Слово протоиерея Романа Ковальского,
настоятеля Спасо-Парголовского храма

О программе занятий с дошкольниками 4-7 лет

Предлагаемая программа по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» представляет собой систематизированный материал с подробными планами, конспектами занятий, методическими рекомендациями и наглядными пособиями, разработанный на основе десятилетнего практического опыта Воскресной школы при Спасо-Парголовском храме Санкт-Петербургской митрополии.

Создание такой комплексной Программы на электронном носителе в виде учебно-методического пособия для педагогов, воспитателей, родителей и лиц, занимающихся духовно-нравственным воспитанием на основе православных традиций, безусловно, имеет большой практический интерес.

Для одного из воспитателей достаточно простого совета по наставлению в духе веры, другому, руководимому учёной любознательностью, необходима научность, кому-то важен непосредственный пример для подражания. В данной Программе учтены все вышеперечисленные потребности.

В пояснительной записке авторы Программы справедливо отмечают, что «Пособие носит экспериментальный характер, поэтому не может быть в точности повторено. Каждый педагог должен найти свои интересные моменты и приемы, в зависимости от своего опыта, возраста и уровня подготовки детей». Тем не менее, именно развёрнутые конспекты занятий, представленные в Программе, помогут определить верный маршрут в разработке индивидуальных планов работы с детьми дошкольного возраста. Ведь истина, добро и благодать проникают в сердце ребёнка разными путями.

Бытуют спорные мнения, с какого возраста стоит начинать духовно-нравственное воспитание человека. Для православных христиан этот вопрос не должен вызывать затруднений. Евангельский ответ известен: «Пустите детей приходить ко Мне, — говорил Спаситель, — и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10: 14, 16). Так и Богоотроковица Мария была отдана родителями на воспитание в Иерусалимский храм в трехлетнем возрасте.

Дух Христов во все времена один и тот же. Именно дети могут пламенно возлюбить Иисуса Христа, так как детская душа особенно чутка, расположена к принятию Его Образа, примера, евангельского учения и даров благодати, которой приуготавливается душа к наследованию Царствия Божия.

Очень важно помимо ума и воли, как завещал св. прав. Иоанн Кронштадтский, образовывать именно сердце ребёнка. «Сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».

В рассматриваемой Программе авторы касаются пользы присутствия родителей малышей на занятиях. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу отмечает: «Пусть и мать сидит рядом, в то время как душа ребенка образовывается такими рассказами, чтобы и она помогла этому и хвалила рассказываемое». Это доброе соучастие, соработничество детей, их родных, близких знакомых во время воспитательно-образовательного процесса имеет обоюдную пользу. Искренняя детская вера в свою очередь укрепляет веру взрослых, смягчает, умиляет их сердца, укрощает страстность и дарит счастливое ощущение духовного семейного сотворчества.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь, таким образом, до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем».

Каноничность и научность в подходах к выбору тематического наполнения Программы, её Христоцентричность в духе Православной Церкви, безусловно, отвечают задачам, предполагаемым для решения. Среди них: воспитание благоговейного отношения к святыне, важности молитвы, понимания богослужения, церковной жизни, помощь в воспитании религиозно-нравственных чувств и благополучной социальной адаптации в коллективе.

Принципы построения Программы способствуют проживанию детьми Литургической жизни при храме, в семье и школе по кругу светлых праздничных дней, то есть в соответствии церковному календарю в условиях атмосферы радости и творчества. Содержание адаптировано для восприятия тематических мероприятий детьми дошкольного возраста с учётом их интеллектуальных, психологических и физиологических особенностей.

Принципы организации занятий делают их доступными, яркими, интересными. Задействуются все каналы восприятия информации (визуальные, аудиальные, тактильные), с учётом индивидуальных особенностей детей. Нахождение ребёнка в атмосфере православного праздника, подготовки к нему, знакомства с ним, благодатно влияет на восприятие детской душой духовно-нравственного воспитания.

