычество, но еще и века не прошло, как большинство русских людей были уже православными христианами. А в-третьих – радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского человека, была красота. Помните, послы Владимира вошли в Софию Константинопольскую – и что они там увидели: они не знали греческого языка и не знали икон, но они почувствовали, что они как на небе, такая красота открылась их очам, что после этого возвращаться к язычеству – было невозможно. И вот это "как на небе" потом появилось и на Руси: и в Киевском Софийском соборе, и в Новгородском, и во многих других, вспомните храм Покрова на Нерли – вот эти кусочки неба на земле. Вот так Русь крестилась – через эту дивную Божественную красоту.
Почему русские цари выбрали именно Православную веру?
– Потому что они увидели, что это та вера, к которой если прикоснешься, то ни на какую другую уже смотреть не будешь. Они, конечно, не то чтобы интеллектуально рассуждали, взвешивали или у них была группа геополитиков-аналитиков, которая составляла им протокол, доклад, как нынче делает наша Дума: "Какие будут последствия для великого княжества Руси, если примет она эту веру?" – нет, конечно, просто сердце отозвалось вот на эту радость Православия...
Почему во всех старых книгах имя Господа писалось с маленькой буквы?
– Ну, не во всех. Во-первых, в самом церковно-славянском языке есть правило писать с малой буквы все священные имена, названия городов, рек, морей. Раньше ведь к этому спокойней относились, потому что и так всем было ясно, что Господь – это То, что всегда с большой буквы, и написано это было не в книжках, а в сердце человека. А теперь, когда много есть людей, которые хотели бы имя Господа написать с самой маленькой буквы, не грех напомнить, что имя это – свято и что ругаться над ним – мы не дадим, и мы должны помнить, что живем в православной стране, и уважать нашу веру, веру наших предков, мы должны и обязаны.
Что происходит с умершими людьми, которые умерли некрещенными, но внесшими пользу в процветание нашей страны?
– Давайте прежде всего поставим вопрос шире. А некрещенные, "не принесшие великую пользу" – что же, о них и говорить не стоит, что же, им только одна дорога остается – в ад? Давайте так: подумаем, что говорит Господь: "Никто не придет к Отцу моему, кроме как через Меня". Это значит, что без Христа, вне Церкви, не может быть никакого спасения. Действительно так: без того, чтобы не узнать во Христе Сына Божия, никто не может спастись. Но это не значит, что будут строго наказаны сотни тысяч, может, миллионы людей, которые не знали о Христе и христианстве ничего, вспомните, например, об американских индейцах до открытия Америки Колумбом, или об африканцах, или о полинезийцах, или даже о тех людях, которые, может, что-то слышали о христианстве, но никогда не имели в своей жизни опыта проповеди о нем – которую можно было бы назвать апостольской. Но если человек увидел перед собой образ Христа, и вдруг почему-то не принял и отвернулся, и, как иудеи при жизни Христа, сказал: "Нет, нет у нас царя, кроме Кесаря, не хотим с тобой быть, Христе Боже!" Кто так говорит, тому, надо полагать, нет пути ко спасению, а о судьбе прочих же будем помнить, что суд не наш, а суд Божий и суд этот справедливый и милостивый.
Что такое вера в Бога?
– Вера. Самое главное в ней – уверовать, что Господь существует. Но просто знать, понимать разумом, что Бог есть, этого мало для православного и вообще для христианина. Сказано ведь, что и бесы веруют, то есть знают, что Господь есть, но при этом не отходят от греха, поэтому знать – это мало, нужно доверять Богу, доверять воле Божией и в хороших свойствах, и в дурных, и когда нас хвалят, и когда порицают, и когда мы здоровы, и когда здоровье нас оставляет, и когда нас любят, и когда нас ругают, знать, что Господь всегда с нами, что больше того, что мы можем вытерпеть, он нам не даст испытания. Ну и третье: быть верными Христу, верность – это тоже обязательное свойство православного христианина, верным и решительным во все времена, и решить: или быть верным до конца и всего лишиться в этой жизни, а может, и самой жизни, или все иметь, но отречься от Христа. Эта верность воспитывается с малого: вот, идет пост, вы идете мимо киоска с мороженым, вам хочется съесть порцию, но вы хотите быть верными Христу и отказываетесь: "Я буду верным Христу и не стану есть того, что мне приятно". Вот сидит соседка, которую я страстно хочу дернуть побольней за косичку, но я сдержусь и не сделаю этого, ради Христа. Вот что такое вера: уверенность, доверие и верность.
