Артемий Мартынов
Пожалуй, каждый православный христианин, читавший Священное Писание и учение Святых отцов, сталкивается с вопросом: а что такое православие? Скорбь или радость?
Найти ответ на этот, с первого взгляда простой, вопрос, очень нелегко. В самой Библии Спаситель говорит: «Внидите узкими враты: яко пространна врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им». Что видим мы из этих слов? Иисус Христос говорит что нам, православным христианам, для того чтобы спастись предстоит идти вратами и дорогой узкой. Но что такое узкие врата? Ответ на этот вопрос нам дает блаженный Феофилакт Болгарский, говоря: «Узкими вратами называет искушения, как произвольные, например пост, бдение, вольную нищету, странничество и другие, так и непроизвольные…». Можно вспомнить множество примеров святых, которые терпели ужасные страдания и лишения. Значит ли это что нам, на пути своего спасения, придется претерпевать только скорби и лишения?
Давайте теперь вспомним другие слова Господа: «Иго бо Моё благо, и бремя Моё легко есть…». Что эти, что слова которые мы слышали в первом примере произнес Сам Иисус Христос, поэтому может сложиться ошибочное мнение, что эти слова противоречат друг другу. Но это совсем не так. Конечно, для человека живущего в мире и ведущего духовную жизнь, как попало, православие является тяжестью. Многодневные посты, долгие молитвы, ограничение своих помыслов и своей греховной воли — всё это кажется такому человеку непосильной ношей. Такой человек видит в православие лишь скорби и лишения. Но такой человек допускает серьезную ошибку, Ошибка эта — поверхностное суждение, без углубления в суть попроси. Этот человек видит скорби, но не знает для чего они. Мы же с вами знаем, что скорби и лишения посылаются Господом для испытания нашей веры, нашего смирения. Поэтому можно сказать, что скорбями мы спасаемся, а так как спасение души есть первоочередная задача для верующего человека, то мы должны быть рады средству нашего спасения.
Давайте вспомним историю многострадального Иова. Имевший большую и дружную семью и ведущий благочестивый образ жизни, он в один день лишился всего что имел. Разбойники угнали скот, а ураган разрушил дом и погубил всю семью. Сам он заболел страшной болезнью. Но, даже незаслуженно претерпев всё это, он не возроптал на Господа, а лишь сказал: «Бог дал, Бог взял». За его смирение Господь Восполнил ему всё утраченное и даровал ещё большее — спасение.
Так будем же дорогие отцы и братья, помня историю Иова и слова святителя Дмитрия Ростовского: «Нет у праведных печали, которая не притворялась бы в радость», четко понимать, что православие это Радость в скорбях.
Найти ответ на этот, с первого взгляда простой, вопрос, очень нелегко. В самой Библии Спаситель говорит: «Внидите узкими враты: яко пространна врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им». Что видим мы из этих слов? Иисус Христос говорит что нам, православным христианам, для того чтобы спастись предстоит идти вратами и дорогой узкой. Но что такое узкие врата? Ответ на этот вопрос нам дает блаженный Феофилакт Болгарский, говоря: «Узкими вратами называет искушения, как произвольные, например пост, бдение, вольную нищету, странничество и другие, так и непроизвольные…». Можно вспомнить множество примеров святых, которые терпели ужасные страдания и лишения. Значит ли это что нам, на пути своего спасения, придется претерпевать только скорби и лишения?
Давайте теперь вспомним другие слова Господа: «Иго бо Моё благо, и бремя Моё легко есть…». Что эти, что слова которые мы слышали в первом примере произнес Сам Иисус Христос, поэтому может сложиться ошибочное мнение, что эти слова противоречат друг другу. Но это совсем не так. Конечно, для человека живущего в мире и ведущего духовную жизнь, как попало, православие является тяжестью. Многодневные посты, долгие молитвы, ограничение своих помыслов и своей греховной воли — всё это кажется такому человеку непосильной ношей. Такой человек видит в православие лишь скорби и лишения. Но такой человек допускает серьезную ошибку, Ошибка эта — поверхностное суждение, без углубления в суть попроси. Этот человек видит скорби, но не знает для чего они. Мы же с вами знаем, что скорби и лишения посылаются Господом для испытания нашей веры, нашего смирения. Поэтому можно сказать, что скорбями мы спасаемся, а так как спасение души есть первоочередная задача для верующего человека, то мы должны быть рады средству нашего спасения.
Давайте вспомним историю многострадального Иова. Имевший большую и дружную семью и ведущий благочестивый образ жизни, он в один день лишился всего что имел. Разбойники угнали скот, а ураган разрушил дом и погубил всю семью. Сам он заболел страшной болезнью. Но, даже незаслуженно претерпев всё это, он не возроптал на Господа, а лишь сказал: «Бог дал, Бог взял». За его смирение Господь Восполнил ему всё утраченное и даровал ещё большее — спасение.
Так будем же дорогие отцы и братья, помня историю Иова и слова святителя Дмитрия Ростовского: «Нет у праведных печали, которая не притворялась бы в радость», четко понимать, что православие это Радость в скорбях.