Таким образом, данный коллективный труд педагогов Воскресной школы Спасо-Парголовского храма, стоит рассматривать как полезный опыт по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, для распространения среди коллег-педагогов воскресных школ, воспитателей православных групп детских садов, центров детского развития и родителей.

Видеосюжет о программе "Лучики"

«Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства... Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий». /В.В. Зеньковский/

В представленной программе описан десятилетний опыт работы по духовно-нравственному воспитанию и воцерковлению детей дошкольного возраста в группах семейной поддержки «Лучики» в Воскресной школе при Спасо-Парголовском храме Санкт-Петербурга.

Программа рассчитана на три года обучения и представлена в трех частях в соответствии с возрастом детей: 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет и имеет образовательные и воспитательные задачи. Особенностью программы является то, что дети дошкольники занимаются по ней один раз в неделю в так называемых группах семейной поддержки, так как занятия проходят в воскресенье во время Божественной Литургии и родители в это время имеют возможность помолиться на службе в храме. В конце занятий, настроив детей на внимательное отношение к службе в храме и благоговейное принятие Святого Причащения, педагоги приводят их в храм на Причастие.

Занятия с детьми носят не только обучающий, но и воспитательный характер, чтобы они приобретали не только определенные знания, но ещё и навыки благовоспитанного поведения, любовь к педагогам, друг к другу, к окружающему их миру. Результатом трехлетнего обучения в группах «Лучики» становится обретение любви к храму, к Господу, Церкви, святым и своему Отечеству.

Занятия по данной программе в нашей воскресной школе проводятся во время Божественной Литургии, но эта программа может быть использована педагогами воскресных школ на занятиях с дошкольниками и в другое время и в другие дни, а также воспитателями православных групп детских садов и центров детского развития и родителями.

Программа по духовно-нравственному воспитанию и воцерковлению разработана педагогами Воскресной школы имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Спасо-Парголовском храме Санкт-Петербургской митрополии.

Полная версия учебно-методического пособия расположена на сайте

www.luchiki-spb.com

Под общей редакцией протоиерея Александра Зелененко, кандидата богословия, законоучителя и духовника приходской школы.

Педагоги составители: Лемец А.Н., Астанкова Л.Н.

Характеристика программы

Содержание.

1. Введение.
2. Пояснительная записка.
3. Цели и задачи.
4. Состав участников.
5. Место предмета в учебно-воспитательном процессе.
6. Основные разделы программы.
7. Основные блоки программы.
8. Краткое содержание программы.
9. Дополнительные материалы к программе.
10. Учебно-тематический план.
11. Принципы построения программы
11. Структура и ход занятий
12. Примерные результаты обучения
13. Результативность программы
14. Возможности развития и распространения опыта
15. О работе с родителями дошкольников

Введение

Православная вера и церковная жизнь народа на Руси исторически являлась и является главным основанием духовно-нравственного становления личности и воспитания подрастающего поколения, способного к жертвенному служению Богу, Церкви и Отечеству. «Приняв Православие, русский народ обрел в нем свое историческое призвание, идеалы духовной жизни, культуру и государственность. Православная вера стала глубочайшей нравственной основой русской души», — писал митрополит Иоанн (Снычев).

Именно на этой основе возросли все российские святые, был воспитан великий народ, создавший сильное государство, богатую культуру, особый уклад и образ жизни; имеющий главным ориентиром учение Православной Церкви, непреложным идеалом – Богочеловека Иисуса Христа, нравственным образцом – святых, а высшей целью – достижение Царства Небесного. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Эти слова Господа в полной мере оправдались в судьбе России: пока наш народ воспитывался в духе православного вероучения и сердце свое отдавал сокровищу нетленному – преумножению благодати Святого Духа и душеспасительному устроению жизни, его земное бытие было отмечено благоденствием, процветанием и славою. Мы не должны забывать, что именно Православие явилось для России духовно-нравственной и исторической первоосновой, этнообразующим, культурообразующим и государствообразующим началом.

Высказывания святых, подвижников веры и благочестия, мнения православных богословов, философов и историков позволяют прийти к заключению, что смысл русской истории - в верности нашего народа Православию и Отечеству. В этом контексте, правильно будет считать, что главный смысл воспитания христианина-россиянина в верности Православию и Отечеству.