Почему некоторые люди не верят в Бога?
– Одни не верят потому, что не имели возможности узнать и полюбить Бога и веру православную. Но к ним применимы слова апостола Павла, которые он обращал к язычникам, говоря, что они имеют в себе свой закон – это закон совести – и будут судимы по этому закону. Это закон совести, естественный нравственный закон, который есть у каждого человека. Он есть голос Божий в нашей душе, и тот, кто поступал по сути, по правде Божией в своей жизни, значит, он еще может спастись и встретить Христа. Но есть люди, которые не верят, потому что не хотят верить. И можно сказать, что эти люди скорее верят, чувствуют, что есть Бог, знают это, но восстают против этой веры, против этого знания или потому, что эта вера мешает им жить так, как им хочется, то есть по своей воле и по своему хотению, или потому, что некомфортабельно так получается, неудобно, мешает это. Ведь себя спроси, как часто бывает, что мы верим ровно на столько, на сколько вера не мешает нам жить. В этом смысле мы порой бываем еще хуже неверующих людей.
Что такое храм?
– Храм – это дом Божий, дом молитвы, а не клуб по интересам. И мы должны всегда помнить, что храм – он не наш, а Божий. Мы там, конечно, в каком-то смысле хозяева, если мы туда часто ходим или служим, мы вроде бы дома у себя, но мы и гости, потому что истинным хозяином этого дома является Сам Господь.
Красива ли ваша церковь?
– Очень. Каждый храм красив. И какая это радость – видеть то, что недавно было грязным, порушенным, захламленным, как икона, поцарапанная и грязная, постепенно, по кусочкам, начинает сиять небесно-голубым, золотистым, красным, и также в нашем храме такие кусочки уже проглядывают, и кто здесь молится, очень этому радуются и эту красоту ценят.
Для чего мы ходим в храм?
– Сказали б вы мне, для чего вы веруете, если такие вопросы задаете умные. Надо полагать, в храм идем не для того, чтобы поболтать с другом или подружкой о своих школьных новостях, не для того, чтобы батюшка, увидев вас, похвалил: "А, Вася, молодец, усердный, усердный молитвенник!" – или бабушка, стоящая перед подсвечником, приставила нас к нему и сделала нас коллегой по этому весьма ответственному делу – слежению за догорающими свечами, а ходим мы в храм ко Христу, ходим, как апостолы не могли не ходить за Христом, хотя им приходилось куда тяжелее, чем нам: приходилось многое бросать, от многого отказываться, нет они без Христа жить не могли. Так и мы не можем жить без Христа.
Можно ли заставить человека пойти в храм?
– Пословица есть: невольник – не богомольник. Церковная пословица! Это значит, что никому свою душу насильно не вложишь и верующим силком быть не заставишь. Поэтому что мы можем сделать? Не тащить наших сестер, братьев, друзей по классу, пока еще не верующих, но жить так, чтобы они, смотря на нас, захотели понять, что такое мы имеем в душе и в жизни своей, чего у них нет и отчего жизнь их более пуста, и сами вслед за нами пошли бы в церковь Божию. Только тогда их вера будет настоящей православной верой.
Если родители неверующие, а ты верующий, и они не пускают в храм, что нужно делать?
– Нужно помнить о том, что повиновение людям, родителям в особенности, простирается очень далеко, но не далее, чем Отцу нашему Небесному. Помнить и такое правило, что ежели мы живем с нашими близкими неверующими, то нужно быть твердыми в исповедании веры, но предельно мягкими в обращении с ними. Если, например, тебе велят, вместо того чтобы пойти в воскресенье в храм, помыть посуду, почистить картошку, сделать еще какую-то работу, то вставай на два-три часа раньше, мой посуду, чисть картошку, выноси мусорное ведро и после этого иди в храм.
Могу ли я считаться православной, если верю в Бога, но не могу ходить в церковь?
– Что значит не могу? Если вы прикованы к смертному одру и ходить не можете, то вы, конечно, не ходя в храм, но много молясь, можете считать себя православной. Если родители ваши таковы, что запирают вас дома во время Богослужения и не пускают в храм, а вы, всей душой стремясь в храм и молясь дома, по этой причине не можете прийти на Богослужение, не обижаясь на родителей, молитесь перед иконой, молитесь и о них, чтобы Господь смягчил их души, то вы, конечно, верующий православный человек. А если вы в воскресенье, вместо того чтобы пойти в храм, идете развлекаться, то подумайте сами, глубоко ли вы верующий человек?
