Архимандрит Ямвросий (Юрасов)



Грешно ли играть в азартные игры?

Азарт - это страсть, а где страсть, там и грех. Многие, служившие в армии, знают такую игру: один человек выходит вперед и стоит, закрыв правую щеку рукой, а левую подставляет для удара. Стоящие сзади игроки ударяют его; он должен угадать, кто его ударил. Этой игре около 2000 лет. Когда Иисуса Христа мучили, римские воины ударяли Его по Лицу, смеялись и говорили: “Скажи, кто Тебя ударил?”

Или другой пример - карты. Они тоже связаны с поруганием христианства. Карты “крести” - Христос на кресте был распят; “пики” и “черви” - копьем Он был пронзен в сердце; “бубны” - губка, которая была напоена уксусом и прикасалась к губам Спасителя. На картах помещены двойные изображения - дамы, валета, короля. Это тоже имеет порочный смысл - сексуальный. Карты - это насмешка над страданиями Христа. Всем, у кого есть игральные карты, лучше от них освободиться, сжечь. В огонь следует отправить и карты для гадания, они несут большой вред.

Как спасаться тем людям, которые живут там, где нет церкви?

Если у этих людей есть возможность выехать туда, где есть действующая церковь, то надо использовать ее. Но если нет такой возможности и физических сил у старушки доехать до церкви, надо к больным, умирающим, страждущим вызвать священника. Собраться всем желающим исповедаться и причаститься, написать письмо правящему архиерею в Епархию и просить прислать священника со Святыми Дарами.

Господу нужно отдавать десятую часть дохода. Если я покупаю свечи, книги - будет ли это моей десятиной, или ее нужно подавать отдельно?

Книги мы покупаем сами для себя, свечи ставим Господу как жертву, но это не десятая часть. Десятая часть дохода та, которую мы отдаем от своих трудов либо в руки нуждающихся, либо на строительство храма, монастыря. Господь ни в чем не нуждается, Он Сам все дает человеку. Нуждаемся мы с вами, и поэтому мы должны дать что-то тем людям (а через них - Самому Христу), которые находятся в нужде. Есть у нас такие: получают мало, не могут даже детей прокормить, вот им и надо помогать. Или можно пожертвовать на строительство храма, а когда молитва идет “о устроителях, благотворителях, украсителях святаго храма сего”, то в это время поминается и ваша лепта, ваш вклад, ваша десятая часть. Представьте себе: вы ушли в мир большинства, а в храме будет идти служба и поминаться ваше доброе дело - вклад. Как это важно для души!

Как узнать, у какой бабушки можно лечиться?

В Священном Писании нигде не сказано, что надо идти к бабушкам лечиться. Господь говорит о другом: “Прощаются тебе грехи твои... Встань, возьми постель твою и иди” (Мф.9, 2-6). Так Господь призывает обратиться в Церковь. Та бабушка, которая “лечит”, она сама больная, и вода, которую она наговаривает, в пищу не годная, потому что от таких нашептываний умаляется ее природная, данная Господом благодать. Разве вода, которую наговорит больная бабка, станет святой? Ей не дано такой власти от Бога. А если мы больны, то должны поблагодарить Бога за это, потому что все болезни нам попущены за грехи. Святые болеют для большей святости, да еще за наши грехи. А мы болеем за свои грехи.

Можно ли лечиться у знахарей?

Все, кто желает лечиться у знахарей, должны знать: если вы всего-то больны тем, что в вас бес кричит по-петушиному, то после бабки-знахарки будете хрюкать. Один бес жил в вас, а после “лечения” легион будет. Надо в церковь идти лечиться: каяться, исправляться - искоренять все пороки, страсти, приучать себя делать добро. А когда мы идем к бабке за помощью, то проходим мимо Христа: “Мы не нуждаемся в помощи Божией. Нам бабка поможет”. Да бабка сама несчастная, она, когда умрет, сама в огонь пойдет. Такие бабки в церковь не ходят, а если ходят, то для отвода глаз, раз в год. Они могут даже иконы в доме держать, чтобы люди к ним больше доверия имели. Эти бабки сами душевнобольные - бесноватые. Злой дух через них действует.