Духовно-нравственное воспитание, основанное на христианских ценностях, традициях отечественной педагогики, благотворно влияет на формирование православного мировоззрения, правильных семейных отношений, интеллектуального потенциала и гражданско-патриотической позиции. Воспитать цельную, духовно-нравственную личность - значит обрести в её лице надежную опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества.

Воспитание детей — это отдача не только физических сил, но особенно сил душевных и духовных. Человека мы созидаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к детям, домочадцам и всем людям. Любовью педагога к детям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Только при этом условии мы будем способны воспитать с Божией помощью, духовно-нравственную личность, перед которой будут бессильны соблазны и искушения современного мира. Не имея опыта собственного церковного детства, родители детей своих хотят воцерковить, как маленьких взрослых, допуская при этом множество разного рода ошибок и упущений. Всё это говорит о необходимости оказания таким семьям церковно-педагогической помощи и сопровождения силами церковного прихода. Эта помощь должна быть комплексного характера: духовническая, со стороны священнослужителей; педагогическая, в лице церковных педагогов; психологическая, медицинская и всевозможная другая со стороны членов приходской общины. Опытом организации такой помощи семье в работе с дошкольниками по их духовно-нравственному воспитанию мы хотим поделиться.

Пояснительная записка

Идея занятий с детьми в группах семейной поддержки в то время, когда в храме идет Литургия, исходила из тех соображений, что маленьким детям-дошкольникам трудно воспринимать и тяжело выстаивать церковную службу в полном объеме, а присмотр за ними отвлекает родителей от участия в богослужении. Поэтому в нашем храме часть воскресной Литургии дети находятся под наблюдением опытных церковных воспитателей, которые проводят с ними занятия в воскресной школе при храме, постепенно подготавливая их к осознанному участию в богослужении, причащении и церковной жизни. Родители, чередуясь, помогают воспитателям в проведении этих занятий, что позволяет им перенимать опыт подобной работы. О пользе подобной практики пишет опытнейший церковный педагог С.С. Куломзина: «Можно допустить, что для маленьких детей, которым трудно, утомительно и даже невозможно выстаивать долгие богослужения, имеет смысл заниматься с ними, соответственно их возрасту, в другом помещении и приводить их в церковь к какому-то определенному моменту, постепенно воспитывая в них понимание и интерес к службе. Но всякое религиозное обучение должно быть введением в жизнь Церкви, а не заменой ее».

Поэтому целесообразно, во время Литургии в воскресные дни, систематически заниматься с детьми в отдельном помещении по возрастным группам.

О важности занятий с дошкольниками по ходу богослужения.

Существует целый ряд объективных причин, по которым дошкольники испытывают трудности в восприятии и пребывании за богослужением в храме:
• церковное богослужение своим языком, структурой, содержанием, символикой и продолжительностью не рассчитано на восприятие дошкольников;
• детям трудно длительное время сохранять сосредоточенность на непонятном для них богослужении и, не передвигаясь, стоять на одном месте;
• дети, не понимая происходящего, изнывают от продолжительности церковных служб, капризничают, порой плачут, мешают родителям и молящимся в храме;
• истомленные продолжительностью службы дети мало осознают происходящее, их пребывание в храме становится формальным и для них тягостным, формируя стереотип неправильного, а порой протестного отношения к храму, богослужению и к святому Причащению.
• Мало кто из родителей может доступно комментировать дошкольникам происходящее в храме за богослужением. Это неизбежно будет отвлекать внимание их и окружающих от молитвенного пребывания за богослужением.

Ошибочно считать, что присутствие детей на непонятном и долгом для них богослужении обязательно принесет воспитательный эффект. Нельзя всю духовно-нравственную жизнь и христианское воспитание сводить лишь к хождению в храм. Детям необходимо многогранное воспитательное влияние через добрый пример, отношение любви, душевное расположение и общение, развивающую игру и благотворную среду. Все это становится возможным, если во время части храмового богослужения организовать систематические занятия с детьми, силами профессиональных воспитателей и их помощников. Тогда дети не будут в самопредоставленности и бесконтрольности, а под руководством воспитателей будут осваивать программу занятий, что послужит их сознательному вхождению в церковную жизнь.