Почему я хочу зайти в церковь, но не могу?
– О, как страшно-то! Вот были такие страшные грешники, которые хотели зайти, а их невидимые силы не пускали, как, например, Мария Египетская, которая потом стала святой, хотела к Кресту Господню приложиться, а ее сила некоторая удерживала, потому что у нее тяжкий грех был на душе. По опыту священническому знаю, что есть люди, которые как бы тянутся к церкви, как бы уже душой в ней, а грех не пускает; придет к храму один раз, другой, к Литургии, десятки раз приедет, ходит как какой-то Одиссей кругами или как еврей в пустыне сорок лет будет блуждать, пока дойдет до земли обетованной. Не думаю, голубчик или голубушка, что так уж ты нагрешил или нагрешила, чтобы тебя Господь не пускал. Может, нужно сделать только одно: проявить решимость и переступить порог. А если самой не получается, попросить кого-то: возьмите меня за руку и введите в храм. Один раз введут, а дальше уже и проще будет.
Можно ли на службе выходить из храма?
– Можно, если это нужно для того, чтобы вывести из храма потерявшую сознание старушку или по каким-то чрезвычайным обстоятельствам, вот, например, вдруг не оказалось на трапезу батюшке хлебушка, и заведующая подошла и сказала: "Вань, у тебя такие быстрые ноги, а послушание – выше молитвы, сбегай, купи хлебушек, чтобы батюшка, который, конечно, устанет после службы мог сесть за трапезу". Ну а если мне хочется просто так, ни с чего выйти и погулять во время службы, – это, конечно, не подобает православному христианину.
Что такое Литургия?
– Литургия – это в буквальном смысле слова – общее дело, общее, то есть когда мы все вместе, все православные христиане во всех странах, приходим в воскресный, праздничный или в какой-то другой день, чтобы быть собранными едино вокруг Христа. Это дело наше общее, не только священников, не только бабушек, не только особо благочестивых мирян и монахов, это дело нас всех, без которого христианин не может называться христианином. Там совершается главное, чем мы живем, – Таинство Причастия. Это тоже наше общее дело, без которого христианин не может называться христианином.
Из чего делается причастие?
– Для Причастия берут хлеб и вино. Хлеб белый, самый-самый простой, в котором только вода, только дрожжи и мука. Потом все это смешивается, тесто подходит и выпекается особенный хлеб, называемый просфора, что означает с греческого "приношение"; и из нее потом, во время Литургии, чудесным образом, в прямом смысле чудесным образом, она превращается в Тело Христово, по-видимости она остается хлебом, но по сути – это Тело Христово, уже Сам Господь, Который с нами соединяется. А вино берется обязательно виноградное, у нас, в Православной русской Церкви, обычно красное, сладкое, чаще всего вино, которое называется "Кагор", или близкие к нему сорта, смешиваются с водой, и это смешение вина и воды становится, путем того же чуда, Кровью Христа-Спасителя, как Сам Господь и сказал на Тайной Вечере, завещая нам есть и пить и укрепляться этими дивными таинствами.
Что нужно сказать, когда тебе говорят, что верующий человек поклоняется иконе, а не Богу, как это доказать, что мы молимся не иконам, а Богу?
– А как доказать? Так и доказать: ты что! Ты где это такое вычитал? Если хочешь знать, чему мы молимся, открой любой акафист, который мы перед иконами читаем, например, "Нечаянной радости" – там что говорится: честь, которую мы воздаем образу, то есть иконе, к первообразному восходит, то есть к первому образу, то есть к Тому, Кто на этой иконе изображен, и ежели ты думаешь, что мы поклоняемся доске, краскам и яичному порошку, который входит в темперу, то ошибаешься в корне. Мы поклоняемся Господу и святым, а не вышеназванным бездушным предметам.
Как надо вести себя детям священника?
– Ой, это очень великий труд. Детям священника нужно вести себя ответственней, чем детям российского президента. Потому что президент – он сегодня один, а завтра другой, а дети священника – всю жизнь дети священника и всю жизнь на них будут смотреть и говорить: "Вот что же это – батюшка нас учит, а своих детей не воспитал". И каждое неосторожное слово, каждая некстати нацепленная побрякушка, невытерпленная обида и прочее – отзовется на сердце батюшки. Дети священника должны нести свой крест достойно.