Как-то приехала ко мне одна женщина из Минска и говорит: “Вот я живу в Минске, а ко мне приезжают люди со всех городов, даже из Магадана. Я их лечу”. Я говорю:

- Как же ты их лечишь?

- А очень просто, я в себе такую страшную силу чувствую, беру несколько ведер воды, опускаю руки в воду и чувствую, как вода заряжается. Люди пьют эту воду и исцеляются. А я не знаю: согрешаю я или добро творю.

- Ты с кем живешь?

- С мужем.

- Венчанная?

- Нет.

- В церковь часто ходишь?

- Хожу, но редко.

- Через тебя действуют демонические силы, тут Божиего ничего нет.

- Почему?

- Потому, что ты сосуд нечистый, оскверненный. А через оскверненный сосуд не может благодать Божия действовать. Через тебя действует только нечистая сила, потому что ты сама нечистая.

- Что же мне тогда - прекращать?

- Конечно. “Лечение” надо прекратить.

Я больна, долго лечилась, а теперь врачи советуют обратиться к экстрасенсам.

В Библии сказано: “Если желаешь быть здоровым - не греши. Согрешил - попадешь к врачу. Врач прописывает лекарство, а Бог лечит”. Оттого, что мы будем обращаться к экстрасенсам, пользы никакой не будет, только один вред. Если человек заболел, ему надо покаяться во всех грехах с юности, пособороваться, обратиться к Богу. Если болезни будут продолжаться, значит, у него еще много грехов, совершенных в прошлом. Вот за них-то и надо потерпеть, чтоб душа очистилась. Болезни помогают душу смирить, очистить. Человек болеет и перестает грешить. Ни в коем случае нельзя обращаться к экстрасенсам, они энергию берут из космоса, а в космосе господствует диавол. Его так и называют -“князь мира”, а “мир” по-гречески - “космос”, значит, “князь космоса”. Он может на время дать облегчение, а потом еще хуже будет, и душа погибнет. Если Бог не даст здоровья - никто не даст.

Если экстрасенс стал ходить в церковь, исповедуется и причащается - можно ли ему лечить людей?

Если человек пришел и покаялся в своей прежней деятельности, то зачем же ему снова ее начинать? Он покаялся, причастился - он уже не экстрасенс. Он стал уже христианином. Это при условии, что исповедь была не общей, а индивидуальной, с покаянным чувством и с осознанием своих грехов.

А насчет лечения людей - есть свои соображения. Цель человека на земле - спасти душу от погибели. Человек грешит, утопает в пороках и страстях, порой он так далеко ушел от Бога, что его постигают скорби и болезни. Чем грешил - тем и начинает страдать. Это все посылает Господь, чтобы он обратился и покаялся, исправился. А экстрасенс этого ничего не знает; что Господь призывает болезнями к покаянию, что ему за грехи телесно надо пострадать, помучиться. Этот экстрасенс (даже если у него самые лучшие намерения - избавить от страданий) проникает в домостроение спасения человека Богом... Если человек понял, что его болезнь от грехов, исправился, начал в церковь ходить, строго соблюдать посты, с женой повенчался, молится, читает Евангелие и Псалтирь, то Господь его Сам исцелит за его покаяние. А если Господь не исцеляет, значит, человеку это не полезно - вылечится, опять начнет грешить.

Все ли болезни от бесов?

Все наши болезни от наших грехов. Когда ко Господу обращались за исцелением, Он всегда сначала отпускал грехи, а потом исцелял от болезней. Грехи наши, наша неправедная жизнь дают нам болезни. Но бывает, что болезни посылаются и святым людям не за грехи, а для большей святости. Был один великий подвижник, он сильно болел, и к нему приходили братия за наставлениями. Как-то пришли, а он лежит с разрезанным животом, врач без наркоза ему операцию на желудке делает. Этот подвижник, не обращая внимания на боль, давал наставления, как спасаться. Один из пришедших не вытерпел: “Отче, тебе что - не больно?” Он ответил: “Ну почему же не больно? Больно, но вырезают ту часть желудка, которой я, видать, любил грешить”.