Занятия с детьми носят обучающе-воспитательный характер, чтобы они приобретали не только церковное знание, но ещё более - навыки благовоспитанного поведения, любовь к учащим, учащимся и к занятиям. Это послужит им в обретении любви к храму, к Господу, Церкви, святым и своему Отечеству. По окончании занятий, настроив детей на внимательное отношение к службе в храме и благоговейное принятие Святого Причащения, воспитатели приводят их в храм. Группа старших детей приводится раньше младшей, чтобы дети все более ориентировались, вникали и привыкали к богослужению, молитвенной атмосфере в храме. Так постепенно из года в год увеличивается время молитвенного пребывания детей на Божественной Литургии и сокращается время занятий вне храма.

Цели и задачи

Целью занятий с дошкольниками, а опосредовано и их родителями, является начальное воцерковление семьи и христианское воспитание детей.

При этом ставятся следующие задачи:
— познакомить детей: с праздниками церковного календаря, с доступными Библейскими историями, сюжетами и притчами;
— пробудить интерес к житиям святых и способствовать их желанию подражать им в доброделании;
— подвести детей к пониманию важности молитвы, храмового богослужения и церковной жизни;
— разъяснять смысл Божьих Заповедей и важности их соблюдения;
— формировать христианские понятия и представления о Боге, о добре и зле, окружающем мире, о человеке и доброй жизни;
— воспитывать нравственные чувства: почитания, послушания, совестливости, честности, ответственности, сострадания, милосердия и любви;
— формировать начальные навыки молитвенного обращения к Богу, Божией Матери, Ангелу хранителю, своему святому - Небесному покровителю и святым, как основы духовной жизни в этом возрасте;
— привить начальные навыки пения, рисования и рукоделия, как начального воспитания трудолюбия;
— способствовать социальной адаптации детей в коллективе и умению взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми.

Важно познакомить родителей между собой, чтобы они начали дружить семьями, участвовать с детьми в праздниках, паломнических поездках, общих занятиях и трудовых делах. Хорошо, если за дошкольный период у детей сформируются христианские отношения, и они до выхода в светскую жизнь обретут друзей в церковной среде.

Детям, не посещающим дошкольные учреждения, важно сформировать добрые отношения с церковным педагогом и занимающимися детьми, что поможет им социально адаптироваться в коллективе, получив опыт общения со сверстниками и педагогами.

Состав участников

Дети дошкольного возраста 4-7 лет с родителями из воцерковленных и мало воцерковленных семей прихода Спасо-Парголовского храма.

Место предмета в учебно-воспитательном процессе

Первая дошкольная ступень воскресной школы.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Общее количество часов: 84 часа. 28 часов в год. 1 час в неделю.

Основные разделы программы

1. Организованные занятия с детьми.
2. Праздники.
3. Работа с родителями.

Основные блоки программы

1. Священное Писание и Священное Предание.
2. Праздники церковного календаря.
3. Храм - дом молитвы, дом Божий.
4. Молитва.
5. Красота и гармония Божьего мира.
6. Заповеди Божии.
7. Жития святых.
8. Дерево добродетелей.
9. Семья.
10. Художественное творчество.

Краткое содержание программы

В программу входят подробные конспекты занятий по 3 возрастным группам: 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

1) Литературный материал для всех групп занимающихся.
2) Фотографии детских поделок для всех групп.
3) Подвижные и хороводные игры.
4) Сценарии праздников Христова Рождества и Пасхи Христовой.