Восьмое марта – день женщин? Что это за праздник и подходящ ли он для православного человека?
– Праздник этот довольно странный. Тем более что он почти всегда приходится на день Великого Поста. Вообще в Церкви есть праздник, когда мы прославляем соборно, всех сразу благочестивых женщин-христианок: это второе воскресенье после Пасхи, Неделя Жен-Мироносиц. По букве праздника, прославляется подвиг женщин, следовавших за Спасителем в годы Его земного служения, а по духу праздника – это праздник женщин, совокупной женской святости от века воссиявшей. Вот тогда лучше и поздравляй благочестивых мам, бабушек и благочестивых подружек.
Почему на рождество ставят елки?
– Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести в зимнюю мертвую пору – единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое рождество Христово.
Тоже, как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы – равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка – образ этой радости.
Почему Пасха самый главный праздник?
– Потому что Пасха – Воскресение Христово. Это действительно основа нашей веры. Какие бы мы поклоны ни клали, как бы ни молились, какие бы добрые дела ни делали, но, если бы не было воскресения Христова, мы бы ничем не отличались от людей хороших, но не верующих. Ведь много вокруг нас людей, которые по мировоззрению атеисты или близкие к ним, но которые, бывает, ведут себя нравственно и живут порой лучше, чем мы живем. Но у них нет того, на чем основать вот эту свою добрую внешне жизнь. Мы живем, потому что знаем: будем Христовыми и воскреснем со Христом. А они делают добрые дела по характеру хорошему, по инерции, по воспитанию, а основания нет, а у нас есть: воскресение Христово – основа всей нашей жизни.
Почему сейчас рушиться Россия, а храмы возрождаються?
– Россия рухнула не сейчас. Православное царство, каковым была Россия, прекратило существовать в 1917 году, в феврале, а окончательно в октябре того же трагического для русского народа и для Церкви времени. И потом уже России, как государства, никогда не было. Был Советский Союз, теперь – Российская Федерация, но России нет. А вот возродиться она сможет тогда, когда станет страной православных людей. Есть такая древняя пословица: были бы братья, будет и братство; будут православные люди, великое их братство, будет и православная Россия. На ядерных ракетах, на обширных границах да на больших денежках – только на таком, материальном, богатстве, великой России не построить. Нужна крепость духа. Вот над этим и надо трудиться.
На какую сторону света надо молиться?
– Молиться надо не на сторону света, а Свету истины, Которым является наш Господь Иисус Христос. Но, впрочем, наши предки православные строили свои жилища окошками на восток, красным углом на восток, чтобы, когда мы встаем утречком на молитву, в окошко солнышко заглядывало и мы могли бы вместе со светом мысленным увидеть и тот тихий свет зари, который так согревает душу каждого из нас. Последнее десятилетие дома строились кому как придется, и поэтому разумнее иметь в своем доме красный угол, который, если это возможно, был бы впереди, чтобы, входя в комнату, вам не нужно было разворачиваться по крайней мере на 180°, а перекреститься на передний угол. Но если это почему-то невозможно – мешает шкаф или специфическая планировка, то устройте икону в какое-то достойное место, чтобы можно было к ней подойти и помолиться.
Нужно ли когда шьем или рисуем, молиться?
– Молиться – всегда хорошо. Апостол Павел говорит: "Всегда радостно и непрестанно молись" – не в том смысле, что тут нужна дисциплина какая-то: вот с трех до шести непрестанно молись! – нет вовсе, а просто, как не молиться православному человеку? Занимаюсь я, например, вышивкой, и иголочка моя то гладью, то крестиком выводит некое прекрасное изображение. Сама душа хочет сказать: "Дивны дела твои, Господи!" А не получится что-то, опять же скажешь: "Благослови, Господи, нет моих сил, но ты можешь мне помочь" – вот так и учись молиться.
Батюшка, у меня очень плохой характер. Порой мне не хочеться жить. Я порчу жизнь себе и окружающим своим поведением. Я раздражаюсь по любому поводу. Прошу у Господа изменить характер, но ничего не получается, и я начинаю роптать. Покажите, пожалуйста, как молиться и кому, и что делать?
