ПротоиереЙ СергиЙ (Николаев)
Можно ли давать животным человеческие имена?
Ни в Священном Писании, ни в трудах святых отцов, не встречается запрета на какое-либо имя для животного. Мало того, там вообще не говорится о близких, личных отношениях с животными, требующих для них имени или клички. Так что рассуждать на эту тему нам придется самим.
С рождения и до самой смерти имя занимает особенное место в жизни человека. Звук нашего имени всегда радует нас, хотя мы и не обращаем на это внимания. Вспомните, как приятно бывает познакомиться с тезкой. Имя словно соединяет нас неким братством. К человеку, носящему одно с нами имя, мы заранее испытываем симпатию.
Главная же особенность христианских имен в том, что их дают в память святых. Имя – это одна из тех связей, которые соединяют Церковь земную и Церковь Небесную. О христианском имени говорят, что оно – святое.
День именин мы называем Днем Ангела, потому что святого, имя которого мы носим, почитаем, как второго Ангела – Хранителя, надеясь на его помощь и заступничество перед Богом.
Наши имена священник произносит на проскомидии, вынимая частицу просфоры, чтобы потом с молитвой опустить ее в Чашу. Так же священник произносит наши имена, подавая нам Святое Причастие. Вообще, ни одно священное Таинство Церкви не обходится без произнесения имени.
Мы знаем, что имя способно повлиять на характер и внешность человека. Об этом можно прочесть в замечательной работе отца Павла Флоренского «Имена».
А теперь подумайте, разумно ли таким уникальным и святым достоянием одаривать животное? Как бы сильно мы его ни любили. Наша любовь к кошкам, собакам и попугаям должна иметь границу. «Очеловечивая» питомцев, не возвышаем их, но теряем себя.
Если же какой буквоед и вспомнит про известного всей России кота Ваську, или лохматых Адельку и Фидельку, то, скажу вам: не все, что вошло в привычку двести лет назад, есть абсолютное добро. Были и промахи. И немало.
Как когда-то, так и сейчас, называть собак и кошек христианскими именами – значит свидетельствовать о своем равнодушном отношении к святым и бездумном обращении со святыней. И, конечно, об отсутствии культуры.
В духовной среде людские имена не принято давать животным. И помню случаи, когда собак и кошек, приобретенных с таким именем, переименовывали. Например, кавказку Дусю стали называть Бусей. И она не выражала недовольства.