Болезни нам даются по грехам, значит, лечиться не надо?

Грешникам болезни даются за грехи, а праведникам - для большей святости. Если человек грешит и его постигли болезни, надо перестать грешить. Есть такая книга - “Вопросы и ответы” преподобных Варсонофия и Иоанна, там рассказывается, как ученик приходит к старцу и говорит: “Отче, как нам быть, если заболеем? Обращаться в болезнях к врачу или всецело надеяться на Господа?” И старец ответил: “Нам, грешным, надо обращаться к врачам. К врачам не обращаются только люди совершенные. А нам для нашего смирения надо обращаться к врачам”. Но здесь есть одно “но”. Современная медицина пользуется химически приготовленными препаратами. Эта медицина в истории лечения человечества себя не оправдала: уколы, таблетки, химия убивают в организме человека то, что создано Богом для борьбы с болезнями. Господь премудро все устроил. Допустим, человек заболел. В крови начинают усиленно вырабатываться лейкоциты - они отвечают за доставку организму необходимого “стройматериала” для восстановления нормальной формы, нормального самочувствия. Например, поранена рука или нога. Лейкоциты несут этот материал, чтобы восстановить ликвидированные, нежизнеспособные клетки около раны. Это место опухает. Почему? Потому, что подвезен “строительный материал”. Вот у нас в монастыре стройка идет. Вокруг храма много всякого строительного материала. А как только закончится строительство - весь материал приберется, территория облагородится. Все будет израсходовано на стройку. Точно так же существует и клетка в организме человека. Для того, чтобы ее создать заново, эти воины-лейкоциты ведут борьбу с любой болезнью и тратят резервы организма на восстановление и создание клетки. Когда клетку они создали, “стройматериал” увозится, и опухоль спадает. Все восстановлено. Бог так премудро создал организм человека (и любого животного), что если организму холодно, то его клетки вырабатывают дополнительное тепло; если человеку жарко, то он потеет, а пот охлаждает организм.

Когда мы начинаем пользоваться химией для излечения болезней, тогда она убивает в первую очередь воинов нашего организма. Они становятся безжизненными, недееспособными. Они борьбу с болезнью уже не могут вести. Таким путем человек каждый раз, принимая таблетки, уколы, заглушает болезнь, но не лечит и не излечивает ее. Болезнь все больше и больше обостряется и становится хронической. Человек уже протаптывает дорожку в поликлинику. Слабые таблетки уже перестают помогать, он начинает пить более сильные. Потом и сильные становятся слабыми против его болезни. Организм ослаблен до предела; болезни берут верх, и человек умирает прежде времени.

Если человек заболел, то сам организм начинает бороться с болезнью и должен выработать иммунитет (защиту), и тогда человек быстро восстанавливает силы и здоровье.

У преподобных Варсонофия и Иоанна мы читаем, что врачи тогда разумно подходили к излечению болезней. Они правильно выбирали лекарство - растения, а не химию!

У нас в Преображенском соборе отец Николай долгое время, лет двадцать, болел хроническим насморком, отчего у него постоянно болела голова. Какие только таблетки он не перепробовал. Уже ничего не помогало. Как только в алтаре откроют форточку, он сразу бежит закрывать. Чуть где просквозило - он сразу не может служить: глаза покраснеют, нос заложен, и сил нет. Я его два года приглашал в парную. Он все не соглашался. Однажды, когда его в очередной раз прихватил насморк, я подъехал к нему домой, вижу - он весь замотан шарфом, в шапке сидит. Я ему: “Батюшка, есть дело! Скорее поехали!” “Что такое?” “Быстро одевайся!” И почти насильно отвез его в баню. Завели в парную - ему понравилось. Он и второй, и третий, и четвертый... и шестой раз зашел туда. “Ой, - говорит, - как хорошо!” Сел на краю бассейна - я его в холодную воду столкнул. Потом говорю: “Быстро в парную!” И так несколько раз сделал. Дня через три он говорит: “У меня головные боли прекратились, и нос очистился”. Он всем об этом рассказывал, так радовался.