– Молиться ты, видать, уже молишься, но, кроме как молиться, надо еще и делать. Первое, определи, что в характере самое дурное: раздражение, или себялюбие, или лень, которая часто является подружкой раздражения. Вот найди эти два-три главных недостатка, и не далее, как с завтрашнего утра, начни с ними борьбу. Духовная жизнь – это своего рода война, в ней есть тактика, есть стратегия, и нельзя бороться и биться с мелкими подразделениями врага, которые нам сейчас большого урона нанести не могут. Скажем, стоит ли серьезно бороться с поеданием баранок в пост или с таким недостатком, как ногти грызть, если есть более серьезные вещи, такие, например, как поедание своих близких. И вот если взяться за главный свой недостаток со всей силой, то, с помощью Божией, будет победа.
Можно ли слушать классическую музыку?
– Можно и нужно. Бывает, говорят так: вот преподобный Сергий не слушал там, в своей пустыне, классической музыки. Нет, конечно. Ни Сергий преподобный, ни многие другие святые не слушали классической музыки, ни даже церковного пения. Но кто из вас – пусть руку поднимет – кто достиг уже такой степени совершенства, чтобы уподобить себя преподобному Сергию? Значит, отказ от хорошей классической музыки проистекает не от того, что мы такие сильно верующие, а от нашей лени, от того на самом деле, что нам приятнее и легче слушать какую-нибудь там известную поп-группу или модную певицу, но мы стыдимся признаться, что Баха или Чайковского нам трудно слушать; тут надо вдумываться, душа должна работать – и мы начинаем прикрываться убеждением, что нам, православным, классическую музыку слушать не нужно.
Можно ли, кроме духовной музыки, слушать еще какую-нибудь?
– Только не какую-нибудь, под которую исполняют танец живота, или впадают в нирвану, или теряют всякий образ и подобие Божие и, уподобляясь бесу, прыгают во всех направлениях; но тонкую, умную, добрую музыку можно и нужно слушать, потому что вот ты, например, сидишь и делаешь геометрию, и в это время еще не научился читать Иисусову молитву, включи, например, Моцарта или Чайковского, и тогда, глядишь, у тебя и параллельные прямые не пересекутся, и пятерку ты получишь за задание, и душа будет спокойна, и ты сам мирно и без раздражения воспримешь, что тебе сегодня не три номера, как обычно, а целых пять задали.
Как влияет тяжелый рок на мозг?
– Очень просто. Мозгов не остается. Остается один рок, настолько тяжелый, что может довести до клиники, или психоневрологической больницы, или до других еще более опасных для души состояний.
Я слушаю современную музыку, не грех ли это?
– Лучше слушать современную музыку, современную для каждого столетия. Эта музыка, и современная и вечная, написана и в наши дни, и в разные века, но в ней можно найти много созвучного для сегодняшней нашей души, для разного настроения, для разного характера. Поет душа – включай увертюру Чайковского 1812 года и торжествуй вместе с Отечеством Рождество Христово; тебе скорбно, или ты вступаешь в дни Великого поста и тебе неловко, когда ты делаешь уроки, включать церковные песнопения, включи Баха – "Страсти по Матфею" или "Страсти по Иоанну", это даст для твоей души хорошее расположение, а кстати, если ты учишь немецкий язык, то поможет тебе узнать хороший немецкий. Ежели вы просто с друзьями едете на пикник, возьмите с собой кассеты с "Временами года" Антонио Вивальди, и она даст такую красоту звуков окружающего нас мира, что мы невольно прославим Творца. Конечно, вот это и нужно слушать, а не то, что звуки мира Божьего заглушает.
Что вы думаете об отце Романе?
– Об отце Романе я думаю, во-первых, что он иеромонах. А о песнях его я думаю хорошо. Лучше петь песни отца Романа (не на службе, конечно), а идя, например, в школу и насвистывая, на грустный глас шестый, какое-нибудь из песнопений этого талантливого иеромонаха, чем напевать какую-нибудь Ладу Дэнс или "Мистера-Твистера". Так что учите песни отца Романа, но, впрочем, помните, что они только подводят нас к тому совершенно дивному и прекрасному, что ждет нас в храме.
Можно ли играть на компьютере в пост?
– Не только в пост, но даже и на святки или в другие праздники – это не самое достойное занятие для православного отрока. Лучше не надо.
Можно ли играть в компьютер?
– Играть в компьютерные игры вредно для души. Думается, компьютер нужно употреблять по своему прямому назначению: надо тебе красиво написать реферат, подготовить доклад – набери на компьютере, покажи, что ты умеешь на этой машинке работать, но, конечно, пасьянс не раскладывай, не дело этого для православного человека.