Дополнительные материалы к программе

Три статьи и брошюра протоиерея Александра Зелененко:
1) «Понятие о духовно-нравственном воспитании в православной традиции»
2) О воцерковлении дошкольников в группах семейной поддержки «Лучики»
3) «Законоучительство и педагогические принципы св. прав. Иоанна Кронштадтского»
4) «О христианском воспитании и воцерковлении детей в наши дни»
5) Психологические и возрастные особенности младших дошкольников от 3 до 6 лет. С.С. Куломзина «Наша Церковь и наши дети».
6) Психолого-возрастные особенности дошкольников от 4 до 6 лет. Т.В. Склярова и О.Л. Янушкявичене «Возрастная педагогика и психология»
7) Особенности преподавания Закона Божьего у дошкольников
8) О работе с семьями дошкольников
9) Годовой план родительского семинара «Школа православной семьи»
10) Списки рекомендуемой литературы для педагогов, детей и родителей

Учебно-тематический план

Тема Часы Виды деятельности детей
  Младшая группа Средняя группа Старшая группа  
Священное Писание. Священное предание. 3 часа 5 часов 7 часов Слушание педагога, беседа, просмотр иллюстраций, работа с наглядными пособиями.
Церковные праздники 1 час 1 час 1 час Слушание педагога, беседа, просмотр видеофильма, иллюстраций, работа с наглядными пособиями.
Храм - дом Божий. 2 часа 2 часа 2 часа Слушание педагога, беседа, просмотр иллюстраций, работа с наглядными пособиями.
Молитва 1 час 1,5 часа 2 часа Слушание педагога, совместная молитва.
Красота и гармония Божьего мира 2 часа 1 час 1 час Слушание педагога, беседа, просмотр иллюстраций, работа с наглядными пособиями.
Жития святых 1 час 3 часа 2 часа Слушание педагога, беседа, просмотр иллюстраций, работа с наглядными пособиями.
Заповеди Божии - - 2 часа Слушание педагога, беседа, просмотр иллюстраций, работа с наглядными пособиями.
Дерево добродетелей 5 часов 3,5 часа 2 часа Слушание педагога, беседа, просмотр иллюстраций, работа с наглядными пособиями.
Семья 4 часа 2 часа 1 час Слушание педагога, беседа, просмотр иллюстраций, работа с наглядными пособиями.
Художественное творчество 5 часов 5 часов 5 часов Аппликация, ручной труд, оригами, конструирование из природного материала и рисование.
Игры 4 часа 4 часа 3 часа Дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, физ. Минутки.
Итого: 28 часов 28 часов 28 часов  

Принципы построения программы

1. Соответствие стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемому в воскресных школах (для дошкольной ступени) Русской Православной Церкви.
2. Соответствие церковному календарю.
3. В одно занятие может включаться один или несколько из ниже названных блоков.
4. Адаптированность содержания к дошкольному возрасту.

Принцип отбора содержания. Каноничность и научность.

Принципы организации занятий:
1. Принцип наглядности.
2. Принцип доступности.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Принцип связи содержания занятий с жизненным опытом детей.

Принцип подачи материала:
Последовательность (взаимосвязь предыдущего материала с последующим).
Постепенность (от простого к более сложному)
Концентричность (ежегодная повторяемость с расширением и углублением изучаемого материала).

Структура и ход занятий

Занятия состоят из нескольких взаимосвязанных частей. Длительность занятия около часа. Для дошкольников это - большая нагрузка. Поэтому занятия проводятся комплексные, на которых используются разные виды деятельности детей.
В первой части: рассказ или беседа, для отдыха проводится подвижная игра, далее сказка и творческое задание, которые соединяются единой темой. Поэтому дети не устают, и сохраняется внимание и интерес в течение всего занятия.

Примерные результаты обучения

- Понимание, что Бог есть Творец мира;
- Представление о Библии как Священной книге, знание главных, доступных возрасту детей сюжетов из Библейской Истории.
- Знание Заповедей Божиих (обзорно);
- Знание о молитве, умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило.
- Знание имен своих небесных покровителей, святых, почитаемых в семье и на церковном приходе.
- Осознанное участие в Таинстве Святого Причащения.