Был еще случай. Одна женщина мучилась головными болями. Что только не перепробовали - уже никакое лекарство не помогало. Осталось только сделать операцию, трепанацию черепа. У меня была книга Суворина “Лечение голодом”. Я ей дал эту книгу, и она поголодала двадцать один день. На восемнадцатом дне у нее из головы вышло где-то поллитра гноя. Она освободилась от этой болезни. И так уверовала в пользу лечебного голодания, что каждый год по двадцать одному дню голодает. Сейчас ей 56 лет, и голова о себе никак не дает знать.

Конечно, надо просить и Господа, и Матерь Божию, и святых об исцелении болезней, но с расчетом, чтобы, исцелясь, служить и жить во славу Божию. А то есть такие, их излечи - а они еще дел разных натворят! Господь знает, что многие люди просят здоровья, а если им дать исцеление, так они могут много дров наломать. Не полезно этим людям быть здоровыми.

Как нужно вести себя в болезни? Что важно в этот период для человека?

Самое главное - не забывать за все благодарить Господа. Когда нас постигла болезнь, то надо помнить: чем сильнее боли, тем сильнее надо благодарить Господа. Говорите: “Слава Тебе, Господи! За грехи мне как раз эта болезнь. Это мне для очищения надо, да еще и мало. Мне надо еще больше скорбей и болезней - у меня столько грехов!” Если мы так будем благодарить Господа, переворачиваясь с одного бока на другой, то Господь даст силы. Душа тогда быстро очистится от грехов.

Я знал в Почаевской Лавре одного иеродиакона Герасима, он сильно обгорел: руки сгорели, спина, живот. Он шесть дней стоял на коленях, нельзя было прилечь. Он не роптал, хотя руки и были все черные, обожженные. Он ни разу не возроптал. Каждый день его причащали. Через шесть дней он перешел в Вечность. Когда его отпевали на праздник Введения во Храм Божией Матери, я сказал проповедь народу, чтобы молились о нем. После службы пришел в келию, прилег отдохнуть и сразу увидел его. Он стоит на том месте, где горел, и говорит мне: “Спасибо тебе большое. Я - живой”. Значит, народ помолился за его душу.

Вот и надо благодарить Бога в болезни, не роптать. Многие добрые люди даже просили у Бога, чтобы Он дал какие-то болезни. То есть надо нести на плечах своих какую-то ношу, какой-то груз. Здоровые люди раньше носили на себе мешочки с песком, вериги по пуду-два. Мы сейчас этого не осилим, так хотя в болезнях будем благодарить Бога. Господь ведь знает, что у нас и печень больная, и сердце болит, и голова. Господь знает, кому что нужно для спасения, для очищения души. А ведь многие из нас столько много зла ближнему сделали! Порой всех подряд терзаем, душу выматываем, а нас - не тронь. Мы больные, у нас нервы оголенные. Я таким “больным” часто говорю: “Надо ваши нервы изолировать”. Знаете, как искрят оголенные провода? Может и током ударить, замкнуть. Так и человек: то инсульт, то инфаркт на почве “оголенных нервов”. Изнутри искрит - огонь из сердца идет, дым и смрад. Надо изолировать свои нервы чистосердечным покаянием (вспомнить все грехи от юности), не поверхностным, а основательным. И смирить себя, терпеть всех и вся. Тогда наши нервы укрепятся.

Можно ли делать замечание человеку, если он неправ?

Премудрый Соломон говорит: “Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя” (Причт. 9, 8). Когда человек делает что-то неправильно, а мы видим это, то нам хочется ему подсказать. Надо попробовать делать это постепенно. Знаете, как лед ногой пробуют - крепок ли, выдержит ли, не провалится ли? Мы все заражены гордыней, самолюбием. Нас ведь трогать нельзя. Если нас за больное место заденут, то может трупный яд пойти... Если человек с живой душой, разумный, так когда ему подскажешь, он возрадуется, возлюбит нас. Но если человек безумный, его трогать нельзя.