Можно ли смотреть телевизор в пост?
– Подвижники в прежние века во время поста уединялись вовсе от человеческого общества, а ты уединись хотя бы от телевизора.
Как влияет "металл" на человеческий мозг? Как объяснить агрессию после прослушивания такой музыки?
– Итак, металл – это металлический хард-рок, надо полагать. Дело вот в чем: в основе музыки лежит два начала – преимущественно мелодическое, янтрическое, то есть душевное, как в церковных песнопениях или в нашей народной музыке, или преимущественно ритмическое, или тангрическое, агрессивное. Чтобы понять, где начало музыки ритмической, вспомните танцы каких-нибудь негров, или индейцев, или шамана во время очередного ритуального действа – то ли перед убийством слонопотама, то ли по поводу захоронения вождя и его пятидесяти жен, чтобы было ему с кем находиться на том свете. Вот под руководством шамана все племя будет плясать. Они как пляшут? Прямо как металлисты. В жестком ритме. Быстрей, быстрей, громче, громче – и что потом с ними происходит? Они потом в исступлении, с пеной у рта, с трясущимися конечностями падают на землю. То же самое происходит и с металлистами. Понятно – куда рожки смотрят?
Что есть НЛО и как к этим явлениям относиться?
– НЛО – это либо гидрометеорологический зонт, чаще всего, либо спутник, либо не вполне изученное явление окружающей нас Вселенной, ибо Вселенная изучена еще плохо, и много еще есть в нашем мире таких вещей, друг Горацио, которые не известны нашим мудрецам. Но иногда для людей, особенно и глубоко этим увлекающихся, за этим стоит и хвостик лукавого бесенка, который человеку, наслушавшемуся и начитавшемуся фантастики, и являет всю эту дурную мифологию.
Можно ли читать детективные романы? Или это бульварная литература?
– Смотря что. Детектив детективу рознь. "Преступление и наказание" – тоже детектив. Там и убийство таинственное, и сюжет напряженный, и конец непредсказуемый. "Шерлок Холмс" – тоже детектив небесполезный, который может влиять на развитие наших интеллектуальных способностей, особенно, если стараться самому анализировать и думать, что же там будет, в конце. Очень хорошие детективы писал английский писатель Честертон. Был у него в одном из романов священник, не православный, правда, но все же священник, который подходил ко всяческим трагическим ситуациям с духовным рассуждением.
Можно ли читать мужские книги?
– Интересно, что вы понимаете под мужскими книгами? Если подразумеваются книги о мужественных людях, о героях Джека Лондона, бравого француза Дюма или вполне мужественных Шерлока Холмса и доктора Ватсона, то, пожалуй, беды не будет, а может, и пользу обретете и извлечете уроки товарищества, верности. А если под мужскими книгами подразумеваются некоторые брошюры и журналы для некоторых не вполне спокойных мужчин, которые очень интересуются тем, что происходит после двух часов ночи по лучшим каналам телевидения, то, конечно, этих книг читать лучше не надо, от них потому что не далеко и до блудного беса, который за каждой страничкой сидит и из нее, ухмыляясь, выглядывает, когда мы проглатываем нечто в этих книжках написанное.
Можно ли рассказывать анекдоты?
– Вообще, в здоровом юморе есть духовная польза, и если мы умеем его употреблять тактично, не осуждая ближнего, а имея в виду пользу его душе, то в доброй шутке есть резон. Впрочем, смотри, чтобы не стать тебе самым завзятым острословом – не самая лучшая репутация для православного человека.
Как побороть гордыню?
– Об этом написаны тома книг, но ежели бы был магический способ, как это сделать, то, наверное, на земле гордецов уже не существовало. Впрочем, путь указан: если не хочешь быть гордым, заставляй себя быть смиренным. Что значит смиренным? Мирным со всеми. Мирным с товарищами в классе, которые, может быть, тебе не совсем нравятся, мирным с учителем, который не всегда с нами справедлив, мирным с родителями, которые являют над нами иной раз тяготящую нас родительскую власть. Вот будешь стараться быть мирным со всеми, тогда и поборешь гордыню.
Как мне избавиться от язвительности? Моя колкость обижает людей, а справиться не могу.
– Самый лучший способ – заклеить рот пластырем. Если невозможно это физически, то сделай это пластырем духовным: встань утром, помолись, скажи: "Господи! Благослови меня так вести, будто у меня рот пластырем закрыт".