Результативность программы

Приобщение детей к отечественным духовно-нравственным ценностям - православной вере, культуре, традициям и христианскому образу жизни, является одним из приоритетных направлений в процессе воспитания детей. Очень важно начать этот процесс с дошкольного возраста, чтобы заложить духовно-нравственные основы воспитания, научить ребенка различать добро и зло, чувствовать и понимать разумную меру в словах, делах и поведении.

Следует отметить, что Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Лучики» имеет положительные результаты воспитания обучаемых, отмеченные по итогам 10-летнего практического опыта работы коллектива Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.

Принципы построения Программы способствуют проживанию детьми литургической жизни при храме и в семье по Кругу Светлых дней, то есть в соответствии с праздниками церковного календаря в условиях атмосферы радости и творчества. Нахождение ребёнка в атмосфере православного праздника, подготовки к нему, знакомства с ним, благодатно влияет на восприятие детской душой духовно-нравственного воспитания. Если в начале первого года группу «Лучики» посещало 6 – 8 детей, в возрасте от 2,5 до 6 лет, то постепенно приток желающих заниматься стал увеличиваться. На следующий год занятия посещали уже 15 детей. На третий год группу занимающихся разделили на две: младшая и старшая, где количество детей доходило до 20 человек. К четвертому году детей стало так много, что пришлось сделать 3 группы: младшую, среднюю и старшую. В последующие годы количество детей возросло от 50-60 до 80 человек.

Дети с удовольствием посещают воскресные занятия в дошкольных группах «Лучики». Со слов родителей, они всю неделю с нетерпением ждут, когда наступит воскресный день – день занятий в «Лучиках». Стараются не пропускать занятия, и очень огорчаются, если по какой-то, даже уважительной причине, не могут придти на занятия в любимые «Лучики».

Со слов родителей, у детей появился интерес к библейской истории, истории христианства, жизни святых, нашим традициям и праздникам. Они с радостью делятся своими знаниями с взрослыми, детьми и родными, не посещающими занятия в «Лучиках». После занятий они рассказывают родителям о том, что было интересного на занятиях, в храме и затем, со слов родителей, они всю неделю проигрывают сюжеты и сказки, которые педагоги показывали на занятиях.

Родители отмечают, что дети, посещая свои группы, стали добрее, внимательнее, послушнее, стали задумываться о своих поступках, различать добро и зло.

С большой радостью на занятиях дети делают поделки, чтобы потом подарить их своим родителям, родным, друзьям, а кто-то - бабушкам в храме. Когда заканчивается 3-ий год обучения, дети с грустью переходят на следующую ступень обучения.

Наши выпускники не забывают нас, они скучают и часто приходят в любимые «Лучики», где мы их всегда встречаем с радостью и любовью. Они часто бывают на наших праздниках, и не зрителями только, а активными участниками в подготовке и показе сказок и различных сценок для малышей. Кто-то из выпускников приводит своих младших братьев, сестер, друзей, а кто-то просто приходит на занятия помогать малышам в изготовлении поделок.

За время посещения занятий педагоги, родители и дети духовно сближаются и начинают дружить между собою и семьями. Они начинают интересоваться и помогать друг другу, вместе проводить праздники и досуг. Эта дружба продолжается и тогда, когда дети переходят на следующую ступень обучения Воскресной школы. Надеемся, что эта дружба сохранится на многие годы и поможет им в дальнейшем.

Как мы знаем, воспитание есть процесс созидания нравственной и духовной основы жизни личности. Здесь не обойтись без совместных воспитательных усилий, без преемства веры, семейного уклада, церковной жизни, православных традиций, примеров святости, благочестия, патриотизма, доблести, чести и принципов христианского воспитания. Воспитать цельную, духовно-нравственную личность – будущего христианина, семьянина и гражданина – значит обрести в её лице надежную опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества.