Опять же и мы сами должны знать, а по хорошему ли чувству мы хотим подсказать. Бывает, что и бес толкает нас что-то сказать, “сунуться” не в свое дело. А за это получаем по носу щелчок и теряем душевный мир. Так что все заранее продумывайте и взвешивайте.

У меня с детства страх - боюсь темноты. Когда дома один, то стараюсь спать со светом. Если пробую без света спать, то начинаются разные страхи или чьи-то сильные руки начинают ползти по телу к голове. Что со мной?

То, что в темноте страшно бывает, так это все очень просто: когда душа нераскаянная, имеются грехи, то в это время душа боится, особенно это тогда, когда находимся в темноте - вдруг кто-то сейчас схватит? Демоны постоянно присутствуют рядом с человеком, поэтому-то нет в душе мира, нет покоя, и совесть мучает. Когда же человек искренне на исповеди покается во всем, все духовнику расскажет, тогда этот страх уходит. Человек может тогда и ночью, и в любом помещении находиться. Это потому, что Ангел Господень всегда с ним и охраняет его. Но надо сказать, что демоны любят наводить страх, но поскольку они духи и не имеют плоти, то они не сделают ничего верующему человеку. Если что-то все-таки сделают, то только по попущению Божиему, и то для пользы нашей, чтобы мы не дремали. На то и щука, чтобы карась не дремал!

Я слышала, что если пролить крещенскую воду, это место надо выжечь, так как эта вода святая.

Когда мы освящаем жилище, то святой водой окропляем все - и внутри дома, и снаружи - и вода везде попадает, но греха в этом никакого нет. Так одна женщина говорит: “Я когда моюсь, снимаю с себя крестик”. “Почему?” “Потому что вода попадает на крестик и освящается, а потом святая стекает в канализацию. Я боюсь, что это грех”. “Крест не положено с себя снимать. Носи его и не думай о грехе”. Крест имеет большую силу, конечно, он и воду освящает, и того, кто носит его, защищает.

Попускает ли Господь войти бесу в ребенка - чистое, безгрешное создание, но некрещеное?

Ребенок рождается уже с первородным грехом, потому, если он некрещен, в нем уже живет злой дух. И когда крестят, священник прочитывает особые молитвы на изгнание из некрещеного злого духа.

Если общаешься с бесноватыми, то можно ли от них заразиться?

Человек заражается грехом. Бывает, в храме во время службы вдруг около нас человек забесновался. В нем начинает бес шуметь, кричать, и многие боятся: “А вдруг он войдет в меня?” Знаете, бояться не надо.

Однажды был такой случай. Человек закрыл рот, боясь, что бес войдет в него через открытый рот. Но бес в бесноватом человеке говорит ему: “Не бойся! Я в тебя не войду. В тебе уже живет мой друг - бес блуда”.

Так что если в человеке Дух Святой живет, никогда бес не войдет в человека. А если нет в нем Духа Святаго, то значит, что в нем живет другой бес - без прописки. Душа незанятой не бывает.

На меня навели порчу, могу ли я исцелиться?

Часто приходится слышать: “меня сглазили, навели порчу, болезнь, исцелите меня». Вот что о сглазе говорят святые отцы.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: “Диаволы не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, разве когда сие попущено по смотрению Божию, как случилось с праведным Иовом и как написано в Евангелии о свиньях гадаринских. Но при Божием попущении они сильны, принимают и переменяют, как хотят, мечтательный образ». Поэтому народное поверье, будто колдуны портят людей, то есть поселяют диаволов в каких им угодно людей - нелепое и совершенно неосновательное. Не следует поэтому приписывать им особенной силы и страшиться их. Диавол поселяется в людях по попущению Божию, стало быть, сам по себе никакой посторонний человек или колдун не может иметь в этом бедствии никакого участия или посредства. Поселяется диавол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для диаволов - выметенное и убранное. Нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого. Об этом говорит Спаситель наш: «Когда дух нечистый выйдет из человека (изгнанный при крещении нашем), то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: «Возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И вот он идет. И если, пришедши, находит его не занятым Богом (когда кто лишится Святаго Духа за свою нераскаянную греховную жизнь), тогда идет нечистый дух «и берет с собою семь других духов, злейших себя... и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43-45). Таким образом, люди, одержимые злыми духами, должны жаловаться в своих временных и вечных мучениях не на колдунов, а единственно на одних себя.