Как мне избавиться от неврастении?
– Да неужели? Да неужели так далеко зашло? Я думаю, что самый простой способ такой: сказать себе прямо сейчас – никакой неврастении у меня нет, а есть слишком обширные сведения, почерпнутые из медицинской энциклопедии, закрыть эту книгу и никогда не открывать.
Вот я ленивый и из-за этого учусь хуже, чем могу. Как мне побороть лень?
– Во-первых, не жаловаться всем, что ты ленивый. Пусть об этом знает только ты и Господь, да еще твой духовник. Пусть никто об этом даже не догадывается: ни учителя, ни родители, ни твои товарищи по классу. Вот постарайся хотя бы неделю прожить так, чтоб никто об этом не смог догадаться, а потом посмотри на результат.
Как надо поступать, когда на тебя обижаются?
– Преподобный Амвросий отвечал на вопрос, как надо жить: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение". Можно еще напомнить, что на свете есть великое свойство, которое называется кротость, и вот в Катехизисе православном, кстати, очень полезной книге митрополита Московского Филарета, есть слова: "Кротость – это такая добродетель, чтобы никого ничем не раздражать и самому никем и ничем не раздражаться. Вот если будем кроткими и почаще будем вспоминать слово "простите", никто на нас и не будет обижаться".
Что делать когда ко мне пристают?
– Посмотреть, кто пристает. Если к тебе пристает здоровый бугай из твоего класса и просит ручку одолжить, лучше одолжи; если маленький первоклашка пристает и просит помочь, то помоги; а если на темной пустынной улице пристают три неблагонадежных гражданина, то надо бежать – с молитвой. Ну а если серьезно, если в классе пристают, можешь – дай отпор, но делай это без злобы и никогда сам не задирайся и не лезь первым, а вперед спроси: к тебе пристают потому, что они такие злобные, или потому, что ты сам их провоцируешь своим поведением. А ежели провоцируешь, то и потерпи за свой скверный характер.
Есть заповедь – чтить мать и отца. Но если отец меня ненавидит, что делать?
– Исполнять заповедь. Потому что в заповеди не сказано любить только хорошего отца и чтить только хорошую мать, но просто: чтить родителей, даже если идеал отца и матери расходится с тем, что есть в вашей семье; все равно, Христа ради, нужно продолжать их любить, быть послушным во всем, что не противоречит правде Божией и православной вере, и, может быть, за терпение и смиренную любовь, как это бывало со множеством других людей, Господь и смягчит сердце твоего родителя.
Могу ли я стать как мама?
– Конечно, милая. Конечно, можешь, если будешь всему лучшему, что в маме есть, подражать. Если будешь вместе с мамой молиться, если будешь за маму молиться и если будешь Господа просить: "Господи, я хочу прожить достойно, как моя мама, чтобы быть ей достойной дочерью, чтобы вместе с ней дойти до Царствия Небесного". Тогда и Господь благословит, и люди будут видеть в тебе твою маму.
Какие мы имеем права, когда учитель задерживает нас на перемену?
– Думаю, что вы имеете самое великое право – право терпеть, и в послушании повиноваться, и воспитывать этим свою душу для Царствия Небесного. А потом сэкономить время на пробежке по коридору, катании на портфеле и других каких-то необязательных развлечениях.
Стоит ли мне стать военным?
– Ну, это уж ты, голубчик, сам должен решить. Но если вопрос в том, что можно ли православному человеку быть военным, то, конечно, можно, но только крест этот – бесконечно тяжелый крест, потому что православному солдату, офицеру, воину нельзя очень многое из того, что разрешают себе неверующие. Водку нельзя пить, верность хранить не на словах только, а по сути: вере, Отечеству и семье своей. Нам можно воевать, но врага нельзя ненавидеть, и довольствоваться малым, сам знаешь, например, как сейчас платят военным, но если ты идешь не для того, чтобы в мундире покрасоваться и над другими покомандовать, а потому, что любишь свое Отечество и хочешь составить честь и славу его и помочь в трудное время, тогда иди, но знай, что это тяжело.
Можно ли охотничать?
– Исторически охота для православного человека никогда не запрещалась. Нельзя охотничать священнику и клирику, потому что он ни к какому убийству не должен быть причастен. А обычному человеку можно охотничать. В самой охоте нет несомненного греха. Грех – охотиться ради азарта, грех – охотиться ради услаждения убийством, грех – охотиться так, чтобы эта охота превращалась бы в браконьерство, убийство ради убийства, ради наживы и больших денег.