Возможности развития и распространения опыта

Представленная программа также размещена на DVD диске «Лучики». Группы семейной поддержки. Программы для детей 4-7 лет», который организован в виде сайта, автономно работающего на любом персональном компьютере и открывающегося любым установленным не нём браузером без наличия Интернета. (Если при установке диска в дисковод не произошло автоматического запуска главной страницы, то следует или запустить файл autorun – если такой вариант предлагает система, - или открыть содержимое диска в Проводнике, найти и открыть файл index.html, после чего откроется главная страница автономного сайта). Открывающаяся информация интерактивна, все пункты меню и ссылки в тексте рабочие, левое меню позволяет посмотреть все пункты описывающие программу и каждое занятие по возрастным группам.

Программа имеет методическое сопровождение каждого занятия, доступное для использования, что позволяет любому педагогу подготовиться и качественно провести занятие. Страница каждого занятия содержит следующие разделы: цель, материалы, необходимые для занятия (названия икон, перечень иллюстраций, что нужно для показа сказки и для изготовления поделки), ход занятия, текст сказки, описание игры, фотография поделки.

Представленная программа размещена так же на действующем сайте: www.luchiki-spb.com, который был разработан творческим коллективом педагогов Воскресной школы и прихожан Спасо-Парголовского храма.

Размещение программы на действующем сайте значительно расширяет возможности ее методического обеспечения, сопровождения и распространения среди педагогов не только Санкт-Петербурга, но и других регионов Российской Федерации и за ее пределами. Наличие этого информационного ресурса предоставляет возможность в дальнейшем развивать и совершенствовать данную программу, добавлять методические материалы, создать среду общения и обмена опытом для педагогов.

В настоящее время программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Лучики» уже несколько лет используется Воскресными школами Санкт-Петербургской митрополии и других епархий. Так как ещё несколько лет назад программа была востребована среди педагогов Воскресных школ, и педагоги дошкольных групп «Лучики» всегда щедро делились своими наработками не только на чтениях, педагогических семинарах, епархиальных просветительских выставках в Санкт-Петербурге, но и на Международных Рождественских чтениях в Москве, на педагогических конференциях и семинарах в других городах.

В целях популяризации данного опыта в 2009 году «Православной студией Санкт-Петербурга» по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира был снят видеофильм о работе с дошкольниками, тираж которого был распространен на Международных Рождественских чтениях в Москве. По просьбе организаторов чтений в течение нескольких лет на секции Воскресных школ осуществлялся показ этого видеофильма, представление программы и опыта работы с дошкольниками в группах «Лучики». Участникам чтений так же был предложен CD диск с конспектами занятий по возрастным группам.

О работе с родителями дошкольников

Приходская помощь воцерковляющейся семье не ограничивается только занятиями с детьми, а распространяется и на родителей.

Группа не случайно называется «группой семейной поддержки». Воцерковление семьи и обучающие родительские семинары – есть условие обретения педагогической грамотности родителей и создания благотворной воспитательной среды. С этой целью организован постоянно действующий родительский семинар «Школа православной семьи», где происходит обучение основам духовной жизни, правильным отношениям в семье, обсуждаются трудные вопросы по воспитанию детей и воцерковлению семьи. Этот процесс очень тонкий, трудоёмкий, но и самый важный, требующий больших усилий в работе над собой всех членов семьи. Данные занятия могут проводиться по-разному. В виде лекции, беседы, семинара, просмотра видеосюжета или фильма с последующим обсуждением. Замечательным материалом для этого могут послужить фильмы о семейной жизни с многолетнего фестиваля «Семья России». Лекции доктора психологических наук, монахини Нины (Крыгиной), доктора педагогических наук, Тамары Григорьевны Клещуновой, научного сотрудника Института семьи и воспитания РАО, Ольги Михайловны Потаповской. Так же полезны беседы священников Ильи Шугаева, Алексия Уминского, Артемия Владимирова и других православных специалистов по вопросам семейной жизни и воспитанию детей.

Благодарим за помощь в создании пособия:
Директора, режиссера и коллектив Православной киностудии СПб.,
Педагогов Кожевникову Н.Г., Баркову Е.К.
Максимову Е.С. – подготовка электронной версии,
Калюжную Л.И. – корректора,
Николаеву Е.Р. – художника,
Кузионова С.П. – дизайнерское оформление