В угодных же Богу людей бесы не могут войти: бес, изгнанный преподобным Парфением из одного человека, просил указать ему другого, в которого бы он вошел, и когда святой Парфений предлагал войти в него, диавол, сказавши: «Как я могу войти в дом Божий», - исчез.

Верить ли сновидениям? Если верить, то как узнать - от Господа сон или нет?

Сны бывают трех родов: от Бога, природные и от диавола. Природные сны - те, в которых продолжается наша повседневная жизнь, и мы во сне заняты теми же заботами, что и днем. Сны, посланные Богом, показывают нам состояние нашей души, и Господь нас призывает покаяться, изменить образ жизни. Бывает, что человек видит бездну ада или блаженства рая, святых, которые призывают на путь истинный... Но святые обычно являются совершенным людям. Некоторые говорят: вот я часто вижу во сне Матерь Божию, Она приходит ко мне и говорит мне то-то и то-то. Преподобный Серафим Саровский проводил святую жизнь, он прожил в монастыре двадцать пять лет, умом ни разу не выходил из стен монастыря, потом по благословению жил пятнадцать лет в пустыни, питался только снытью - травой, раз в неделю вкушал хлеб и воду, тысячу дней и ночей простоял в молитве на камне... Ему Матерь Божия являлась двенадцать раз. А некоторые прожили жизнь в грехах, и им то и дело «Матерь Божия» является... Сны от диавола непростые, хитрые. Часто диавол человека под видом добра искушает. Был такой случай. Две подружки -девушки Фаина и Мария - вместе пели в церкви, собирались, вели духовные беседы, друг друга духовно поддерживали. А диавол духовной дружбы не любит. Через год спрашиваю Фаину: «А как Мария поживает?» А она отвечает: «Я уже целый год с ней не дружу». «Почему?» «А мне сон приснился, явился юноша и сказал: «Ты с ней не дружи, она плохая, предаст тебя», - я и перестала с ней встречаться». Встречаю в тот же день Марию: «Что же ты с Фаиной не дружишь?» «А мне юноша явился и сказал, чтобы я с ней не дружила, ненадежный она человек». Собрал я вместе Фаину с Марией и попросил их свои сны рассказать. Рассказали и рассмеялись, что сон им один и тот же приснился. Помирились. А у диавола цель одна только была - душу погубить.

Отчего бывают страшные сны?

Когда человек пребывает в гордыне, когда все дарования и способности, данные ему Богом, приписывает себе и ставит себя выше других - «я не такой», «я не такая, как все», то благодать Божия отходит от него, не защищает его больше. А грех гордыни самый страшный, ведь человек все похищает, отнимает у Бога и себе приписывает. Находясь в таком безблагодатном состоянии, человек, когда ложится спать, может видеть во сне себя в плохом состоянии. Могут на него какие-то черные люди нападать, или собаки и другие звери гонятся, или стал он перепрыгивать большую канаву и, промахнувшись, полетел в такую пропасть, что от страха проснулся. Просыпается и радуется, что только во сне все это видел. Нападают всякие гады, змеи; да мало ли что приснится. Вот через эти сны Господь показывает, что мы неправильно живем. Когда человек осознает свою греховную жизнь, поймет, что живет только по милости Божией, что без воли Божией ничего с нами не бывает, когда предаст себя в руки Божии, уступая не по праву занятое им место Богу, тогда все как надо, устроится благодатная жизнь. Когда позволим Богу творить нашу жизнь, тогда душа успокоится. Конечно, и святых людей бесы пугают, но там уже не страшно - их хранит благодать Божия.