Говорят, что православным не полагается держать в освященной квартире собаку. Почему?
– Есть такое древнее правило, что если собака вбегает в храм, то храм подлежит освящению, потому что собака, как и некоторые другие животные, относилась к скверным. Но, думается, что в это правило в наше время можно внести смягчение вот по какому рассуждению. Когда вводилось это правило, в основном были собаки каких пород: пастушьи, охранные и другие, больше относимые к домашнему скоту, конечно, вовсе никак не приспособленные к жизни вместе с людьми. Вводить их, так же как коров, овец, в свой дом значило превращать его в хлев, и Ветхий Завет, и церковное предание удерживают человека от такого рода всяческого свинства в прямом и переносном смысле. Прочитавший эти слова пусть оглянется к своей комнате. Теперь, когда появились разные породы домашних собак, приученные к хозяину, к дому, чистоплотные, умеющие себя вести с людьми, нет, думается, непременного запрещения держать собаку.
Каких насекомых можно убивать, а каких нельзя?
– Нельзя убивать просто так, из интереса, удовольствия помучить, ощутить себя убийцей. Ну а ежели вы комара, который из вас кровь пьет, ладошкой прихлопнете, думается, что греха большого не будет.
Раньше мне снились сны про бесов. Они были разные и очень жуткие. Папа мне сказал, что если появится бес то его надо крестить. Я так и сделала, но он никуда не делся. Это очень страшно, когда у тебя остается последняя надежда на Бога, а Он не помогает. Почему?
– Такие сны у современных отроков и отроковиц в основном бывают от усиленного смотрения телевизора, от разного рода барабашек, черепашек ниндзя и прочих поучительных персонажей. Если месячишко два поживешь с молитвой да без телевизора или хотя бы лишь с добрыми, спокойными передачами, то, глядишь, бесы сниться перестанут. Господь помогает тогда, когда мы сами не можем справиться, когда нет наших сил и ты просишь: "Господи помоги! Я уже не могу больше с этим бороться!" И просишь искренне, с глубочайшей верой. Тогда Господь обязательно поможет. Ты ведь еще и сама можешь побороться с этим искушением, а не автоматом освободиться от него: раз – и как рукой сняло. Ну а если просишь, чтобы тебе Господь помог, то и сама должна все делать для того, чтобы быть от этого искушения подальше. Вот и посмотри – все ли ты для этого делаешь.
Можно ли верить снам?
– Смотря каким. Вообще, спасительней не верить. Мы можем принять за пророческий Божий голос просто результат буйно проведенного дня или просмотренного кинофильма. Но иногда бывают такого рода сны, через которые Господь говорит нашему сердцу. Впрочем, о том, что это не простой, а пророческий сон, Господь нас сам может уверить – или через повторяемость или такую несомненность, когда это ляжет на сердце такой уверенностью, которую никто и ничто не может изменить; а если нет такой уверенности – лучше забудьте этот сон и не думайте больше о нем.
У меня старый дом и, когда я в него прихожу, меня кто-то душит.
– Ну что ты, у тебя, наверное, просто форточка не открывается. И батареи жарко топятся. Я вот тоже прихожу домой (хоть и в новый дом), и меня тоже кто-то душит, я сразу форточку открываю, попробуй делать то же самое. А если не поможет, то прочитай: "Да воскреснет Бог и расточатся враги его..." – и выпей воды святой из святого источника – и все как рукой снимет.
Почему большевики расстреливали священников и посадили патриарха?
– Действительно, многие сотни тысяч людей, священников, монахов были расстреляны, казнены, сосланы, уморены в лагерях в минувшие годы. А почему так было? А потому, что говорится в Писании: "Бог кого любит, того и наказывает". И, видно, столько греха, злобы, неправды накопилось к концу двадцатого века в человеческом роде, что на крест страдания за других должны были пойти те, которые смогли бы его с терпением, смирением и без ропота принять. А кто это мог принять? Только православные люди. Потому что заставь-ка идти на крест, мучиться безбожника – в те годы и многим из них пришлось туго, но они и проклинали, и предавали, и сейчас простить не могут и забыть того, что с ними делали. А православные люди, уподобляясь Христу, с терпением и прощением понесли многие мучения, чтобы чего худшего не случилось со всеми, со всем народом русским.